ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2393/2017 от 26.12.2017 Егорьевского городского суда (Московская область)

Дело а -2393/2017 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Егорьевск Московская область 26 декабря2017 года

Егорьевский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Воробьевой С.В., при секретаре судебного заседания Ботневой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Завадского А.В. о признании незаконным предписания о демонтаже нестационарного торгового объекта и его отмене,

установил:

обращаясь в суд с административным иском, Завадский А.В. просит признать незаконным предписание Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года о демонтаже нестационарного торгового объекта, находящегося по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером

В обосновании заявленных требований административном истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ Главным муниципальным земельным инспектором ФИО 3 было выдано предписание в отношении Завадского А.В. об устранении нарушения, а именно о приведении земельного участка с кадастровым номером в соответствие с пригодным использованием последнего по целевому назначению, а именно убрать нестационарный торговый объект с вышеуказанного земельного участка. С указанным предписанием Завадский А.В. не согласен, считает его немотивированным и необоснованным. В данном предписании указывается на то, что целевое использование земельного участка с разрешенным использованием «магазины» не предполагает размещения нестационарных торговых объектов. В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-Ф3"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно- технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. В соответствии с п.7 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-03 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации. Земельный участок, на котором расположен нестационарный объект, принадлежит Завадскому А.В. по праву собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и Комитетом по управлению имуществом Егорьевского района и постановления Главы Егорьевского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Разрешенное использование «магазины» присвоено земельному участку на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном предписании делается ссылка на ст.42 ЗК РФ, согласно которой собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В вышеуказанном предписании отсутствуют какие-либо доказательства того, что нестационарный объект наносит какой-либо вред окружающей среде, отсутствуют и доказательства нарушения противопожарных, санитарно-гигиенических экологических и иных правил и норм.

Административный истец Завадский А.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания.

Представитель административного истца по доверенности ФИО 4 в судебном заседании поддержал заявленные требования административного истца в полном объеме по основаниям изложенные в иске, суду пояснил, что в оспариваемом предписании не содержится какой-либо ссылки на действия нормативно-правовых актов, а также на выявленные нарушения, которые бы позволяли требовать демонтажа нестационарного объекта. В ст.10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» порядок размещения используемых нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности определяется самим собственником. Представитель истца просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области ФИО 1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила отзыв, в котором указала, что земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности Завадскому А.В. имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины. В нарушение вида разрешенного использования, на земельном участке с кадастровым номером расположен нестационарный торговый объект. В соответствии со ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право, в том числе, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Постановлением администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером установлен как магазины. Проводимой внеплановой выездной проверкой было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером установлен нестационарный торговый объект, тогда как целевое использование земельного участка не предполагает осуществление размещения подобного объекта. Истец использует земельный участок с кадастровым номером не по целевому назначению. Завадскому А.В. было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагалось демонтировать нестационарный торговый объект. До настоящего времени предписание не исполнено. Представитель просила в иске Завадскому А.В. отказать.

Допрошенный в качестве специалиста ФИО 2 суду пояснил, что он работает начальником отдела муниципального земельного контроля Комитета по управлению имуществом. Была проведена проверка в отношении Завадского А.В. по использованию им земельного участка для размещения магазина. Был установлен факт размещения на данном земельном участке нестационарного объекта в виде киоска. Согласно ст.42 Земельного кодекса собственник земельного участка должен использовать свой участок в соответствии с целевым назначением. Целевое назначение прописано в классификаторе, который утвержден постановлением правительства, разработан Министерством экономического развития торговли. Магазин – это объект недвижимости, стационарный объект, для которого необходимо разрешение на строительство. Сама палатка не является магазином, и для нее не требуется разрешение на строительство. При выявлении нарушения, муниципальный земельный инспектор должен дать предписание, согласно ст.42 ЗК РФ. Демонтаж объекта – это норматив предписания. Истцу было указано на то, что земельный участок необходимо использовать в соответствии с целевым назначением. Действия ответчика правомерны и направлены на пресечение дальнейших неправомерных действий ответчика.

