ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2425/2017 от 08.11.2017 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело а-2425/2017

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Гордиенко О.А.,

при секретаре - Абибуллаевой Д.И.,

с участием:

представителя административныхистцов – Киселева А.А.,

представителя административного ответчика – Раджабова Р.Н.,

при ведении аудиопротоколирования,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО3 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департаменту развития муниципальной собственностиАдминистрации <адрес> Республики Крым, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Административные соистцы ФИО1 и ФИО2 в суд с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым с требованиями признать незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от формирования земельного участка под многоквартирным домом а по <адрес> в <адрес>; обязать административного ответчика в разумный срок сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом а по <адрес> в <адрес>.

Заявленные требования мотивированы тем, что административные истцы являются сособственниками квартиры в жилом доме и ДД.ММ.ГГГГ обращались к административному ответчику с заявлением в порядке статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» о формировании земельного участка, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный дом, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в доме. Административный ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что мероприятия по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами предусмотрены в 2016-2018 года. Дополнительно указал на возможность подготовки документации за счет собственных средств. По мнению административных истцов, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически ответчик отказал в удовлетворении заявления и безосновательно уклонился от исполнения своих обязанностей.

В судебное заседание административные истцы не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя, который административный иск поддержал по доводам, в нем изложенным, просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Административный ответчик Администрация <адрес> Республики Крым явку своего полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила. Ранее административным ответчиком были представлены письменные возражения на заявленные исковые требования, в которых ответчик, указывая на их необоснованность, просил в иске отказать.

В судебном заседаниипредставитель административного ответчика Департамента развития муниципальной собственности, привлеченного к участию в деле определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Позиция административного ответчика мотивирована тем, что администрацией <адрес> ведутся активные работы по организации размещения муниципальных заказов на выполнение кадастровых работ по постановке земельных участков под многоквартирными домами на государственный кадастровый учет. Данные работы будут проводиться в рамках муниципальных заказов, оплачиваемых за счет средств местного бюджета. Также представитель административного ответчика указал на то, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом истцу не было отказано в формировании земельного участка, а, напротив, было указано на то, что администрацией проводятся соответствующие работы по формированию земельных участков под многоквартирными домами. Кроме того, представитель административного ответчика указал, что из сведений, представленных ГУП РК «КрымБТИ», усматривается, что по адресу: <адрес> в <адрес>, расположен жилой дом, сведения о том, что данный дом является многоквартирным, отсутствуют. Учитывая изложенные обстоятельства, представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исходя из положений части 8 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов административного дела, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в электронном реестре прав собственности на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 и ФИО3 являются собственниками <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

Решением исполнительного комитета <адрес> совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения собственников с баланса основной деятельности КП ЖЭО <адрес> списаны <адрес>, расположенные в одноэтажном двухквартирном жилом доме литер «А» по <адрес>.

Согласно сведениям Государственного унитарного предприятия Республики Крым «КрымБТИ», представленным в ответе на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с данными инвентарного дела по адресу: <адрес>, находится жилой дом литер А с надворными постройками.

Аналогичные сведения отражены в представленной административным ответчиком выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ.

Прямое указание на то, что объект недвижимого имущества по адресу: <адрес>, является многоквартирным домом, в представленных документах отсутствует.

Вместе с тем, при разрешении административного спора суд учитывает, что в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельныйучасток, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Судом установлено, что в целях реализации прав собственников помещений многоквартирного дома ФИО1 и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию <адрес> с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен вышеуказанный дом, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (вх.№Б-281/6132 от ДД.ММ.ГГГГ).

На вышеуказанное заявление Департаментом развития муниципальной собственности ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен и направлен ответ , в котором в рамках компетенции административным истцам сообщено о том, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа«Совершенствование земельных отношений и повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2016 - 2018года», предусматривающая проведение мероприятий по формированию земельных участков под многоквартирными домами в течение 2016-2018 годов. Работы по постановке земельных участков под многоквартирными домами на государственный кадастровый учет будут проводиться в рамках муниципальных заказов, оплачиваемых за счет средств местного бюджета после проведения конкурса и заключения муниципального контракта на данные виды работ с организацией, победившей в конкурсе. Также административным истцам разъяснено, что при необходимости проведения работ по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом в сжатые сроки, он имеет право обратиться в адрес администрации <адрес> с заявлением о принятия решения о подготовке документации по планировке территории в границах элемента планировочной структуры. Заявителям разъяснено, что после получения указанного решения они имеют право обеспечить разработку соответствующей документации за счет собственных средств. Департаментомтакже указано, что заявление принято к сведению и будет учтено при подготовке технического задания на выполнение работ по разработке проектов межевания территорий, занятых в городе Симферополе многоквартирными домами в 2018 году.

