ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2392/2021 от 07.10.2021 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело а-2392/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2021 года г. Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Загитовой Л.В.

при секретаре Набиуллиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО23ФИО22 к Совету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решение о досрочном прекращении полномочий депутата, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и восстановить в полномочиях депутата,

Заинтересованные лица: Территориальная избирательная комиссия Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Аппарат Президента Республики Татарстан,

установил:

Фазуллин Х.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения по одномандатному избирательному округу Осиновского сельского поселения Фазуллина Х.И.; возложении обязанности устранить допущенные нарушения и восстановить ФИО21 в полномочиях депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Совет Осиновского сельского поселения ЗМР РТ, рассмотрев заявление Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, вынес решение , которым досрочно прекращены полномочия депутата Совета Осиновского сельского поселения ЗМР РТ ФИО2 в связи с утратой доверия. В основу оспариваемого решения легли следующие обстоятельства: в справке о доходах за 2019 год ФИО2 не указал доход, полученный в виде процентов по договорам займа в размере ... руб. и доход в размере ... руб., полученный от вклада в ПАО «ВТБ»; в подразделе 3.1 неверно указал реквизиты документа, послужившего основанием приобретения земельного участка (вместо постановления руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ указал постановление от ДД.ММ.ГГГГ), а также наименование документа, послужившего основанием для приобретения недвижимого имущества (земельного участка и квартиры), находящегося в собственности; в разделе 4 указал три закрытых счета (от 23.06.2017, 10.06.2015, 28.05.2015), ранее имевшиеся в Банке ВТБ (ПАО); в разделе 4 неверно указал остаток на счете от 09.07.2018 (указано ... руб. вместо ... руб.); не указал счет в ПАО «Сбербанк», открытый 31.12.2019; на титульном листе неверно указал место работы (ООО «...» (коммерческий директор) вместо ООО «...» (финансовый директор); в подразделе 5.1 указаны не все основания участия в ООО «...» и ООО «...» (реквизиты договора, акта, на основании которых осуществляется участие в деятельности), а также некорректно указана доля участия (33,3% вместо 1/3 доли) в обоих обществах; в подразделе 6.2 излишне указаны содержание обязательств в виде поручительства и, соответственно, неверно указаны условия имеющихся обязательств, основания их возникновения, а также недостоверно указана сумма всех обязательств на отчетную дату (на 01.08.2020) (указана сумма первоначального возникновения обязательств), в частности занижены обязательства перед ПАО «Ак Барс» банком на ... руб. Административный истец с вынесенным решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку доводы, изложенные в заявлении комиссии, противоречат фактическим обстоятельствам дела, нормативным актам о порядке заполнения справки о доходах. При этом ссылается на следующие обстоятельства: 1. Справка о доходах содержит сведения о получении дохода в виде процентов по договорам займа в размере ... руб., которые указаны им в пункте 6 раздела 1 справки о доходах в строке «Иные доходы» в соответствии с п.п.14 п.58 Методических рекомендаций по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год), направленных письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.12.2019 №18-2/10/В-11200) (далее – Методические рекомендации). 2. Сведения о получении дохода в виде процентов по вкладу в ПАО «ВТБ» в размере 220,13 руб. указаны в пункте 4 раздела 1 справки о доходах, как того требуют Методические рекомендации. 3. В ходе заполнения справки о доходах допущена техническая ошибка в реквизитах документа-основания приобретения права собственности – ошибочно указано постановление, на основании которого земельный участок почти одновременно с ФИО2 получил его родной брат, при этом сам земельный участок и его характеристики отражены верно, имущество ФИО2 не сокрыл, а лишь ошибочно указал иные реквизиты постановления. 4. Информацию о закрытых счетах ФИО2 указал, руководствуясь официальными сведениями ФНС РФ, размещенными в его Личном кабинете налогоплательщика, где счета, указанные в заявлении Комиссии, отображаются со статусом «текущий» и «открыт», в то время как в заявлении Комиссии указано, что данные счета закрыты. 5. Указывая в разделе 4 остаток на счете в размере 0 руб., ФИО2 руководствовался справками, полученными из Банка, согласно которым баланс составил 0 руб. 6. Счет в ПАО «Сбербанк», открытый 31.12.2019, не указан правомерно в связи с закрытием данного счета 10.02.2020, за шесть месяцев до подачи справки о доходах по состоянию на 01.08.2020. 7. Местом работы ФИО2 на отчетную дату является ООО «...», где по состоянию на 01.08.2020 он осуществлял трудовую деятельность в должности коммерческого директора, что подтверждается справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год, карточкой учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2020 год. 8. Предоставляя сведения о доле участия в обществах – 33,3%, ФИО2 руководствовался официальными сведениями из ЕГРЮЛ, так как в соответствии с п. 132 Методических рекомендаций доля участия выражается в процентах от уставного капитала, при этом 33% являются математическим эквивалентом 1/3. 9. В ответ на указание Комиссии на ошибочность раскрытия поручительства п.6.2 Справки о доходах – в соответствии с Методическими рекомендациями, требующими раскрывать лишь сумму основного долга и процентов (без указания неустойки), на момент подачи справки о доходах в отношении ООО «...» была введена процедура несостоятельности – наблюдение, и ФИО2, являясь его поручителем, обязан отразить принятые на себя обязательства по договорам поручительства, а что касается занижения размера обязательств на 104 млн. руб., данная сумма складывается из штрафных санкций (неустоек, штрафов), которые не подлежат учету в справке о доходах, на момент подачи которой отсутствовал судебный акт, устанавливающий полный размер обязательства ФИО2 как поручителя ООО «...», на тот момент не согласного с расчетом ПАО «Ак Барс» Банк. Проанализировав Письмо Минтруда от 13.11.2015 №18-2/10/п-7073 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» (вместе с «Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»), административный истец считает, что предполагаемые нарушения, указанные в заявлении Комиссии, являются малозначительными или несущественными. Ответственность в виде прекращения полномочий депутата может наступать только в том случае, если в действительности имеются основания усомниться в честности и бескорыстности депутата. Соответственно, Совет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района был не вправе применять наиболее строгое наказание в виде прекращения полномочий депутата. Таким образом, учитывая характер вменяемых нарушений, обстоятельства, при которых они могли быть совершены, совершение проступка впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств, предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей, соблюдения других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, отсутствие умысла у ФИО2 при предоставлении информации, административный истец подлежит восстановлению в статусе депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района.

