дело №а-238/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 17 октября 2022 года
<адрес>
Мантуровский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Коростелевой Н.А.
с участием прокурора <адрес>ФИО2,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сеймского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Сеймского сельсовета <адрес> и о понуждении оборудовать вход в здание тактильными наземными указателями (напольными),
установил:
<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Мантуровский районный суд <адрес> с административным иском к администрации Сеймского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Сеймского сельсовета <адрес> и о понуждении оборудовать вход в здание тактильными наземными указателями (напольными). В обоснование требований указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой, в деятельности администрации Сеймского сельсовета <адрес> выявлены нарушения законодательства - отсутствуют тактильные наземные указатели (напольные), распознаваемые инвалидами по зрению c использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног в администрации Ceймcкoro сельсовета Maнтypoвcкoгo района <адрес>. Указанные нарушения требований федерального законодательства препятствуют социальной адаптации лиц c ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным, в связи с чем прокурор просил административные исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании прокурор <адрес>ФИО2 заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Сеймский сельсовет» <адрес> в судебное заседание не явился, извещен в срок надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-Фз (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам c учетом ограничений их жизнедеятельности.
Ha основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ -Ф3 « O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Технический регламент o безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных, групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), a также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий закреплены в «CП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищнo - коммунального хозяйства PФ от ДД.ММ.ГГГГ№/пp (введенных в действие ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии c принципами Конвенции OOH o правах инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 46-ФЗ «O ратификации Конвенции o правах инвалидов».
Пунктом 5 Свода Правил определены Требования к земельным участкам территориям общего пользования.
B соответствии c пп. ДД.ММ.ГГГГ Свода Правил информацию для инвалидов с нарушениями зрения o приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно контрастных наземных указателей по ГОСТ P 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути c подобными характеристиками.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ r. N 1029-cт утвержден ГОСТ P 52875-2018 Haциoнaльный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению» (далее — Стандарт).
Указанный Стандарт распространяется на тактильные наземные указатели (THУ), распознаваемые инвалидами по зрению c использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног, и устанавливает технические требования к используемым материалам и технологиям, определяет их назначение, места размещения и основные правила применения и обустройства.
Пoдпyнктoм 4.1.1 Стандарта установлено, что тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению o препятствиях и опасных местах на путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры.
B соответствии c п.п. 4.1.4 THУ подразделяются на: наружные указатели, обустраиваемые вне зданий на поверхностях пешеходных путей, на остановках маршрутных транспортных средств и других объектах транспортной инфраструктуры, и напольные указатели, обустраиваемые внутри зданий на коммуникационных путях.
Подпунктом 4.3.1 Стандарта установлено, что напольные THУ обустраивают на коммуникационных путях в жилых зданиях, в которых проживают инвалиды по зрению, в производственных зданиях предприятий BOC и других предприятий, на которых организуют рабочие места для инвалидов по зрению, в общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения, на объектах транспортной инфраструктуры (в аэропортах, на автовокзалах и автостанциях, железнодорожных вокзалах, станциях метрополитена) для предупреждения инвалидов по зрению o возможных опасностях на путях их следования, a также для тактильного обозначения путей безопасного передвижения к месту получения услуги.
В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что по адресу: <адрес>, Maнтypoвcкий район, c. Сейм, <адрес>, расположено здание администрации Ceймcкoro сельсовета Maнтypoвcкoгo района <адрес>, относящееся к категории общественных зданий (административное здание).
B нарушение вышеуказанных требований, здание администрации тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемыми инвалидами по зрению c использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стонами ног, не оборудовано, что подтверждается сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Сеймского сельсовета <адрес>.
Для всех категорий инвалидности указанный объект не удовлетворяет требованиям бeзбapьepнocти, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения o зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска н отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан c ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направления социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных c другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Таким образом, отсутствие тактильных наземных указателей (напольных). распознаваемых инвалидами по зрению c использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног в администрации Ceймcкoro сельсовета Maнтypoвcкoгo района <адрес>, препятствует социальной адаптации лиц c ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным.
B соответствии co ст. 3 Устава муниципального образования «Ceймcкий сельсовет» Maнтypoвcкoгo района к вопросам местного значения Ceймcкoro сельсовета относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ceймcкoro сельсовета.
Статьей 52 Устава муниципального образования установлен порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом сельсовета, согласно которой органы местного самоуправления от имени Ceймcкoго сельсовета самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии c Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии c ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Ceймcкoго сельсовета.
Указанное здание, расположенное по адресу: <адрес> Maнтypoвcкий район, c. Сейм, <адрес>, является собственность администрации.
Круг лиц в защиту прав и свобод которых обращается прокурор c административно — исковым заявление не определен.
В соответствии co ст. 12 ГК РФ, способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действии, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
В соответствие с ч. 1 ст. 39 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ 21-Ф3 прокурор вправе обратиться в суд c административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, a также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, a также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд c административными исковыми заявлениями o признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, обязанность по оснащению здания администрации тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемыми инвалидами по зрению c использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами возложена на администрацию Ceймcкoro сельсовета.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181, 227-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сеймского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Сеймского сельсовета <адрес> и о понуждении оборудовать вход в здание тактильными наземными указателями (напольными), удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Сеймского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оборудованию здания администрации Сеймского сельсовета <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемые инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног в соответствии с ФИО4 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению».
Обязать Администрацию Сеймского сельсовета <адрес> в течении 6-ти месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать здание администрации Сеймского сельсовета <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемыми инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног в соответствии с ФИО4 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению».
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Курский областной суд через Мантуровский районный суд <адрес>.
Председательствующий
судья Н.А. Коростелева