К делу №а-2454/2020
ФИО2 ГОРОДСКОЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ФИО4
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ФИО2 городской суд Республики ФИО4 в составе:
председательствующего судьи - Хагундоковой Р.Р.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО8,
представителя административного ответчика ФИО9 и ФИО10,
представителя заинтересованного лица ФИО6,
заинтересованного лица ФИО11,
представителя заинтересованного лица ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО «ФИО2 Майкоп» и Комитету по управлению имуществом МО «ФИО2 Майкоп» о признании постановления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании постановления незаконным. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 01:08:0202008:47 общей площадью 1170 кв. м, расположенного по адресу: Республика ФИО4, <адрес> Б. Считает указанное, постановление незаконным и необоснованным, так как административным ответчиком нарушен порядок принятия постановления, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации. Указывает, что информация об общественных слушаниях, по результатам которых было принято решение об установлении сервитута, ему не направлялась, в связи с чем, была лишена возможности представить свои возражения относительно предмета слушаний. Об установлении публичного сервитута узнала только после того, как получила по почте оспариваемое постановление. На орган местного самоуправления, кроме соблюдения процедуры принятия постановления, также возложена обязанность доказать, что установление публичного сервитута на данном участке является наименее обременительным для собственника, что указанный публичный сервитут является единственно возможным, и что он установлен в интересах неопределенного круга лиц. Данных доказательств ответчиком не представлено. Просила признать незаконным Постановление администрации МО «ФИО2 Майкоп» РА от 13.03.2020г. №. об установлении постоянного публичного сервитута, площадью 102 кв.м на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0202008:47 для обеспечения прохода и проезда через земельный участок в целях организации свободного доступа к земельному участку с кадастровым номером 01:08:0202008:50.
В судебном заседании административный истец и его представитель по доверенности ФИО8 поддержали доводы административного искового заявления в полном объёме, просили удовлетворить. Полагают, что обжалуемым постановлением созданы препятствия к свободному осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов по владению, пользованию и распоряжению своим земельным участком, на нее незаконно возложена обязанность обеспечения доступа ее соседям на земельный участок.
Представители административных ответчикоы ФИО9 и ФИО10 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на полное соответствие оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства и отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца данным постановлением.
Представитель заинтересованного лица Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования "ФИО2 Майкоп" поддержала позицию административных ответчиков полагая, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Заинтересованное лицо ФИО11 и ее представитель по доверенности адвокат ФИО7 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, представив суду свои возражения в письменном виде. Суду пояснили, что административный истец не привела достаточных оснований, предусмотренных законом, для признания не законным оспариваемого постановления. Порядок и процедура проведения общественных слушаний по вопросу публичного сервитута были соблюдены. Публичный сервитут установлен в том месте, где изначально органом местного самоуправления был предусмотрен и существовал проезд, публичный сервитут установлен для соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, доводы административного истца о невозможности фактически реализовать сервитут в виду того, что на ее земельном участке расположены строения, септики и электрические столбы по траектории, установленного сервитута считают несостоятельными.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и главы 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 01:08:0202008:47 общей площадью 1170 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Республики ФИО4, <адрес> Б.
Постановлением Главы Администрации МО «ФИО2 Майкоп» от 13.03.2020г. № установлен постоянный публичный сервитут, площадью 102 кв.м на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0202008:47 для обеспечения прохода и проезда через земельный участок в целях организации свободного доступа к земельному участку с кадастровым номером 01:08:0202008:50(сфера действия планируемого постоянного публичного сервитута на кадастровом плане территории прилагается).
В соответствии со ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; 2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; 3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке; 4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципе сочетания при использовании и охране земель интересов заинтересованных лиц и законных интересов лиц, которым принадлежат земельные участки.
В силу статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Порядок и условия установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования "ФИО2 Майкоп", в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов муниципального образования "ФИО2 Майкоп" или местного населения, без изъятия данных земельных участков определен Положением "Об установлении и прекращении публичных сервитутов на территории муниципального образования «ФИО2 Майкоп», утвержденным муниципальным нормативным правовым актом Совета народных депутатов муниципального образования «ФИО2 Майкоп» от 14.12.2010г. №-НА (далее - Положение).
Пунктом 2 данного Положения определен порядок установления публичного сервитута. Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что Инициатор обращается в специально уполномоченный орган местной Администрации (далее - орган Администрации) с заявлением или ходатайством.
