ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2482/2022 от 17.05.2022 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело а-2482/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2022 года

Центральный районный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Гречишниковой,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шадринской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Акционерному обществу «ЗОК» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Шадринская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее по тексту - МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях) о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО), расположенного по адресу: ;

возложении на МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях обязанности устранить установленные ДД.ММ.ГГГГ нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны, находящемся по адресу: , путем приведения последнего в состояние, соответствующее требованиям законодательства о гражданской обороне, а именно:

провести мероприятия по откачке воды и гидроизоляции помещений защитного сооружения в соответствии с п.п. 3.2.1, 3.2.7, Главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;

обеспечить содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению в соответствии с п.п. 3.2.1 Главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;

провести планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме, в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения в соответствии с разделом 5.1 главы V Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В обоснование заявленных требований указано на то, что в ходе обследования проведенного ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой с участием ОНД и ПР по г.Шадринску и Шадринскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области, установлено, что по адресу: , в расположено защитное сооружение гражданской обороны, которое согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № и выписке из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано на праве собственности за Российской Федерацией. Данное имущество свободно от прав третьих лиц, что подтверждается письмом МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от ДД.ММ.ГГГГ. При осмотре установлено, что помещение полностью затоплено водой: нарушены защитные свойства сооружения в целом, отсутствует гидроизоляция, в связи с чем не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны, не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению, не производится планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п. 16.4 Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.п. 3.2.1, 3.2.7, Главы 3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, раздел 5.1 Главы V Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Протокольным определением к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено АО «ЗОК».

Административный истец Шадринская межрайонная прокуратура в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Действующий по поручению помощник прокурора – ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы административного иска.

Представитель административного ответчика АО «ЗОК» - ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Представитель административного ответчика МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на иск. Ссылался на то, что обязательства по содержанию спорного ЗС ГО должны быть возложены на организацию, эксплуатирующую объект ЗС ГО - АО «ЗОК», а МТУ Росимущества является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Представитель заинтересованного лица - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Шадринску и Шадринскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области, в судебном заседании при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, участия не принял, просил о рассмотрении дела в их отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Суд на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в иных обстоятельствах, если нарушение приобрело особое общественное значение. Частью 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Положениями п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ в реестр федерального имущества внесено нежилое помещение защитного сооружения ГО в здании административно-бытового корпуса (Лит. Д, ДТ, ) площадью 1 146,4 кв.м по адресу: (этаж: подвал), правообладателем которого является Российская Федерация. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной выписки из реестра федерального имущества следует, что по адресу: , расположено помещение в здании (объект ГОЧС), находящееся в собственности Российской Федерации на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, приказа от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное имущество свободно от прав третьих лиц, что подтверждается письмом МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно учетной карточки защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища), ЗС ГО расположено по адресу: , здание административно-бытового корпуса ОАО «ЗОК»; находится в федеральной собственности; находится на балансе ОАО «ЗОК» по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество ГО.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ЗОК» и Комитетом по управлению заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, согласно которому ОАО «ЗОК» (ныне АО «ЗОК») обеспечивает ответственное хранение ранее принятые в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны.

Согласно п. 1 раздела 2 договора АО «ЗОК» обязано сохранять защитное сооружение гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В соответствии с положением о Межрайонном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущество в Челябинской и Курганской областях наделено полномочиями по осуществлению функциями от имени Российской Федерации по управлению федеральным имуществом.

В ходе обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой с участием ОНД и ПР по и УНД и ПР ГУ МЧС России по , установлено, что по адресу: , в расположено защитное сооружение гражданской обороны, которое согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № и выписке из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано на праве собственности за Российской Федерацией. Данное имущество свободно от прав третьих лиц.

При осмотре установлено, что данное защитное сооружение гражданской обороны содержится с нарушением требований действующего законодательства, а именно:

помещение полностью затоплено водой: нарушены защитные свойства сооружения в целом, отсутствует гидроизоляция, в связи с чем не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны, не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению; не производится планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п. 16.4 Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; п.п. 3.2.1, 3.2.7, Главы 3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, раздел 5.1 Главы V Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Согласно акту проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны ОАО «ЗОК» от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая заключение по результатам обследования защитного сооружения гражданской обороны ОАО «ЗОК» от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ООО «ПСО «Резон» восстановление ЗС ГО, а именно: выполнение гидроизоляции стен, пола и перекрытия сооружения экономически нецелесообразно, списать защитное сооружение установленным порядком.

