Дело №а-2355/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Бондаренко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 04 октября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением в Омский районный суд Омской области к администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным постановления, указав, что на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ владеет на праве аренды земельным участком площадью 13 876 кв.м. с кадастровым номером №, вид разрешенного использования – объекты придорожного сервиса, с местоположением: <адрес>, д. Приветная. Постановлением администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, согласно которому на участке было разрешено размещение объекта капитального строительства – автомобильной стоянки в границах зоны допустимого размещения в соответствии с содержащимся в нем чертежом. В 2017 году на названном земельном участке осуществлено строительство стоянки автомобилей на основе разрешения на строительство №, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лузинского поселения Омского муниципального района Омской области. ДД.ММ.ГГГГ автомобильная стоянка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, поставлена на государственный кадастровый учет как сооружение с кадастровым номером № площадью 13 700 кв.м. Тогда же зарегистрировано право собственности на данный объект недвижимости. В 2018 году после обращения в администрацию Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию автомобильной стоянки в связи с необходимостью модернизации и усовершенствования, постановлением администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче разрешения на реконструкцию стоянки автомобилей» утверждено разрешение на строительство № в отношении автомобильной стоянки, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанным разрешением, реконструкция автомобильной стоянки должна осуществляться согласно представленной проектной документации «Реконструкция стоянки автомобилей на земельном участке, расположенном по адресу (местоположение): <адрес> подготовленной ООО «Строй Мир». После получения разрешения на реконструкцию автомобильной стоянки были проведены мероприятия, направленные на ее осуществление, приобретены необходимые строительные материалы. В августе 2018 года администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области было представлено уведомление о том, что постановлением администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации Лузинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выдаче разрешения на реконструкцию стоянки автомобилей» разрешение № на реконструкцию было отменено. Считает, что названное постановление № от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным и незаконным. Основанием к принятию оспариваемого акта послужило заключение кадастрового инженера ФИО5, являющегося работником МУП «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что кадастровый инженер не обнаружил на земельном участке с кадастровым номером № признаков объекта капитального строительства – автомобильная стоянка. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаем, предусмотренных частями 7, 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Соответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка подтверждается выдачей разрешения на строительство. По смыслу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации фактом выдачи разрешения на строительство уполномоченным органом подтверждено соответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка. В соответствии с частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, в случая прямо указанных в Градостроительном кодекса Российской Федерации, перечень является исчерпывающим. Таким образом, администрация Лузинского сельского поселения отменила ранее выданное разрешение на реконструкцию принадлежащей истцу автомобильной стоянки при отсутствии на то законных оснований, нарушив права истца. Учитывая изложенное, просит признать незаконным постановление администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации Лузинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выдаче разрешения на реконструкцию стоянки автомобилей».
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указав, что основанием для принятия оспариваемого постановления явилось заключение кадастрового инженера муниципального унитарного предприятия «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района Омской области ФИО5 При этом дополнила, что заявление о выдаче разрешения на реконструкцию поступило в администрацию Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ДД.ММ.ГГГГ с приложением необходимого пакета документов, что соответствовало положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица администрации Омского муниципального района Омской области ФИО3, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №, по условиям которого Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, площадью 13 876 кв.м., в границах Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение которого: <адрес> с кадастровым номером №, из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: объекты придорожного сервиса. Срок аренды участка составляет пятьдесят четыре месяца с даты государственной регистрации. Дата регистрации названного договора – ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании заявления ФИО1 утвержден градостроительный план № земельного участка с кадастровым номером №, площадью 13 876 кв.м., местоположение которого: <адрес>, для размещения объекта придорожного сервиса (стоянки автомобилей), согласно приложению к настоящему постановлению.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ФИО1 П.М. выдано разрешение на строительство №: наименование объекта капитального строительства – стоянка автомобильная; кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства – №; сведения о градостроительном плане – градостроительный план № № земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; сведения о проектной документации объекта капитального строительства, планируемого к строительству, реконструкции – проектная документация «Проект стоянки автомобилей на земельном участке, расположенном по адресу (местоположение): РФ, <адрес> шифр 466-01-17, выполнена ООО «ПРОЕКТСервис», проектная документация разработана в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами; площадь участка – 13 876 кв.м.; местоположение – <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на сооружение дорожного транспорта, площадью 13 700 кв.м., год ввода в эксплуатацию 2017 с кадастровым номером 55:20:101102:894, адрес: <адрес>, государственная регистрация права №, что отражено в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО1, руководствуясь статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 180 выдано разрешение на реконструкцию стоянки автомобилей на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 13 876 кв.м., имеющего местоположение (адрес): <адрес>, согласно приложению к настоящему постановлению (разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№, наименование объекта – стоянка автомобилей, кадастровый номер земельного участка в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства – №; номер кадастрового квартала – №; сведения о градостроительном плане земельного участка – градостроительный план № № земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден постановлением администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ; сведения о проектной документации объекта капитального строительства, планируемого к строительству, реконструкции, проведению работ сохранения объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта: проектная документация «Реконструкция стоянки автомобилей на земельном участке, расположенном по адресу (местоположение): <адрес> Шифр 541-03-18 2018 год ООО «Строймир» (рег. номер в гос. Реестре СРО: СРО-П-142-27022010); общая площадь 13 876 кв.м., местоположение: <адрес>. Срок действия настоящего разрешения до ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области вынесено постановление № «Об отмене постановления администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выдаче разрешения на реконструкцию стоянки автомобилей». Основанием для принятия названного постановления явилось заключение кадастрового инженера муниципального унитарного предприятия «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района Омской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.