Заявление или ходатайство об инициировании установления публичного сервитута должны содержать сведения: о земельном участке, в отношении которого предполагается установить публичный сервитут: местоположение, площадь, обременения, кадастровый номер, категория земель, вид разрешенного использования; о собственнике, землепользователе, землевладельце земельного участка, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), данные государственной регистрации юридического лица (номер, дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц), фамилия, имя, отчество физического лица, адрес места жительства, его паспортные данные и данные государственной регистрации права на земельный участок; данные государственной регистрации юридического лица и государственной регистрации права на земельный участок представляются на основании выписки из соответствующего государственного реестра; о цели установления публичного сервитута (содержание публичного сервитута) и обоснование необходимости его установления; о предлагаемом сроке действия публичного сервитута; о сфере действия публичного сервитута.
В соответствии с п. 2.3. Положения при соответствии документов установленным требованиям орган Администрации осуществляет подготовку заключения о возможности либо невозможности установления публичного сервитута.
Положительное заключение о возможности установления публичного сервитута направляется Главе муниципального образования "ФИО2 Майкоп" (далее - Глава муниципального образования) для решения вопроса о назначении общественных слушаний. Глава муниципального образования рассматривает заключение органа Администрации и при согласии с ним согласует проведение общественных слушаний.
Как установлено пунктом 2.6. Положения по результатам предварительного рассмотрения заявления и в случае положительного его согласования с Главой муниципального образования орган Администрации выполняет следующее:
2.6.1. направляет правообладателям земельных участков, в отношении которых может быть установлен публичный сервитут, сообщения о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
2.6.2. обеспечивает публикацию информационного сообщения о проведении общественных слушаний об установлении публичного сервитута в газете "ФИО2 новости".
Сообщение должно содержать информацию о вопросе, выносимом на предстоящие слушания, времени, месте и условиях ознакомления с обсуждаемыми материалами;
2.6.3. осуществляет подготовку проекта постановления Администрации о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута.
2.7. В проекте постановления Администрации о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута:
2.7.1. должны содержаться сведения о времени, месте предстоящих общественных слушаний и вопросе, выносимом на обсуждение, об условиях ознакомления с обсуждаемыми материалами, уполномоченном органе на проведение общественных слушаний и лице, ответственном за их организацию;
2.7.2. утверждается состав Комиссии по подведению итогов общественных слушаний (далее - Комиссия). Комиссия формируется в количестве 5 человек.
2.8. С учетом результатов общественных слушаний, проведенных в порядке, установленном разделом 3 настоящего Положения, орган Администрации осуществляет подготовку постановления Администрации об установлении публичного сервитута либо об отказе в установлении публичного сервитута.
В постановлении Администрации об установлении публичного сервитута указывается содержание публичного сервитута, сфера действия (площадь, границы) публичного сервитута, срок действия публичного сервитута, кадастровый номер земельного участка, на котором устанавливается публичный сервитут, лицо (орган), обязанное осуществить государственную регистрацию публичного сервитута.
2.9. После принятия постановления Администрации об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении орган Администрации направляет уведомление Инициатору и правообладателю (правообладателям) земельного участка копию постановления Администрации об установлении публичного сервитута или об отказе в установлении публичного сервитута.
2.10. После принятия постановления Администрации об установлении публичного сервитута органом Администрации обеспечивается проведение мероприятий по государственной регистрации публичного сервитута.
Установлено и материалами дела подтверждается, что общественные слушания по вопросу установления постоянного публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0202008:47 для обеспечения прохода и проезда через земельный участок в целях организации свободного доступа к земельному участку с кадастровым номером 01:08:0202008:50 назначены постановлением Администрации МО «ФИО2 Майкоп» от 06.12.2019г. №.
Указанное постановление о назначении проведения общественных слушаний по вопросу установления постоянного публичного сервитута было опубликовано в газете "ФИО2 новости" №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведения общественных слушаний было принято решение о возможности установления постоянного публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0202008:47 для обеспечения прохода и проезда через земельный участок в целях организации свободного доступа к земельному участку с кадастровым номером 01:08:0202008:50. Администрацией МО «ФИО2 Майкоп» было принято соответствующее постановление.
Так, Постановлением Главы Администрации МО «ФИО2 Майкоп» от 13.03.2020г. № установлен постоянный публичный сервитут, площадью 102 кв.м на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0202008:47 для обеспечения прохода и проезда через земельный участок в целях организации свободного доступа к земельному участку с кадастровым номером 01:08:0202008:50.