Определением Зеленодольского городского суда РТ от 22.07.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Территориальная избирательная комиссия Зеленодольского муниципального района РТ (л.д.82).

Определением Зеленодольского городского суда РТ от 16.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Аппарат Президента Республики Татарстан (л.д.155-156).

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом посредством смс-сообщения, которое доставлено 28.09.2021 (л.д.160), конверт заказного письма возвращен с отметкой «истек срок хранения» (л.д.166).

Поскольку явка административного истца не признана судом обязательной, а также принимая во внимание положения ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), данное дело рассмотрено в отсутствие административного истца с участием его представителя.

Представитель административного истца ФИО17, действующий по доверенности, в судебном заседании на требованиях настаивал, пояснив, что Совет Осиновского сельского поселения не исполнил тот необходимый минимум, который установлен Уставом и Регламентом. Как выяснилось, существует две повестки заседаний. Одна повестка вообще не содержала пункта о том, что будет рассматриваться вопрос о прекращении полномочий депутата ФИО2 Кроме того, считает, что в материалах дела нет доказательств, что ФИО2 был уведомлен в письменной форме за 5 рабочих дней, в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Устава муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района РТ, где подробным образом разъяснен порядок работы Совета, указано, что депутаты Совета поселения и приглашенные лица извещаются о времени, месте и повестке дня очередного заседания не позднее, чем за пять дней. ФИО2 сам узнал о сессии, пришел, но он никоим образом не знал, что будет рассматриваться вопрос о лишении его статуса. Антикоррупционные проверки в отношении ФИО2 на предмет правильности заполнения справки о доходах - это всего лишь способ оказать на него давление. При рассмотрении заявления Президента республики Совет сельского поселения должен проверить каждый пункт и основание, дать ему оценку, взвесить, действительно ли этот факт имел место быть, либо этот факт малозначительный, либо несущественный. В данном случае, этого сделано не было. В письменных пояснениях в порядке ст. 159 КАС РФ представитель административно истца, ссылаясь на судебную практику, указал, что решение принято за пределами компетенции административного ответчика (л.д.119-128).