Представленное в материалы настоящего дела заключение кадастрового инженера ФИО5 содержит сведения, что на основании обращения администрации Омского муниципального района Омской области осуществлен выезд в натуру с целью установления факта существования объекта капитального строительства «сооружение» стоянка автомобилей с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В результате обследования было выявлено отсутствие признаков объекта капительного строительства – сооружение «стоянка автомобилей». Отсутствует наличие твердого покрытия, на местности обнаружен только земляной грунт. Земельный участок частично огорожен бетонным забором.
С требованиями о признании недействительным постановления администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене постановления администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выдаче разрешения на реконструкцию стоянки автомобилей» обратился истец.
Порядок выдачи разрешения на строительство, продления, внесении изменений и прекращения действия разрешений на строительство регламентирован специальным законом – Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 224-ФЗ, действующего до 04.08.2018 года).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (пункт 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, к реконструкции капитального объекта применимы положения Градостроительного кодекса Российской Федерации о получении разрешения на капитальное строительство.
В соответствии с пунктом 21 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.
В части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Как следует из пункта 21.4 указанной статьи, уполномоченными органами принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2. настоящей статьи, при получении одного из следующих документов: уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок; уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.
По смыслу указанной нормы, имеющей императивный характер, орган местного самоуправления, выдавший истцу разрешение на реконструкцию, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, принимаемые ими решения, не могут быть произвольными. Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, быть обоснованным и мотивированным и не должен нарушать прав и законных интересов граждан и организаций.
Таким образом, с учетом положений Федерального закона № 131-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации решения исполнительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления об отмене ранее изданных (принятых) ими муниципальных правовых актов или об утрате ими юридической силы должны быть мотивированы и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты).
Предусмотренных частью 21.1. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаев, которые бы явились основанием для отмены действия разрешения на строительство, в данном случае органом местного самоуправления не установлено и в оспариваемом постановлении не указано. Заинтересованное лицо в постановлении об отмене разрешения на реконструкцию причины и основания для отмены разрешения должным образом не мотивирует.
Как следует из текста постановления, оно вынесено на основании заключения кадастрового инженера. В качестве правового основания содержатся ссылки на статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2013 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вместе с тем, доказательств проведения проверочных мероприятий, анализа документов, ссылок на изменение муниципальных актов (например, Правил землеустройства) в материалы дела не представлено, кроме заключения кадастрового инженера, которое не содержит выводов о нарушении норм градостроительного законодательства.
Таким образом, в оспариваемом постановлении отсутствуют сведения о причинах и основаниях выданного заявителю отмены разрешения на реконструкцию.
Рассматривая названный спор, суд должен оценивать наличие оснований для отмены разрешения на реконструкцию, установленных Администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
При проверке законности и обоснованности ненормативного акта органа власти суд не вправе подменять полномочия органа власти, а проверяет законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта по тем основаниям, которые в нем приведены.
Вместе с тем, оспариваемое постановление об отмене разрешения на реконструкцию не мотивировано, не содержит ссылок на фактические обстоятельства и правовые основания для отмены разрешения на реконструкцию.
При таких обстоятельствах суд полагает, что убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и нормах действующего законодательства, позволяющих признать оспариваемое постановление об отмене разрешения на реконструкцию законным и обоснованным, заинтересованным лицом, ответчиком не приведено.
Поскольку незаконная отмена разрешения на строительство порождает препятствия в реализации ФИО1 права пользования и распоряжения арендуемым земельным участком, суд находит подтвержденным нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя.
Доводы заинтересованного лица на то, что оспариваемое постановление об отмене разрешения на реконструкцию издано в связи с тем, что уполномоченными органами были установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что разрешение на реконструкцию выдано с нарушением требований Градостроительного кодекса, подлежат отклонению как не подтвержденные документально.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене постановления администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выдаче разрешения на реконструкцию стоянки автомобилей» принято с нарушением требований градостроительного законодательства, в пределах полномочий, установленных действующим на момент вынесения спорного постановления законодательства (Соглашение о передаче осуществления части полномочий администрации Омского муниципального района Омской области администрацией сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем, имеются основания для удовлетворения требований ФИО1 к администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным постановление администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене постановления администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выдаче разрешения на реконструкцию стоянки автомобилей».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Бессчетнова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.