Согласно акту о списании с учета защитного сооружения гражданской обороны 3 класса вместимостью 1200 человек, встроенного в 3-х этажное здание административно-бытового корпуса ОАО «ШЗМК», по адресу: , дано заключение комиссии, что в результате визуального осмотра, изучения технической документации, заключений специалистов, привлекаемых к оценке состояния ЗС ГО, комиссия считает, что убежище не отвечает требованиям регламентирующих документов по содержанию и эксплуатации и непригодно для использования по предназначению. В связи с чем необходимо решить вопрос о снятии с данного защитного сооружения статуса объекта гражданской обороны.

Согласно экспертному заключению ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, на документацию для списания защитного сооружения гражданской обороны 3 класса инв. 2 ОАО «Шадринский ЗМК», расположенного по адресу: , в связи с неубедительным техническим обоснованием заключения, списание ЗС ГО с учета не представляется возможным.

Установив, что административным ответчиком - МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях не принимается надлежащих мер по содержанию федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны убежища, расположенного по адресу: , суд приходит к выводу о том, что обязанность по осуществлению мер, направленных на приведение защитного сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние подлежит возложению на собственника имущества в лице МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, в связи с чем административный иск Шадринской межрайонной прокуратуры является обоснованным и подлежит удовлетворению. При этом, суд исходит из того, что спорное защитное сооружение гражданской обороны является собственностью Российской Федерации, включено в реестр федеральной собственности, в собственность либо оперативное управление иных органов и учреждений не передавалось.

Доказательств передачи защитного сооружения гражданской обороны убежища, расположенного на территории АО «ЗОК» по адресу: , из федеральной собственности в собственность субъекта или муниципальную собственность, либо передачи в установленном порядке в оперативное управление либо хозяйственное владение какой-либо организации материалы дела не содержат.

Доводы административного ответчика МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях о том, что на него не может быть возложена обязанность по содержанию защитных сооружений, поскольку МТУ Росимущества является ненадлежащим ответчиком по данному делу, суд считает необоснованными ввиду следующего.

На основании приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Управление и распоряжение указанным имуществом согласно п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-I осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.

Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 года № 452, территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).

В соответствии с п. 4 указанного Положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Отдельные полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальный орган осуществляет в соответствии с планом работы, утверждаемым ежегодно Агентством.

Из системного толкования указанного правового регулирования применительно к настоящему административному спору следует, что обязанность по надлежащему содержанию спорного защитного сооружения гражданской обороны, расположенного на территории Челябинской и Курганской областях, возлагается на Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, как орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества.

Поскольку спорное защитное сооружение гражданской обороны кому-либо в установленном порядке в пользование не передано, обязанность по соблюдению правил эксплуатации и его содержанию должна быть возложена на МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях.

При указанных обстоятельствах, доводы административного ответчика о том, что обязанность по содержанию спорного объекта в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны должна быть возложена на АО «ЗОК», как на организацию, эксплуатирующую объект ЗС ГО, и об отсутствии правовых оснований для возложения на МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях обязательств по надлежащему содержанию спорного объекта ЗС ГО, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм закона. Доказательств, подтверждающих, что в установленном законом порядке спорное защитное сооружение было передано АО «ЗОК», МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях не представлено.

Таким образом, оснований для возложении на АО «ЗОК» обязанности устранить установленные нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны, находящемся по адресу: , путем приведения последнего в состояние, соответствующее требованиям законодательства о гражданской обороне, у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении административного иска к АО «ЗОК» надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Шадринской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Акционерному обществу «ЗОК» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, выразившиеся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: .

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях обязанность устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в указанном защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: , путем приведения последнего в состояние, соответствующее требованиям законодательства о гражданской обороне, а именно:

провести мероприятия по откачке воды и гидроизоляции помещений защитного сооружения в соответствии с п.п. 3.2.1, 3.2.7, Главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;

обеспечить содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению в соответствии с п.п. 3.2.1 Главы III Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;

провести планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения в соответствии с разделом 5.1, главы V Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В удовлетворении административного искового заявления к Акционерному обществу «ЗОК» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.