Дело №а-2384/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2020 года <адрес>
Нальчикский городской суд КБР в составе председательствующего Тхазаплижевой Б.М., при секретаре Аттоевой А.Ш.,
рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству просвещения, науки и по делам молодежи КБР о признании незаконным бездействия по исполнению поручений Президента Российской Федерации и Государственного совета Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В Нальчикский городской суд КБР поступило административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее по тексту - БРМОД) к Министерству просвещения, науки и по делам молодежи КБР (далее по тексту - Минпросвещепия КБР) о признании незаконным бездействия по исполнению поручений Президента Российской Федерации и Государственного совета Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
В целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций утвержденных Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2039-р административный истец направил в адрес административного ответчика обращение общественного объединения граждан в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий отмеченных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от ДД.ММ.ГГГГ: «Уважаемые коллеги! Высокая доступность интернета должна стать конкурентным преимуществом России и наших граждан, создать широкое пространство для образования и творчества, для общения, для реализации социальных и культурных проектов. И конечно, это новые возможности для участия людей в жизни страны. Для нас значима каждая созидательная инициатива граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций, их стремление внести свой вклад в решение задач национального развития.
Очень важно, что действительно массовым становится волонтерское движение, которое объединяет школьников, студентов, да и вообще людей разных поколений и возрастов. Воплощением традиций взаимопомощи, уважения к старшим поколениям и к нашей истории стал проект "Волонтеры Победы". В этом году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для России 9 Мая - самый великий и святой праздник. Мы гордимся поколением победителей, чтим их подвиг, и наша память не только дань огромного уважения героическому прошлому - она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство.
Мы обязаны защитить правду о Победе, иначе что скажем нашим детям, если ложь, как зараза, будет расползаться по всему миру? Наглому вранью, попыткам переиначить историю мы должны противопоставить факты. В России будет создан крупнейший и самый полный комплекс архивных документов, кино- и фотоматериалов по Второй мировой войне, доступных и для наших граждан, и для всего мира. Такая работа - наш долг как страны-победительницы и ответственность перед будущими поколениями» (приложение 1, 2).
Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне (п.З ст. 11 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации").
Пункт 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в <адрес> 3-ДД.ММ.ГГГГ включены в Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ и утверждены Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N Пр-38ГС. Государственный совет Российской Федерации (далее - Государственный совет) является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Членами Государственного совета, в том числе, являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. (Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1602 "О Государственном совете Российской Федерации"). Таким образом, решение Государственного совета в части исполнения пункта 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Оспариваемое бездействие органа исполнительной власти в лице административного ответчика заключается в бездействии государственных органов в исполнении поручений Президента Российской Федерации, в нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц: благотворителей и добровольцев (волонтеров), детей, нуждающихся в помощи и защите государства, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения.
За защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации (ст. 17 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений").
Таким образом, благотворительная организация в статусе молодежного общественного движения обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц состоящего из своих участников; данные лица в заявлении не должны быть поименованы. Защита неопределенного круга лиц предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц из числа благополучателей, оказавшихся в одинаковой юридическо-фактической ситуации.
Административный иск не направлен в защиту собственного интереса общественного объединения, так как иного, самостоятельного, отдельного интереса непосредственно административного истца как субъекта направившего письменные обращения, отдельно от интересов его членов (участников) не существует по смыслу ч.1 ст.6 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях": «Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей».
Представитель административного истца ФИО1 ФИО5 просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные пояснения.
В пояснениях указано, что административный ответчик подтверждает следующие факты, на которые он ссылается как на основания своих возражений:
действующими нормами права на Минпросвещения КБР обязанность по обязательному сотрудничеству с общественными организациями не возложена. Это требование федерального законодательства. Приведенные подзаконные нормативные правовые акты конкретизируют нормы федерального закона. Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право: получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 18 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 135-Ф3 "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)").
Государством гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 18 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЭ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)").
Перечень поручений Президента РФ и распоряжение правительства РФ носят рекомендательный характер, нормой права не являются.
Довод административного ответчика не соответствует Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации" (вместе с "Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации"). Обязанности административного ответчика в части содействия оказанию благотворительной помощи в отношении детей попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи государства дополнительно регулируются распоряжениями правительства и профильным федеральным законом.
Нарушений прав неопределенного круга лиц не имеется. Благополучатели, из числа детей попавших в трудную жизненную ситуацию и лишившиеся родителей или оставшиеся без их попечения, а также нуждающиеся в помощи и защите государства имеют право на получение благотворительной помощи от благотворителей <адрес>.