Указанное постановление было опубликовано в газете "ФИО2 новости" и размещено на официальном сайте Администрации МО «ФИО2 Майкоп».
Административный истец ФИО1, будучи собственником земельного участка, в отношении которого названным постановлением администрацией МО «ФИО2 Майкоп» установлен публичный сервитут, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на незаконность данного постановления.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 2.6.1. Положения об установлении и прекращении публичных сервитутов на территории муниципального образования «ФИО2 Майкоп», утвержденным муниципальным нормативным правовым актом Совета народных депутатов муниципального образования «ФИО2 Майкоп» от 14.12.2010г. №-НА администрация обязана направить правообладателям земельных участков, в отношении которых может быть установлен публичный сервитут, сообщения о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута.
Доказательств того, что административный истец была письменно проинформирована о проведении общественных слушаний, стороной административного ответчика представлено не было. В материала дела отсутствует соответствующее письмо, направленное в адрес административного истца ФИО1 о ее уведомлении о проведении общественных слушаний, состоявшихся 23.12.2019г., как и не представлено доказательств вручения ей под роспись соответствующего уведомления.
Кроме того, необходимо учитывать, что спецификой установления публичного сервитута является не интерес собственника (или иных законных владельцев либо пользователей) земельного участка, а общественный интерес и он не связан, непосредственно, с нуждами соседнего земельного участка.
Таким образом, орган местного самоуправления имеет право установить публичный сервитут не произвольно, а при следующих установленных законом условиях;
1. Публичный сервитут устанавливается в пользу неопределенного круга лиц, он не может быть связан с нуждами соседнего участка (п. 2 ст. 23 ЗК РФ)
2. Интересы лиц, в пользу которых установлен публичный сервитут, не могут быть обеспечены каким-либо иным образом (п. 1 ст. 274 ГК РФ);
3. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).
При этом обжалуемым постановлением установлен постоянный публичный сервитут для обеспечения прохода и проезда в целях организации свободного доступа к земельному участку с кадастровым номером 01:08:0202008:50, то есть в пользу конкретных лиц, что противоречит требованиям закона, регламентирующим установление публичного сервитута. Действующее законодательство Российской Федерации не предоставляет органу местного самоуправления возможности устанавливать публичный сервитут в интересах частных лиц, в частности, собственникам земельного участка с кадастровым номером 01:08:0202008:50.
Таким образом, административным ответчиком не предоставлено суду доказательств, что установленный публичный сервитут отвечает интересам неопределенного круга лиц, а не интересам конкретного лица, которому на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 01:08:0202008:50.
Учитывая, что публичный сервитут устанавливается для соблюдения нужд государства, либо неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены, каким-либо иным образом, то на орган местного самоуправления лежит обязанность по доказыванию необходимости установления сервитута, а так же орган местного самоуправления обязан убедиться в том, что вариант сервитута, устанавливаемый выносимым им постановлением является наименее обременительным.
Так, согласно заключения кадастрового инженера от 13.05.2020г. №, представленного административным истцом, формирование публичного сервитута в соответствии с Постановлением Главы Администрации муниципального образования «ФИО2 Майкоп» РА 13.03.2020г. невозможно, так как на данной территории расположены следующие объекты: здание гаража, два септика, электрический столб. Координаторы объектов недвижимости указаны в приложении к данному заключению.
Администрация МО «ФИО2 Майкоп» фактически не убедилась в реальной возможности установления публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0202008:47.
Административным ответчиком не представлено доказательств необходимости установления сервитута, а также что спорный сервитут принят в интересах неопределенного круга лиц, ввиду чего суд приходит к выводу о том, что установление бессрочного публичного сервитута в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка, является незаконным.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 178, 226,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации МО «ФИО2 Майкоп» и Комитету по управлению имуществом МО «ФИО2 Майкоп» о признании постановление незаконным, удовлетворить.
Постановление администрации МО «ФИО2 Майкоп» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении постоянного публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 1:08:0202008:47, для обеспечения прохода и проезда через земельный участок в целях организации свободного доступа к земельному участку с кадастровым номером 01:08:0202008:50, отменить
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики ФИО4 через ФИО2 городской суд Республики ФИО4 в течение месяца со дня составления мотивированного решения, т.е. со ДД.ММ.ГГГГ.
.
Председательствующий подпись Р.Р.Хагундокова
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-90
Подлинник решения находится в материалах дела №а-2454/2020
в ФИО2 городском суде Республики ФИО4.