Представитель административного ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, пояснив, что представительные органы муниципального образования при наличии соответствующих оснований и решений обязаны досрочно прекратить полномочия своего депутата в срок, установленный законодательством. При этом представительный орган муниципального образования лишен права дифференцированной оценки подобных действий. За выявлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий виновного. Порядок Советом Осиновского сельского поселения был соблюден, ФИО2 уведомлен о том, что на сессии будет рассматриваться вопрос о прекращении его полномочий, на сессии он присутствовал, голосовал за повестку дня сессии, также выступил со своими пояснениями перед депутатами Совета Осиновского сельского поселения.

Из ранее данных пояснений представителя административного ответчика следует, что ФИО2 при рассмотрении заявления Президента Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата дал пояснения по фактам предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах, отраженных в заявлении Президента Республики Татарстан, тем самым согласился с недостоверными данными, указанными в заявлении. Совет Осиновского сельского поселения не имеет полномочий осуществлять проверку. Председательствующий на сессии Глава Осиновского сельского поселения поставил вопрос на голосование. Решение от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения ФИО2» принято депутатами единогласно. Пунктом 2 статьи 26 Регламента Совета Осиновского сельского поселения предусмотрено, что заседание Совета правомочно, если на нем присутствует 2/3 числа депутатов. Согласно п.2 ст.60 Регламента, решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Совета. В соответствии с подп.11 п.1 ст.60 Регламента Совета Осиновского сельского поселения Совет принимает акты о досрочном прекращении полномочий депутата Совета, которые оформляются в форме решения.

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии <адрес> РТ ФИО8, действующая по доверенности, в судебном заседании просила в иске отказать, поскольку неточность предоставления сведений, указанных в справке о доходах, зависит от административного истца, в которой стоит его подпись. Доказательств обратного, им не представлено.

