УИД 05RS0№-47
Дело №а-2433/2023
РЕШЕНИЕ
(окончательная форма)
Именем Российской Федерации
<адрес> 04 июля 2023 года
Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе председательствующей судьи Мусаева А.М.,
при секретаре ФИО3,
с извещением сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к УФССП России по РД, судебному приставу исполнителю МОСП по ОИП ФИО1 о признании незаконным бездействия УФССП по РД, и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась в суд с административным иском к УФССП России по РД о признании незаконным бездействия УФССП по РД и взыскании судебных расходов.
Определением суда от 16.05.2023г. судом в качестве второго административного ответчика к участию в деле привлечен судебный пристав исполнитель МОСП по ОИП ФИО1.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что14.09.2022г. в адрес административного ответчика было направлено заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа ФС №.19.09.2022г. заявление по Почте России поступило в Управление ФССП по РД.29.10.2022г. в адрес административного ответчика было направлено заявление, в котором просила выдать постановление о возбуждении исполнительного производства и сообщить о совершенных исполнительных действиях и принятых мерах принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе.08.11.2022г. заявление было вручено адресату.28.11.2022г. в адрес административного ответчика направлено повторное заявление, в котором просила сообщить о совершенных исполнительных действиях и принятых мерах принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе и дать возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства и снять с них копии. Согласно отчету об отслеживании, заявление было вручено адресату 19.12.2022г. В установленный законом срок заявление административного истца рассмотрено не было административным ответчиком.
Административным истцом были понесены расходы в размере 300 рублей - госпошлина при подаче административного искового заявления, и 30 000 рублей - расходы на оплату услуг представителя.
В связи, с этим административный истец просит признать незаконными бездействия Управления Федеральной службы судебных приставов по РД по не рассмотрению в установленном ст.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления ФИО2, в котором просила выдать постановление о возбуждении исполнительного производства, сообщить о совершенных исполнительных действиях и принятых мерах принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе и дать возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства и снять с них копии и обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по РД рассмотреть заявление ФИО2 в установленном законом порядке, взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по РД в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 30300 рублей.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела в судебное заседание не явились административный истец, представитель истца, административный ответчик и заинтересованное лицо и суд об уважительности своей неявки и о причинах не известили.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся вышеуказанных сторон, согласно ч.7 ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, явка сторон по закону не является обязательной и не признана таковой судом, в упрощенном письменном порядке.
Исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Рассмотрение дел по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6).
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьями 2, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Сулейман-Стальского районного суда РД от 12.08.2021г. в рамках гражданского дела № выдан исполнительный лист ФС № о признании незаконным отказ Управления отделения Пенсионного фонда РФ по РД в Сулейман - <адрес>№ от 30.04.2021г. в выдаче ФИО2 государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> выдать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> Дагестанской АССР (паспорт серии 82 11 108272 выдан ТП УФМС России по <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (050-0405) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГг. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Представителем административного истца в адрес административного ответчика 14.09.2022г. направлено заявление о возбуждении на основании исполнительного листа ФС №исполнительного производства, с приложением решения суда и исполнительного листа, что подтверждается описью и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 36830571019928). Согласно указанного отчета об отслеживании заявление о возбуждении исполнительного производства 19.09.2022г. вручено административному ответчику. Представителем административного истца 29.10.2022г.в адрес административного ответчика было направлено заявление о выдаче постановления о возбуждении исполнительного производства и сообщить о совершенных исполнительных действиях и принятых мерах принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе. Согласно отчета об отслеживания с почтовым идентификатором 36830575006924 указанное заявление08.11.2022г. вручено административному ответчику.28.11.2022г. в адрес административного ответчика направлено повторное заявление с просьбой сообщить о совершенных исполнительных действиях и принятых мерах принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, а также дать возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства и снять с них копии. Согласно отчету об отслеживании с почтовым идентификатором 36830571027596 заявление было вручено административному ответчику 19.12.2022г.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 2 Закона №229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 Закона №229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с положениями частей 1, 3, 8 статьи 30 Закона №229-ФЗ исполнительный документ предъявляется к принудительному исполнению в службу судебных приставов взыскателем с приложением заявления о возбуждении исполнительного производства по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Закона об исполнительном производстве. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона №229-ФЗ).
Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества (часть 1 статьи 33 Закона №229-ФЗ).
Судебный пристав-исполнитель, руководствуясь статьями 64, 68 Закона №229-ФЗ, принимает меры для своевременного исполнения требований исполнительного документа.
В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
Статьей 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства; должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, подробно регламентирован также "Методическими рекомендациями по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве", утвержденными приказом директора ФССП России ДД.ММ.ГГГГ N 15-9.
Эти требования закона административным ответчиком не соблюдены.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
По смыслу статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Указанной совокупностью условий по делу установлено, что сведений о рассмотрении предъявленного административным истцом ходатайства в установленный законом срок у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
В силу ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Административным истцом понесены судебные расходы: - государственная пошлина в размере 300 рублей и расходы на оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей (расписка и договор об оказании юридических услуг от 12.04.2021г.).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180, ст.ст.226-228КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2 к УФССП России по РД, судебному приставу исполнителю МОСП по ОИП ФИО1 о признании незаконным бездействия УФССП по РД и взыскании судебные расходы, удовлетворить.
Признать незаконными бездействия Управления Федеральной службы судебных приставов по РД по не рассмотрению в установленном ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления ФИО2, о выдаче постановления о возбуждении исполнительного производства, сообщить о совершенных исполнительных действиях и принятых мерах принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе и дать возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства и снять с них копии.
Обязать судебного пристава исполнителя МОСП по ОИП ФИО1 рассмотреть заявление ФИО2 в установленном законом порядке.
Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по РД в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 30300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через районный суд.
Председательствующий: А.М. Мусаев
Решение в окончательной форме составлено 18.07.2023г.