Полагая, что вышеуказанный ответ свидетельствует об уклонении административного ответчика от исполнения возложенной на него обязанности, что, в свою очередь, указывает на наличие со стороны административного ответчика незаконного бездействия, административные истцы обратились с данным иском в суд.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее –Федеральный законот 29.12.2004-ФЗ) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено применение статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ, и указано, что если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Как следует из статьи 16Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).

В соответствии с частью 3 статьи 16Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ, с учетом толкования Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).

Поскольку формирование участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения.

Определяя наличие либо отсутствие со стороны административного ответчика незаконного бездействия, связанного с уклонением от формирования земельного участка под многоквартирным домом, суд исходил из следующего.

Исходя из общепринятого понимания, подтвержденного судебной практикой вышестоящих судебных инстанций, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании всоставе Российской Федерации новых субъектов, <адрес> считается принятой в Российскую Федерацию.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования городской округ Симферополь», Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальнаяпрограмма«Совершенствование земельных отношений и повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

Из текста вышеуказанного постановления усматривается, что по состоянию на 2015 год на территории муниципального образования городской округ Симферополь согласно данным, предоставленным муниципальными унитарными предприятиями «Аванград», «Киевский Жилсервис», «Центральный Жилсервис», «Железнодорожный Жилсервис», количество многоквартирных домов на территории города составляет 2277. По состоянию на 2015 г. сведения о земельных участках под многоквартирными домами в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Одной из задач утвержденной муниципальным органом программы является формирование земельных участков под многоквартирными жилыми домами.

Целевыми показателями (индикаторами) - критериями, характеризующими уровень достижения целей Программы,определены, в том числе количество земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости:

2016 г. - 149 (в том числе: 10 - для проведения торгов, 25 - для муниципальных нужд, 4 - для предоставления льготным категориям граждан, 110 - территории многоквартирных жилых домов);

2017 г. - 296 (в том числе: 20 - для проведения торгов, 50 - для муниципальных нужд, 6 - территории парков, скверов, 220 - территории многоквартирных жилых домов);

2018 г. - 297 (в том числе: 20 - для проведения торгов, 50 - для муниципальных нужд, 7 - территории парков, скверов, 220 - территории многоквартирных жилых домов).

В рамках выполнения вышеуказанной программы администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято постановление , которым утвержден график проведения работ по образованию и проведению государственного кадастрового учета за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

В утвержденный график включены 217 объектов – многоквартирных жилых домов, проведение работ по образованию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков под которыми запланировано на 2017 год.

Указанное выше с достоверностью свидетельствует о том, что администрацией активно в рамках законодательно определенных полномочий и возложенных на администрацию города обязанностей ведутся работы по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами, расположенными в границах муниципального образования городской округ Симферополь.

Отсутствие многоквартирного <адрес> утвержденном администрацией графике на 2017 год не свидетельствует о наличии со стороны ответчика противоправного бездействия, поскольку работы по формированию земельных участков под многоквартирными домами ведутся, срок выполнения таких работ не истек и установлен до окончания 2018 года.

При этом в ответе на соответствующее заявление административным истцам было указано, что заявление о формировании земельного участка будет учтено при составлении технического задания на 2018 год, в связи с чем указанный ответ не свидетельствует об уклонении административного ответчика от возложенной на него обязанности.

Следует отменить, что действующим законодательством срок для проведения органом местного самоуправления на основании заявления собственника работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом не определен.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П разъяснил, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, свидетельствующих о том, что проведение работ по формированию земельных участков администрацией города установлено до окончания 2018 года, основания для признания факта нарушения административным ответчиком разумных сроков формирования и проведения кадастрового учета спорного земельного участка, отсутствуют.

Указание административным ответчиком в ответе на заявление на возможность административным истцамза счет собственных средств подготовить проектную документацию, не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку такая возможность по подготовке документации по планировке территориифизическимилицами за счет их средств, в случае необходимости, прямо предусмотрена частью 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Принимая решение по делу, суд также учитывает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ, обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений.

Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).

Всилу предписаний статьи 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являютсязащита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Вопрос о нарушении прав и законных интересов административного истца рассматривается исходя из существующих фактических обстоятельств дела на момент рассмотрения спора. Действующее законодательство не предусматривает судебную защиту прав от возможного их нарушения в будущем.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающимиправа, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В ходе рассмотрения административного дела признаков бездействия, такого, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, судом не установлено.

Принимая во внимание, что требованиео возложении на административного ответчика обязанности совершить определенные действия является производным от основного требования и должно быть направлено на устранение допущенных нарушений прав и свобод административного истца, которых в ходе рассмотрения административного дела установлено не было, суд отказывает в их удовлетворении.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований госпошлина по делу взысканию с административного ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО3 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департаменту развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья /подпись/ О.А. Гордиенко

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.