Представитель заинтересованного лица ФИО9, представляющий по доверенности Аппарат Президента Республики Татарстан, в судебном заседании с административным иском не согласился, мотивируя доводами, изложенными в отзыве на административное исковое заявление, пояснив, что на основании Закона РТ № 57-ЗРТ основанием для принятия решения о проведении проверки, является достаточная информация, представленная в письменном виде органом Республики Татарстан по профилактике коррупционных и иных правонарушений. На основании письменной информации Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики (от ДД.ММ.ГГГГ № вн-356) о результатах проведенного анализа справок о доходах за 2019 год, об имуществе, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 распоряжением Президента Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ назначена соответствующая проверка, которая проведена уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией, права проверяемого лица соблюдены, результаты проверки оформлены в соответствии с законом. В ходе проверки установлено, что депутатом Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ ФИО2 представлены заведомо недостоверные и неполные сведения. В частности, ФИО2 занизил свои обязательства перед ПАО «Ак Барс» банком на ... руб., что подтверждается ответом из ПАО «Ак Барс» Банк от 01.03.2021 № АП-5. Данное обстоятельство свидетельствует о существенном нарушении антикоррупционного законодательства и является основанием для прекращения полномочий депутата в связи с утратой доверия. В административном исковом заявлении истец указывает, что в справке о доходах он должен указывать только основную сумму задолженности, ссылаясь на пункт 153 Методических рекомендаций. Однако указанный вывод истца следует из неверного толкования данной нормы, поскольку в пункте 153 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году, направленных письмом Минтруда России от 27.12.2019 № 18-2/10/В-11200В, разъяснено, что «в графе «Сумма обязательства/размер обязательства по состоянию на отчетную дату» указываются сумма основного обязательства (без суммы процентов) (т.е. сумма кредита, долга) и размер обязательства (оставшийся непогашенным долг с суммой процентов, начисленных по состоянию на отчетную дату, а не до конца периода кредитования) по состоянию на отчетную дату. Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату. Таким образом, ФИО2 должен был указать ... руб., а он указал ... руб., то есть размер своих обязательств ФИО2 занизил на ... руб. Не указан доход в размере ... руб., полученный от вклада в Банке ВТБ (ПАО), что подтверждается справкой ВТБ от 03.02.2021 . Истец указывает, что в разделе 1 справки «Сведения о доходах» он указал доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях в сумме ... руб. Однако ... руб. - это доход только от ПАО «Сбербанк», таким образом, в указанную сумму не включена сумма ... руб. В разделе 3 «Сведения об имуществе» ФИО2 неверно указал реквизиты документа, послужившего основанием приобретения земельного участка, а также наименование документа, послужившего основанием для приобретения недвижимого имущества, находящегося в собственности. При этом ФИО2 считает, что указанное нарушение носит технический характер, так как указал реквизиты земельного участка родного брата ФИО10 В разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» указал 3 закрытых счета от 23.06.2017, от 10.06.2015 и от 28.05.2015, ранее имевшихся в Банке ВТБ (ПАО), и неверно указал остаток на счете от 09.07.2018, указано ... руб. вместо ... руб.; не указал счет в ПАО «Сбербанк», открытый 31.12.2019. В дело была представлена выписка из банка, в которой имеется 4 счета от 28.05.2015. Однако в справке о доходах, датированной 25.12.2020, указано не четыре, а пять счетов. Истец в обоснование своих доводов ссылается на распечатку скриншота личного кабинета налогоплательщика, в которой не указаны дата и данные налогоплательщика. Более того, сведения, размещенные в личном кабинете налогоплательщика, не являются официальным подтверждением наличия либо отсутствия банковских счетов. В справке ФИО2 было указано место работы ООО «...» коммерческий директор, однако согласно приказу от 01.10.2010 он является финансовым директором ООО «...» (приложение к указанной справке ПАО «Ак Барс» банка). В связи с изменениями в учредительных документах ООО «...» переименовано на ООО «...». Если человек работает в одном месте, а по приказу в другом, он должен указать свои доходы по месту работы. В подразделе 6.2 справки излишне указал содержание обязательств в виде поручительства в размере ... руб., по которым ФИО2 выступает как поручитель, а кредитором ФИО11, соответственно неверно указал условия имеющихся обязательств, основания их возникновения, так как в этом разделе должны быть указаны имеющиеся на отчетную дату срочные ... руб. (подпункт 7 пункта 61 и пункт 149 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год). В разделе 1 графа «доходы, проценты по выданным займам», ФИО2 указывает 2 423 627,73 руб., по его устным пояснениям был сделан вывод о том, что данные проценты несут доход по его займам. В решении Арбитражного суда РТ от 23.08.2021, указано, что данные платежи перекрывали возврат заемных средств, выданных ранее ФИО18 должнику. Сумма ... руб. – это платежи по возврату заемных средств. Суд признал, что по данным платежам не были представлены доказательства, данные сделки были признаны недействительными. Таким образом, нарушения в представленных сведениях о доходах депутатом ФИО2, которые влекут за собой необходимость применения мер юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий, подтверждены. ФИО2 был ознакомлен с материалами проверки, давал устные и письменные пояснения, которые документально не подтвердил. К данным пояснениям отнеслись критически, так как лицо, которое идет на замещение муниципальной должности, представляет интересы сельского поселения, должен разбираться в документах, в частности представлять полные и достоверные сведения. Принимая во внимание совокупность фактов представления недостоверных (неполных) сведений, по результатам проверки сделан вывод, что ФИО2 нарушил требования антикоррупционного законодательства, в связи с чем, ФИО4 Республики ФИО4 направлено соответствующее заявление о досрочном прекращении полномочий ФИО2 в Совет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ. Решение депутатов Осиновского сельского поселения принято коллегиально, после обсуждения, выступления самого ФИО2, путем свободного волеизъявления и более чем 2/3 голосов, что соответствует правовой природе и принципу независимости представительного органа местного самоуправления в Российской Федерации. Соответственно, доводы административного истца, что выявленные нарушения при предоставлении неполных, недостоверных сведений о доходах носят незначительный характер, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица ФИО12, представляющий по доверенности Аппарат ФИО4 Республики ФИО4, в судебном заседании с административным иском не согласился, поддержав позицию, изложенную в отзыве на административное исковое заявление, дополнив, что проверка специализированного органа носит рекомендательный характер. Обстоятельства, выявленные в ходе проверки, изучаются и на их основании принимаются решения органами местного самоуправления. В ходе заседания органа местного самоуправления ФИО2 имел возможность представить доказательства, подтверждающие свои доводы, либо доказательства опровергающие результаты проверки. Представленные представителем административного истца скриншоты с интернет сайтов сети-интернет не являются допустимыми доказательствами, так как согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», к таким доказательствам предъявляются определенные требования, в частности, точный адрес интернет-страницы, с которого сделана распечатка, точное время его получения, а также другие требования. Данным требованиям скриншоты не соответствуют. В ходе судебного заседания представителем административного истца было пояснено, что он не имеет информации о дате, времени получения данных скриншотов, способов их получении, что также не позволяет признать их допустимыми доказательствами.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании из материалов дела установлено следующее.