Суд на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, а суд не признал их явку обязательной.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему:

в соответствии с ч. 1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов дела, Завадский А.В. на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

На основании постановления администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 180 кв.м., адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в границах, указанных в кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, с «для общественно-делового и гражданского строительства» на «магазины».

ДД.ММ.ГГГГ Главным муниципальным земельным инспектором ФИО 3 было выдано предписание в отношении Завадского А.В. об устранении нарушения, а именно о приведении земельного участка с кадастровым номером площадью 180 кв.м. в соответствие, пригодным для использования по целевому назначению, а именно убрать нестационарный объект с земельного участка по адресу: <адрес>.

Согласно п.15 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Статья 17 вышеназванного закона закрепляет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.

Вопросы предоставления мест под размещениеобъектовнестационарной торговли согласно п.1 ст.39.36 Земельного кодексаРФ регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом № 381-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Магазин - это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для розничной продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приёма, хранения товаров и подготовки их к продаже - складами.

В соответствии с п.6 ст.2 ФЗ от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии со ст.40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право, в том числе, возводить жилые, производственные, культурно- бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 37 ЗК РФ определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Так, в соответствии с ч.2 ст.37 ЗК РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Так, согласно указанному Приказу, наименование вида разрешенного использования земельного участка «магазины» предусматривает описание вида разрешенного использования земельного участка «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.». Постановлением администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка с установлен как «магазины».

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ проводилась внеплановая проверка выполнения предписания об устранении нарушения от ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером площадью 180 кв.м. по адресу: <адрес> привести земельный участок в соответствие, пригодное для использования по целевому назначению, а именно убрать нестационарный объект с земельного участка. Главный муниципальный земельный инспектор ФИО 3 обязал Завадского А.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное нарушение: использовать по целевому назначению земельный участок с кадастровым номером , площадью 180 кв.м., местоположение: <адрес> соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»- вид разрешенного использования «магазины» и привести земельный участок в соответствие, пригодное для использования по целевому назначению, а именно: убрать нестационарный объект с земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка в отношении Завадского А.В., с целью проверки исполнения предписания об устранении выявленного нарушения от ДД.ММ.ГГГГ. На момент проверки Завадский А.В. продолжал использовать земельный участок с кадастровым номером для размещения магазина и размещения нестационарного торгового объекта, и тем самым не привел данный земельный участок в соответствие, пригодное для использования по целевому назначению, а именно не убрал нестационарный торговый объект с земельного участка. Главный муниципальный земельный инспектор обязал Завадского А.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное нарушение: привести земельный участок в соответствие, пригодное для использования по целевому назначению, а именно убрать нестационарный объект с земельного участка по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Егорьевского судебного района Московской области вынесено постановление, согласно которому Завадский А.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Решением по итогам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении вынесенное судьей Егорьевского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи 43 судебного участка Егорьевского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ остановлено без изменения, а жалоба Завадского А.В. - без удовлетворения.

Исходя из положений ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере регулирования торговой деятельности на территории муниципального образования.

Статья 11 ЗК РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений.

ФЗ от 06.10.2003г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.

Администрация городского округа Егорьевск, как орган местного самоуправления наделена полномочиями не только по урегулированию торговой деятельности на территории муниципального образования, но и полномочиями по урегулированию вопросов, касающихся земельных участков, расположенных на территории данного муниципального образования.

Согласно п.11 ст.56 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.-ОЗ (ред.от ДД.ММ.ГГГГ «О благоустройстве в Московской области» запрещается самовольная установка объектов, предназначенных для осуществления торговли, оказания услуг, временных объектов, предназначенных для хранения автомобилей (металлических тентов, гаражей и.т.п.), хозяйственных и вспомогательных построек (деревянных сараев, будок и.т.д.), ограждений на территории муниципальных образований без получения разрешения в установленном порядке.

Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Завадскому А.В. было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагалось демонтировать нестационарный торговый объект, однако, до настоящего времени предписание не исполнено.

Суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным предписания Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск от ДД.ММ.ГГГГ о демонтаже нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером и отмене указанного предписания не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Завадского А.В. о признании незаконным предписания Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о демонтаже нестационарного торгового объекта, по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , и отмене данного предписания, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение месяца.

Судья подпись С.В. Воробьева