Патриотическое, благотворительное, просветительское, инклюзивное мероприятие «Военный Заём 1942-1945» проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета Российской Федерации в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона (принципы трансграничности и санитарные требования не нарушаются) в рамках властно-административных отношений. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне (п.З ст. 11 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"). Решение Государственного совета в части исполнения пункта 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Благотворители <адрес> (участники движения) могут направлять пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков без физического присутствия в регионе благотворителей.
Таким образом, содержание возражения административного ответчика нарушает положения статей 39, 45, 46 и 53 Конституции Российской Федерации, а также:
A. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики; защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях (ст.72).
B. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (ст.80).
C. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (ст. 132).
От ответчика поступили письменные возражения, в которых указано, что с доводами БРМОД, изложенными в административном исковом заявлении, Минпросвещения КБР не согласно. БРМОД неоднократно направляло идентичные обращения в адрес Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики, на которые даны ответы о том, что информация о деятельности и проводимых на базе интерактивной платформы БРМОД мероприятиях доведена до сведения образовательных организаций, подведомственных Минпросвещения КБР, а также о том, что ни одно подведомственное учреждение не проявило заинтересованности в предлагаемых им услугах, в связи с чем необходимость взаимодействия с БРМОД отсутствует. На обращение БРМОД от ДД.ММ.ГГГГ№ также дан ответ.
Ответчик указал, что нарушений прав административного истца допущено не было. Письмо административного истца направлено в подведомственные Минпросвещения КБР образовательные организации, однако в связи с тем, что заинтересованность таких организаций отсутствовала, БРМОД дан соответствующий ответ. Действующими нормами права на Минпросвещения КБР обязанность по обязательному сотрудничеству с общественными организациями не возложена.
Пунктом «ж» части 1 ст. 1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Статьей 31.1 Федерального закона от 12.01,1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства).
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области просвещения, науки и молодежной политики, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области просвещения, а также функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Из содержания указанных норм права следует, что Минпросвещения КБР самостоятельно реализует предоставленные ему полномочия, в том числе, вправе самостоятельно определять формы и порядок реализации своих полномочий, в том числе по поддержке и сотрудничеству с общественными организациями, реализации социально ориентированных программ.
Обязанность по взаимодействию с юридическими лицами, при реализации своих полномочий, действующими нормами права на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не возложена.
Пунктами 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета, Перечнем мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017-2021 годы. Планом мероприятий («дорожная карта») Банка России и Министерства Финансов Российской Федерации по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы и Планом мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года такая обязанность на административного ответчика не возлагается. Указанные акты носят рекомендательный характер и нормой права не являются.
При этом, в рамках исполнения указанных поручений Минпросвещения КБР вправе самостоятельно определять порядок их реализации.
Административный ответчик считает, что нарушений прав БРМОД, а равно неопределенного круга лиц не имеется, просит отказать в удовлетворении требований административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» в полном объеме.
Поскольку, будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, стороны явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, по правилам статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей сторон, в упрощенном производстве.
Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.
Частью 9 названной статьи предусмотрено, что если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, частью 11 той же статьи возложена на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что административный ответчик письмо административного истца о предложении сотрудничества направило в подведомственные Минпросвещения КБР образовательные организации.
Не получив сведений о заинтересованность подведомственных организаций административного ответчика направил БРМОД ответ об отсутствии заинтересованности.
Административному истцу также направлялись ответы на другие письма административного ответчика.
Таким образом, су полагает, что отсутствует факт бездействия административного ответчика.
Вместе с тем, действующими нормами права на Минпросвещения КБР обязанность по обязательному сотрудничеству с общественными организациями не возложена.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области просвещения, науки и молодежной политики, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области просвещения, а также функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности. В положении и в нормативных актах, регламентирующих обязанности административного ответчика отсутствую нормы, возлагающие обязанность на Министерство сотрудничать со всеми волонтерскими организациями.
Учитывая изложенное, доводы административного истца о незаконности бездействия административного ответчика суд полагает не обоснованными.
Часть 1 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 названного Кодекса.
Согласно части 2 названной статьи по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Ввиду того, что в ходе судебного заседания не подтвержден факт незаконного бездействия ответчика, учитывая, что деятельность административного истца по сотрудничеству с административным ответчиком, не порождает прав и обязанностей третьих лиц, подлежит вынесению решение об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству просвещения, науки и по делам молодежи КБР о признании незаконным бездействия по исполнению поручений Президента Российской Федерации и Государственного совета Российской Федерации отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Б.М.Тхазаплижева
Копия верна:
Судья Нальчикского городского суда КБР Б.М.Тхазаплижева