15.09.2020 Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района Республики Татарстан принято решение «О результатах выборов депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу », признать выборы депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу состоявшимися и действительными, считать избранным депутатом Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО2, как получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (л.д.180).

16.09.2020 Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района Республики Татарстан принято решение «Об установлении общих результатов выборов депутатов Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва», признать выборы депутатов Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 одномандатным избирательным округам состоявшимися и действительными; установить, что в Совет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва избрано 15 депутатов по одномандатным избирательным округам (список избранных депутатов прилагается); опубликовать настоящее решение в газете «Зеленодольская правда» и разместить на сайте Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д.131).

В списке избранных депутатов Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатным избирательным округам также указан ФИО2 - одномандатный избирательный округ (л.д.132).

25.12.2020 ФИО2 на имя Президента Республики Татарстан ФИО13 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 подана справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (л.д.181-196).

01.02.2021 Главой Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в ответ на запрос от 27.01.2021 в адрес Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики направлены следующие документы на депутата Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу ФИО2: копия решения Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 15.09.2020 «О результатах выборов депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу »; справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи, на 60 листах (л.д.179).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В силу абзаца 19 части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно приведенному законоположению ФИО2, как депутат Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, относится к лицам, замещающим муниципальные должности.

Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.

Положениями статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. В частности, в соответствии с частью 4 указанной статьи, лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, утвердившим Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.

Следовательно, непредставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27.12.2012 №34), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26.01.2017 №104-О).

Гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

В соответствии с положениями части 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Аналогичное основание для досрочного прекращения полномочий депутата Совета указано в части 7 статьи 42 Устава муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, согласно которому полномочия депутата Совета поселения прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.

Федеральным законом от 03.04.2017 №64-ФЗ, вступившим в силу 15.04.2017, статья 40 Федерального закона №131-ФЗ дополнена частями 7.2 и 7.3, предусматривающими, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

Частью 11 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутата не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В соответствии с частью 7 статьи 10 Закона Республики Татарстан от 19.07.2017 №57-ЗРТ «О проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности, должность главы местной администрации по контракту» при выявлении в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Президент Республики Татарстан обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

В силу предписаний части 7.2 указанной статьи заявление Президента Республики Татарстан о применении мер ответственности, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи (далее - меры ответственности), рассматривается органом местного самоуправления, уполномоченным принимать решение об их применении, не позднее чем через 30 дней со дня поступления указанного заявления в данный орган. В случае если основной формой работы органа местного самоуправления, уполномоченного принимать решение о применении мер ответственности, являются сессии и заявление Президента Республики Татарстан о применении мер ответственности поступило в период между сессиями, указанное заявление рассматривается не позднее чем через три месяца со дня его поступления. По результатам рассмотрения заявления Президента Республики Татарстан принимается решение о применении меры ответственности либо об отказе в применении меры ответственности.

Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности определяется муниципальным правовым актом с учетом положений настоящей статьи.

