дело №а-245/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Махачкала 7 ноября 2023 года
Верховный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Хавчаева Х.А.
при секретаре судебного заседания ФИО2
с участием административного истца ФИО12, ее представителя ФИО5, представителя администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО6, представителя МКУ «Управление ЖКХ г.Махачкала» ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО12 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
ФИО12 обратилась в суд с административным иском о присуждении компенсации в размере 922 391 руб. за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В обоснование указала, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> удовлетворены ее исковые требования к администрации ГОсВД «город Махачкала», на которую возложена обязанность произвести работы по обеспечению доступа в организации Управление ЗАГС г.Махачкалы, Управление по делам архивов ГОсВД «город Махачкала» и отделение службы судебных приставов, расположенные по адресу <адрес><адрес>, в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020. На основании данного решения суда УФССП по РД возбуждено исполнительное производство от <дата>, однако, решение суда не исполняется более восьми месяцев; организован доступ только в коридор здания, а в сами организации отсутствует доступ для людей с ограниченными возможностями, не предусмотрен лифт.
В письменных возражениях представитель администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО1 Р.С., представитель МКУ «Финансовое управление города Махачкала» ФИО3 просили в удовлетворении требований отказать, указывая, что истец не представил доказательства, подтверждающие заявленные требования, завышенность истребуемой суммы компенсации, значительные долговые обязательства администрации города.
В письменных возражениях представитель МКУ «Управление ЖКХ город Махачкала» ФИО4 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что работы по исполнению решения суда проводятся в соответствии с графиком, что свидетельствует об организации комплекса мер по исполнению судебного акта в разумный срок.
В судебном заседании административный истец ФИО12 и ее представитель ФИО5 административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по доводам, приведенным в административном исковом заявлении, указали, что на момент вынесения судом решения по настоящему делу установлен пандус только для прохода на площадку перед зданием, а в сами организации ЗАГС, архива и службы судебных приставов проход для маломобильных людей не предусмотрен, исполнительное производство не окончено.
В судебном заседании представитель администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО6, представитель МКУ «Управление ЖКХ города Махачкала» ФИО7 просили в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, приведенным в письменных возражениях, а также указали, что работы по установлению пандуса для доступа на первый этаж здания проведены, обеспечить доступ непосредственно в службу судебных приставов и городской архив, расположенные, соответственно, на четвертом и третьем этажах здания, не представляется возможным из-за узкого лестничного пролета.
Представители МКУ «Финансовое управление города Махачкала», УФССП России по Республике Дагестан, ФССП России в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетами об отслеживании почтовых извещений, а также сведениями о размещении информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.8 ст.96 КАС РФ), об отложении дела не просили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения административного истца, его представителя, иных участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 указанного закона компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона о компенсации, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Частью 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено исполнение судебных актов в разумные сроки.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 55 Постановления Пленума от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Постановление Пленума от 29 марта 2016 года № 11) при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).
В силу части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общей продолжительности неисполнения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (часть 5 статьи 36 Закона).
Как видно из материалов дела, решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> удовлетворены исковые требования ФИО12 к администрации ГОсВД «город Махачкала», на которую возложена обязанность произвести работы по обеспечению доступа в организации Управление ЗАГСа г.Махачкала, Управление по делам архивов муниципального образования городской округ «город Махачкала» и отделение службы судебных приставов, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020, а также взыскать с пользу ФИО8 компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от <дата> решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации ГОсВД «город Махачкала» без удовлетворения.
В обоснование заявленных по настоящему делу требований административный истец указывает на неисполнение решения суда в части возложения на администрацию ГОсВД «город Махачкала» обязанности произвести работы по обеспечению доступа в организации Управление ЗАГСа г.Махачкала, Управление по делам архивов муниципального образования городской округ «город Махачкала» и отделение службы судебных приставов, расположенные по адресу: <адрес><адрес>, в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020.
<дата> в УФССП по РД поступило заявление ФИО12 о возбуждении исполнительного производства с приложением исполнительного листа №.
<дата> ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> г.Махачкалы на основании исполнительного листа № в отношении администрации ГОсВД «город Махачкала» возбуждено исполнительное производство №.
Как видно из материалов исполнительного производства, <дата> судебным приставом-исполнителем с должника администрации ГОсВД «город Махачкала» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. по причине неисполнения в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленный срок; <дата> в отношении администрации ГОсВД «город Махачкала» выносено требование о представлении доказательств надлежащего исполнения исполнительного документа; <дата> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ; постановлением старшего судебного пристава МО СП по ОИП УФССП России по РД от <дата> на администрацию ГОсВД «город Махачкала» наложен штраф в размере 30000 руб. за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, т.е. совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Письмом заместителя начальника МКУ «Управление ЖКХ города Махачкалы» ФИО9 от <дата> судебному приставу-исполнителю МО СП ОИП УФССП по РД ФИО10 сообщено, что на основании решения суда проведены работы по ремонту тротуаров, установлению бордюрных пандусов и приведению их в соответствие с требованиями СП 5913330.2020.
