ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-23/2022 от 10.01.2022 Октябрьского районного суда (Курская область)

Админ. дело а-23/2022 г.

46RS0-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2022 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Баламутовой С.А.

при секретаре Филипцевой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Автономной некоммерческой организации по альтернативному урегулированию споров и конфликтных ситуаций «Содействие» о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации по альтернативному урегулированию споров и конфликтных ситуаций «Содействие» о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя свои требования тем, что запись об Автономной некоммерческой организации по альтернативному урегулированию споров и конфликтных ситуаций «Содействие» внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, учетный , основной государственный регистрационный , дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц – ДД.ММ.ГГГГ Место нахождения коллегиального исполнительного органа (правление) организации: <адрес>. Административный ответчик в нарушение ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон) не представил в Управление ежегодную отчетность за ДД.ММ.ГГГГ год. За непредставление ежегодной отчетности за ДД.ММ.ГГГГ года Управлением ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица Организации возбуждено дело об административном правонарушении по ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мировым судьей судебного участка Октябрьского судебного района <адрес> должностное лицо Организации признано виновным, ему назначено наказание в виде предупреждения. Кроме того, в результате изучения материалов, содержащихся в учетном деле Организации, установлено, что Организация нарушила требования ст. 32 Закона, а именно, не представила в Управление ежегодную отчетность за 2020 год. Управлением ДД.ММ.ГГГГ в адрес Организации направлено предупреждение со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ, однако данное письмо возвращено в адрес Управления с пометкой «Неудачная попытка вручения». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Организацией нарушения не устранены. С учетом изложенного, административный истец просит принять решение о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ Автономной некоммерческой организации по альтернативному урегулированию споров и конфликтных ситуаций «Содействие».

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции по <адрес>, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство, просил дело рассмотреть без участия представителя.

Представитель административного ответчика Автономной некоммерческой организации по альтернативному урегулированию споров и конфликтных ситуаций «Содействие», о дате и времени рассмотрения дела извещен заказной корреспонденцией по месту регистрации организации, указанному в иске в качестве почтового адреса, однако в суд не явился, об уважительных причинах неявки суд не известил.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Поскольку судебное извещение возвращено службой почтовой связи в суд за истечением срока его хранения, ответчик ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия ответчика, по имеющимся доказательствам.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России по <адрес>, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее представил суду ходатайство, просил дело рассмотреть без участия представителя.

С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии участников процесса.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ч.3 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами и (или) юридическими лицами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию некоммерческих организаций, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).

В развитие названных конституционных положений Федеральный закон Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", определяющий особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, установил, что Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства Российской Федерации.

В силу части 4.1 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Автономная некоммерческая организация по альтернативному урегулированию споров и конфликтных ситуаций «Содействие» внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, учетный , основной государственный регистрационный , дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц – ДД.ММ.ГГГГ, место нахождения коллегиального исполнительного органа (правление) организации: 307202, <адрес>, д. Митрофаново, здание А1.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ. в отношение АНО «Содействие» учредителями/участниками юридического лица являются: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Однако, указанная организация не представляла в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> сведений, содержащих отчет о своей деятельности за ДД.ММ.ГГГГ годы.

За непредставление ежегодной отчетности за ДД.ММ.ГГГГ год главным специалистом-экспертом по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном нарушении в отношении руководителя Автономной некоммерческой организации по альтернативному урегулированию споров и конфликтных ситуаций «Содействие» ФИО2, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка Октябрьского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ руководитель Автономной некоммерческой организации по альтернативному урегулированию споров и конфликтных ситуаций «Содействие» привлечен к административной ответственности в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Кроме того, в результате изучения материалов, содержащихся в учетном деле Автономной некоммерческой организации по альтернативному урегулированию споров и конфликтных ситуаций «Содействие», установлено, что Организация нарушила требования ст. 32 Закона, а именно, не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ежегодную отчетность за 2020 год.

Управлением ДД.ММ.ГГГГ в адрес Организации направлено предупреждение со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений о получении административным ответчиком указанного предупреждения материалы дела не содержат. Истцом представлен отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , согласно которому, письмо возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.

В соответствии со статьей 262 КАС РФ, административное исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации.

В соответствии с пп. 3 п.3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Таким образом, статья 61 ГК РФ устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, к числу которых, среди прочего, отнесено: осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 7-ФЗ, некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", разъяснено, что при рассмотрении дел о ликвидации некоммерческой организации осуществляется судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации уполномоченными органами или должностными лицами отдельных властных требований к объединениям граждан (пункт 1 части 3 статьи 1 КАС РФ).

Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении организацией своей деятельности.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1246-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П).

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что АНО «Согласие» были допущены неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческой организации по предоставлению документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, в уполномоченный орган.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, нашли подтверждение при рассмотрении дела, ответчиком опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный характер на протяжении длительного периода.

При этом, суд также учитывает разъяснения, изложенные в письме Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N "О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации", согласно которому пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях и пунктом 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено изменение сведений об учредителях некоммерческой организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, только в случае выхода лица из состава учредителей.

В связи с тем, что по запросу суда Межрайонной ИФНС России по <адрес> представлена выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ. в отношение АНО «Содействие», в которой отсутствуют сведения об учредителях/участниках юридического лица, суд считает возможным удовлетворить требования административного истца о ликвидации и исключении АНО «Содействие» из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-176, ч.2 ст.177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Автономной некоммерческой организации по альтернативному урегулированию споров и конфликтных ситуаций «Содействие» о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию по альтернативному урегулированию споров и конфликтных ситуаций «Содействие» с основным государственным регистрационным номером 1154600000103, исключив данные об указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по административным делам Курского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Баламутова С.А.