Аналогичные нормы установлены частями 6-8 статьи 32 Устава муниципального образования «Осиновское сельское поселение Зеленодольского муниципального района», действовавшего на момент принятия спорного решения.

Из вышеуказанных положений закона следует, что процедура досрочного прекращения полномочий депутата предполагает инициирование вопроса компетентным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) решения, при этом основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом №273-ФЗ.

В связи с выявленными в ходе проверки фактами несоблюдения депутатом ФИО2 ограничений, установленных Законом №273-ФЗ, 18.03.2021 Президент Республики Татарстан, руководствуясь ч.7 ст.10 Закона Республики Татарстан от 19.07.2017 №57-ЗРТ, обратился с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ФИО2 в связи с утратой доверия (л.д.36-37), в котором указано, что в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлены факты представления заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах. Так, в справке о своих доходах за 2019 год ФИО2 в разделе 1 не указал доход, полученный в виде процентов по договорам займа в размере ... руб., доход в размере ... руб., полученный от вклада в банке ВТБ (ПАО); в подразделе 3.1 неверно указал реквизиты документа, послужившего основанием приобретения земельного участка (вместо постановления руководителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ указал постановление от ДД.ММ.ГГГГ), а также наименование документа, послужившего основанием для приобретения недвижимого имущества (земельного участка и квартиры), находящегося в собственности; в разделе 4 указал три закрытых счета (от 23.06.2017, от 10.06.2015, от 28.05.2015), ранее имевшиеся в Банке ВТБ (ПАО), и неверно указал остаток на счете от 09.07.2018 (указано ... руб. вместо ... руб.); не указал счет в ПАО «Сбербанк», открытый 31.12.2019; на титульном листе неверно указал место работы (ООО «...» (коммерческий директор) вместо ООО «...» (финансовый директор); в подразделе 5.1 указал не все основания участия в ООО «...» и ООО «...» (реквизиты договора, акта, на основании которых осуществляется участие в деятельности), а также некорректно указал долю участия (33,3% вместо 1/3 доли) в обоих обществах; в подразделе 6.2 излишне указал содержание обязательств в виде поручительства и, соответственно неверно указал условия имеющихся обязательств, основания их возникновения, а также недостоверно указал суммы всех обязательств на отчетную дату (на 01.08.2020) (указана сумма первоначального возникновения обязательств), в частности занизил свои обязательства перед ПАО «Ак Барс» Банком на ... руб. Характер выявленных нарушений подтверждает умысел на сокрытие сведений о доходах. Подпись ФИО2 в справке о доходах подтверждает достоверность и полноту предоставленных им сведений, и он обязан осознавать несоответствие или возможность несоответствия действительности сообщаемых им сведений и принимать меры по их недопущению. Неисполнение требований законодательства при заполнении справок о доходах препятствует достижению целей противодействия коррупции, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, и невозможность осуществления контроля за их расходами, а также противоречит основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации. ФИО2 нарушены требования, предусмотренные ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, что на основании п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ и ч.1 ст.4 Закона Республики Татарстан от 19.07.2017 №56-ЗРТ, влечет досрочное прекращение полномочий.

На основании вышеуказанного заявления, повестка дня 12 сессии 4 созыва Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района по следующим вопросам: о внесении изменений и дополнений в решение Совета Осиновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»; о деятельности отдела полиции «Осиново» Отдела МВД России по Зеленодольскому району за 12 месяцев 2020 года (л.д.129), была дополнена вопросом о досрочном прекращении полномочий депутата Осиновского сельского поселения ФИО2 (л.д.135).