К вышеуказанному письму приложен акт выполненных работ, за подписью главного специалиста МКУ «УЖКХ г.Махачкала» ФИО13, в котором указано, что по объекту, расположенному по адресу <адрес>) выполнены работы по устройству съезда с тротуара, а также фотография.
Между тем вышеуказанный акт составлен в одностороннем порядке.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что решением суда на администрацию городского округа «город Махачкала» возложена обязанность произвести работы по обеспечению доступа в организации Управление ЗАГСа г.Махачкала, Управление по делам архивов муниципального образования городской округ «город Махачкала» и отделение службы судебных приставов, расположенные по адресу<адрес>, <адрес>, в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020.
С учетом изложенного, представленный акт о выполнении работ по устройству съезда с тротуара не может свидетельствовать об исполнении решения суда.
Суд также учитывает отсутствие сведений о соответствии выполненных работ требованиям СП 59.13330.2020.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что исполнительное производство по исполнению решения Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> в установленном порядке не окончено по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.47 Закона об исполнительном производстве (фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе), доказательств того администрация обеспечила доступ в организации Управление ЗАГСа г.Махачкала, Управление по делам архивов муниципального образования городской округ «город Махачкала» и отделение службы судебных приставов, расположенные по адресу: <адрес><адрес>, в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020, не представлено, суд считает обоснованными доводы административного истца о неисполнении решения суда в установленном порядке.
Срок неисполнения определяется по правилам пункта 56.1 Постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 г. № 11, указывающего, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения, и подлежит исчислению до дня вынесения решения по настоящему делу, то есть до <дата>.
С учётом разъяснений пункта 55 названного Постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 г. № 11, общий срок исполнения судебного акта со дня вступления его в законную силу составляет 1 год 4 месяца, а со дня предъявления исполнительного документа к исполнению и возбуждения исполнительного производства – 10 месяцев 17 дней, что применительно к рассматриваемому делу, учитывая значимость последствий для административного истца, во всяком случае, не может быть признано разумным сроком.
Суд приходит к выводу о том, что у административного истца возникло право на заявление требований о присуждении компенсации за неисполнение решения суда в разумный срок, поскольку истек шестимесячный срок, установленный федеральным законом для исполнения судебного акта.
Суд также учитывает разъяснения, содержащиеся в 48 Постановления Пленума от 29 марта 2016 N 11, о том, что не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств и т.п.
При этом длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда.
Гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает, как неотъемлемый элемент обязательность исполнения судебных решений.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения в силу указанных норм рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие в разумные срок, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.
Право на судебную защиту, в том числе право на исполнение судебных решений, носит публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые институциональные и процессуальные условия.
Исполнение судебного акта является публичной обязанностью государства. Соответственно, именно государство, а не взыскатель, если решение вынесено против государства, обязано проявить инициативу для исполнения судебного решения.
Государство обязано таким образом организовать систему исполнения судебных актов, возлагающих на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, чтобы обеспечить координацию между различными государственными органами с целью реального и своевременного исполнения решений суда, вступивших в законную силу.
Установление самого факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок по смыслу части 3 и 4 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для присуждения компенсации.
Каких-либо оснований для вывода о том, что административным истцом совершались действия, направленные на увеличение срока исполнения судебного акта, создания препятствий для его своевременного исполнения, не имеется.
Учитывая изложенное, а также в силу приведённых выше положений закона, суд приходит к выводу о том, что нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок вызвано неэффективными и нераспорядительными действиями административных ответчиков, что является правовым основанием для присуждения соответствующей компенсации.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 60 Постановления Пленума ВС РФ от 29 марта 2016 г. N 11, размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).
При определении размера компенсации суд учитывает обстоятельства дела, по которому допущено нарушение разумного срока исполнения, продолжительность исполнения судебного акта, значимость последствий для административного истца, истец является инвалидом 1 группы бессрочно, использующим кресло-коляску, относится к категории социально незащищенных граждан, маломобильным группам населения, по отношению к которым государство имеет повышенные обязательства; в результате неисполнения судебного решения административный истец ограничена в доступе к организациям, осуществляющим публично значимые функции, в связи с чем считает разумным и справедливым присуждение компенсации в размере 20000 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
В связи с тем, что причиной задержки исполнения судебного акта явилось бездействие должника по исполнительному производству – администрации ГОсВД «город Махачкала», финансируемого за счет местного бюджета, решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подлежит исполнению за счет средств бюджета города Махачкала.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 250-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО12 удовлетворить частично. Взыскать с муниципального образования городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» в лице МКУ «Финансовое управление администрации города Махачкала» за счет средств бюджета города Махачкала в пользу ФИО12 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20000 (двадцать тысяча) рублей, перечислив ее на следующие реквизиты: получатель ФИО12, счет № в Ставропольском отделении № ПАО Сбербанк, к/с №, БИК №, КПП №, ИНН №, в удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение суда о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 15 ноября 2023 года.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан Х.А.Хавчаев