ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2464/2022 от 05.09.2022 Северского районного суда (Краснодарский край)

Дело а-2464/2022

УИД: 23RS0-32

Резолютивная часть решения оглашена 01.09.2022

В окончательной форме решение составлено 05.09.2022

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес> 01 сентября 2022г.

Северский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Емельянова А.А.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО2 по доверенности ФИО7, представителя ответчика Администрации МО <адрес> по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Администрации МО <адрес> о признании отказа незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, в лице своего представителя по доверенности ФИО7, обратился в Северский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к администрации МО <адрес> о признании отказа незаконным от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположенного земельного участка на кадастровом плане территории и формировании земельного участка с последующей его реализацией с торгов на земельный участок, площадью 641 кв.м., в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование административных исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 получен ответ от администрации муниципального образования <адрес>, согласно которого отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и формировании земельного участка с последующей реализацией его с торгов. Основанием для отказа в формировании земельного участка для предоставления его с торгов, по мнению административного ответчика, является расположение испрашиваемого земельного участка в зоне затопления Р-1% и запрет на размещение объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления. При наличии сооружений и (или) методов инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод можно строить на земельном участке, расположенном в зоне затопления. Данные условия необходимо лишь указать при проведении торгов. Административный ответчик ссылается на Приказ Федерального агентства водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ-пр «Об установлении зон затопления, подтопления» в котором не указано <адрес>. Кроме того, указанный Приказ был издан в 2021 году, а правила землепользования и застройки Шабановского сельского поселения в последней редакции были утверждены в 2019 году. Вывод о невозможности сформировать испрашиваемый земельный участок и выставить его на торги не соответствует требованиям законаи интересам административного ответчика, а направлен на создание препятствий в реализации прав граждан на землю.

Административный истец просил:

- признать незаконным отказ администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположенного земельного участка на кадастровом плане территории и формировании земельного участка с последующей его реализацией с торгов на земельный участок, площадью 641 кв.м, в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>.

- обязать администрацию муниципального образования <адрес> утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и сформировать земельный участок с последующей его реализацией с торгов площадью 641 кв.м, в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>.

Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО5 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО4 настаивал на отказе в удовлетворении административных требований в полном объеме, на основании доводов, изложенных в отказе администрации МО <адрес> и возражениях на иск.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив административное исковое заявление, возражение на него, материалы дела, приходит к следующему выводу.

Так, в судебном заседании установлено, что ФИО2 обратился в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 641 кв.м., расположенного в <адрес>, кадастровый квартал , с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

По результатам рассмотрения обращения ДД.ММ.ГГГГФИО2 получен ответ от администрации муниципального образования <адрес>, согласно которого отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и формировании земельного участка с последующей реализацией его с торгов. Основанием для отказа в формировании земельного участка для предоставления его с торгов, по мнению административного ответчика, является расположение испрашиваемого земельного участка в зоне затопления Р-1% и запрет на размещение объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления.

В обоснование отказа администрация ссылается на Правила землепользования и застройки Шабановского сельского поселения, утвержденных решением Совета Шабановского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ) испрашиваемый ФИО2 земельный участок расположен в зоне затопления Р-1%.

Согласно данным публичной кадастровой карты испрашиваемый земельный участок площадью 641 кв. м, расположенный в селе Шабановском в кадастровом квартале , расположен в зоне с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ 23:26-6.1285) - зона затопления территории <адрес> сельского поселения <адрес> при половодьях и паводках <адрес> 1% обеспеченности, на основании Приказа Федерального агентства водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ-пр «Об установлении зон затопления, подтопления».

В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, размещение объектов капитального строительства запрещено без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления.

Удовлетворяя частично требования заявителя, суд считает, что оспариваемое решение администрации муниципального образования <адрес> не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, по следующим основаниям.

Так, частью 4 ст.67.1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления.

Согласно п.3 Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».

В силу п.5,18 Правил, зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах, границы отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

До настоящего времени, границы зон затопления не определены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст.67.1 Водного Кодекса РФ запрет на строительство объектов капитального строительства касается зон затопления, зон подтопления.

Исходя из буквального толкования ст.67.1 Водного Кодекса РФ, запрет на строительство в зоне затопления не носит безусловный характер. Строительство запрещено только при несоблюдении обязательств собственником по проведению специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления.

Исходя из изложенного, при проведении соответствующих защитных мероприятий строительство жилого дома на земельном участке, не может быть запрещено.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.п.1,6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.

Основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Статьей 13 ГК РФ установлено, что в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно указанным нормам права, признание ненормативного правового акта недействительным, а также, незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также, нарушают права и законные интересы заявителя.

В связи с чем, суд считает, что заявленное требования о признании незаконным отказа администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположенного земельного участка на кадастровом плане территории и формировании земельного участка с последующей его реализацией с торгов на земельный участок, площадью 641 кв.м, в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В данном случае административным истцом оспаривалась законность принятого административным ответчиком конкретного решения, по результатам проверки наличия предусмотренных законом оснований и порядка их принятия, полномочий административного ответчика, сделан вывод об их незаконности, правом самостоятельной проверки и рассмотрения заявлений собственника земельного участка и представленных им комплектов документов, в том числе их анализ в силу конституционного принципа разделения властей суд не наделен; административный ответчик в этом вопросе обладает исключительной компетенцией и суд не вправе подменять органы исполнительной власти и вместо них решать подобного рода вопросы, обратное является неправомерным вмешательством в деятельность административного ответчика.

В этой связи, суд считает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 641 кв.м., расположенного в <адрес>, кадастровый квартал , с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, в установленном порядке, учесть те обстоятельства, оценив которые суд пришел к выводу о незаконности результатов первоначального рассмотрения заявления административного истца (причинах незаконности оспариваемого решения).

Учитывая выше изложенное, административные исковые требования ФИО2 к Администрации МО <адрес> о признании отказа незаконным подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2 к Администрации МО <адрес> о признании отказа незаконным удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 641 кв.м., расположенного в <адрес>, кадастровый квартал , с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Обязать администрацию МО <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в <адрес>, кадастровый квартал .

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Северский районный суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд <адрес>.

Председательствующий А. А. Емельянов