В подтверждение извещения ФИО2 о сессии Совета Осиновского сельского поселения административным ответчиком представлен скриншот переписки 26.03.2021 между Главой Осиновского сельского поселения и депутатом ФИО2 (л.д.136), то есть за 5 дней до дня очередного заседания Совета, как предусмотрено законом и статьей 26 Регламента Совета Осиновского сельского поселения, утвержденного решением Совета Осиновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными решениями Совета Осиновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно протоколу, в работе 12 сессии 4 созыва Совета Осиновского сельского поселения, состоявшейся 31.03.2021, изначально принимало участие 12 депутатов, отсутствовали ФИО14, ФИО15, ФИО16, кворум для ведения заседания имелся. Председательствующим ФИО3, депутатом избирательного округа , Главой Осиновского сельского поселения ЗМР РТ, было предложено утвердить следующую повестку дня: о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения ФИО2; о внесении изменений и дополнений в решение Совета Осиновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования «Осиновское сельское поселение» ЗМР РТ на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»; о деятельности ОП «Осиново» Отдела МВД России по Зеленодольскому району за 12 месяцев 2020 года; разное. Предложения депутатов по повестке дня не поступили, председательствующим предложено принять повестку дня в целом, голосовали «за» единогласно. После прибытия для участия в сессии депутата ФИО16 на заседании присутствовало 13 депутатов. Выступил ФИО3, ознакомил с проектом решения «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения ФИО2», выступил ФИО2, председательствующим решение предложено принять в целом. Голосовали «за» 12 депутатов (единогласно). Решение принято (л.д.104-106).

Таким образом, ФИО2 лично принимал участие в заседании Совета Осиновского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, голосовал за повестку дня сессии, также выступил со своими пояснениями перед депутатами Совета Осиновского сельского поселения, следовательно, не был лишен права представить доказательства, подтверждающие свои доводы и опровергнуть результаты проверки, если проверка, по его мнению, была проведена необъективно, ошибочно. Однако, таких доказательств он не представил.

В судебном заседании представителем заинтересованного лица Аппарата Президента Республики Татарстан в подтверждение выявленных нарушений по сумме дохода от вкладов в банках и иных кредитных организациях в размере ... руб., по сумме занижения обязательств на ... руб., по сумме процентов по выданным займам ... руб., представлены справка ВТБ от ДД.ММ.ГГГГ, ответ из ПАО «Ак Барс» банк от ДД.ММ.ГГГГ № АП-5, определение Арбитражного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А65- (л.д.198-201).

Кроме того, факт предоставления ФИО2 неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, установленный в ходе проведенной проверки, не оспаривался им в письменном объяснении, адресованном Президенту Республики Татарстан (л.д.197), согласно которому в разделе 1 «сведения о доходах» указан доход, полученный от ООО «...» в размере ... руб. (по основному месту работы ... руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в размере ... руб.). По ошибочно поступившим платежам по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ на сумму ... руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму ... руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму ... руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму ... руб. отправителем были написаны уточняющие письма, в которых указано: «считать верным назначение платежа «Оплата по договору займа от 27.03.2019», то есть возврат займа. Указанные платежи не отражены в доходах, так как не являются доходом и отражению в разделе 1 не подлежат. Доход УСН индивидуального предпринимателя за 2019 год в размере ... руб. (в налоговой отчетности указано округленно ... руб.) указан в разделе 1 строка 6 «иные доходы», а именно проценты по выданным займам, потому что это был доход в виде процентов от ранее выданных займов. В разделе 3.1 справки «сведения об имуществе» ошибочно указал неверные реквизиты документа, послужившего основанием приобретения земельного участка по адресу: <адрес>. Правильным считать постановление руководителя исполнительного комитета <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ. В разделе 4 «сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» указал наличие трех счетов (от 26.06.2017, от 10.06.2015, от 28.05.2015) в ПАО «Банк ВТБ», т.к. они были отражены на официальном сайте налоговой инспекции в личном кабинете налогоплательщика с отметкой состояния счета как «открыт». Также отразил нулевой остаток на расчетном счете от 09.07.2018, потому что при получении справки о наличии открытых счетов от ПАО «Банк ВТБ», данный расчетный счет и его остаток не были указаны, соответственно, получить откуда-либо сведения по нему он не мог. В разделе 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» указал долю участия в процентном соотношении - 33,3% вместо 1/3 доли в обоих обществах. В разделе 6.2 «срочные обязательства финансового характера» излишне написал содержание обязательств в виде поручительства и указал условия имеющихся обязательств как «поручительство по договору кредитования» без условий, так как документа с их описанием не имеется. Неточности и незначительные ошибки допущены из-за отсутствия полной информации и неопытности составления справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии с п.34 Методических рекомендаций справку рекомендуется заполнять на основании правоустанавливающих и иных подтверждающих официальных документов. Не рекомендуется пользоваться информацией, полученной по телефону, в том числе в виде смс-сообщения.

Между тем, документы, на основании которых указаны соответствующие сведения в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019г. ФИО2 к вышеуказанным пояснениям не приложил. В ходе судебного разбирательства данные документы, за исключением приложенных к административному иску карточек учета сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм, начисленных страховых взносов за 2021 год ФИО2 (л.д.38,39), справок Банка ВТБ об открытых счетах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-42), справок налогового агента ООО «...» о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год (л.д.51-56), за 2021 год (л.д.63,64), скриншота с интернет сайта ПАО Сбербанк (л.д.57-61), также не представлены, представитель административного истца ограничился письменными пояснениями в порядке ст. 159 КАС РФ (л.д.119-128).

В статье 60 Регламента Совета Осиновского сельского поселения, утвержденного решением Совета Осиновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными решениями Совета Осиновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) указано, что Совет принимает акты ненормативного характера, которые оформляются в форме решений Совета, по следующим вопросам: о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета (часть 1 пункт 11). Решение по указанным в части 1 вопросам считается принятым, если за него голосовало большинство от установленного числа депутатов Совета, если иное не установлено законодательством, Уставом (часть 2).

Согласно решению Совета Осиновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения ФИО2», рассмотрев заявление Президента РТ от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения ФИО2 в соответствии с п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ и ч.7 ст.10 Закона Республики Татарстан от 19.07.2017 №57-ЗРТ, руководствуясь п.п.7.3 и 10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, ч.2 ст.42 Устава муниципального образования «Осиновское сельское поселение» ЗМР РТ, Совет Осиновского сельского поселения решил: прекратить досрочно полномочия депутата Совета Осиновского сельского поселения по одномандатному избирательному округу Осиновского сельского поселения ФИО2ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой доверия; вывести из состава постоянной комиссии Совета Осиновского сельского поселения по жилищно-коммунальному хозяйству, жилищной политике и благоустройству ФИО2 депутата Совета Осиновского сельского поселения по одномандатному избирательному округу Осиновского сельского поселения (л.д.137).

31.03.2021 данное решение опубликовано на сайте Зеленодольского муниципального района (л.д.138,140).

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что помощник ФИО2 забрал решение ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ копия решения Совета Осиновского сельского поселения ЗМР РТ от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения ФИО2», принятого по результатам рассмотрения заявления о досрочном прекращении полномочий депутата, направлена Президенту Республики Татарстан (л.д.139).

Оснований полагать, что оспариваемое решение принято без учета должного анализа обстоятельств, связанных с неисполнением административным истцом обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, не имеется, поскольку для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата важен не факт того или иного нарушения, а получение сведений о нем представительным органом.

Ссылки представителя административного истца на нарушение процедуры прекращения полномочий депутата, несостоятельны, поскольку противоречат положениям пункта 42 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, части 11 статьи 40 того же Федерального закона, в силу которых осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования является прерогативой представительного органа местного самоуправления муниципального образования, решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования может быть принято только представительным органом муниципального образования.

Нельзя согласиться и с доводами представителя административного истца в той части, что допущенные нарушения носят несущественный, малозначительный характер и не могли служить основанием для прекращения полномочий, поскольку они противоречат положениям статьи 40 Федерального Закона № 131-ФЗ.

В связи с чем, имелись основания для принятия Советом Осиновского сельского поселения решения о прекращении полномочий депутата ФИО2, поскольку им поданы заведомо недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Проанализировав положения действующего законодательства, совокупность приведенных доказательств в их взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 239-241, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Совету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решение Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Осиновского сельского поселения по одномандатному избирательному округу Осиновского сельского поселения ФИО2, возложении обязанности на Совет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района устранить допущенные нарушения и восстановить ФИО2 в полномочиях депутата Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района, отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 20.10.2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись