ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-248/2021 от 13.01.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

РЕШЕНИЕ Дело а-248/2021

Именем Российской Федерации

13 января 2021 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре ФИО3,

с участием административного истца ФИО1, её представителя ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации <адрес>, МКУ «Департамент развития муниципальной собственности», Комиссии по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, заинтересованное лицо Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым, о признании незаконным и отмене решения комиссии по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части ФИО1, возложении обязанности рассмотрения вопроса о включении ФИО1 в списки очередности, признании незаконным и отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО1 из списка очередности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации <адрес>, МКУ «Департамент развития муниципальной собственности» о признании незаконными действий ответчиков по исключению ФИО1 из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, о признании незаконным и отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО1 из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка.

Впоследствии ФИО1 уточнила требования, предъявив их к администрации <адрес>, МКУ «Департамент развития муниципальной собственности», Комиссии по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым. Просила признать незаконным и отменить решение комиссии по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части ФИО1, как лица не имеющего оснований для включения в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка для индивидуального жилищного строительства; возложить на Комиссию по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым обязанность рассмотреть вопрос о включении ФИО1 в списки очередности; признать незаконным и отменить постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО1 из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование требований указано, что администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об исключении её из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, с чем ФИО1 не ФИО2. Основанием для принятия такого решения указано на наличие у нее права собственности на 1/8 долю земельного участка по <адрес> в <адрес> Республики Крым. Однако собственником 1/8 доли она стала на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, площадь всего участка составляет 966 кв.м., т.е. на ее долю приходится 120,75 кв.м., что не соответствует минимальному размеру земельного участка, предоставляемого под ИЖС. Раздел указанного земельного участка был невозможен, доля была отчуждена ею другому долевому собственнику.

В судебном заседании ФИО1 требования поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что право долевой собственности на земельный участок в <адрес> перешло к ней после смерти мамы. Однако этот участок находится в пользовании ее сестры, и она отдала ей долю по договору дарения. На 1/8 доли из площади земельного участка приходилась 1 сотка, соответственно невозможно построить дом.

Представитель административного истца ФИО4 требование поддержал, привел доводы, изложенные в административном иске, дополнительно указал, что утверждение о наличии у ФИО1 земельного участка нельзя признать законным, так как площадь, приходящаяся на долю ФИО1, не соответствует требованиям для предоставления земельного участка под ИЖС.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Представителем администрации <адрес> в дело предоставлены возражения по заявленным требованиям, где содержится просьба об отказе в иске. Указано, что решение о невозможности предоставления земельного участка ФИО1 было принято в связи с невыполнением условий п.4 ч.2 ст.22.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015, а именно в связи с наличием у заявителя иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым, представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, в дело представлен отзыв на административный иск, где просят отказать в удовлетворении требований ФИО1, а также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Руководствуясь положениями ст. 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Особенности предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, включенным в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона регулируются положениями ст. 22.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", где закреплено, что предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется однократно по месту подачи указанными гражданами заявлений в порядке, установленном статьей 6 Закона. Основанием для постановки указанных в настоящей статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра.

Право на бесплатное получение земельного участка в собственность указанным в части 1 статьи 22.2 гражданам предоставляется при совокупности следующих условий: 1) наличие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ гражданства Украины; 2) наличие гражданства Российской Федерации; 3) постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр; 4) отсутствие у гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации); 5) гражданином, его супругом(ой) и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после ДД.ММ.ГГГГ; 6) отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Для целей настоящего пункта не учитываются нарушения законодательства Российской Федерации при использовании предоставляемого в соответствии с настоящей статьей земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

ФИО2 Республики Крым -рг от ДД.ММ.ГГГГ создана Комиссия по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым (далее по тексту - Комиссия), целью создания является организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями в сфере защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 41 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее Порядок).

В силу п.1.2 Порядка списки очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд (далее - Список) формируются и ведутся органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений (далее - уполномоченные органы) по месту жительства граждан, категории которых установлены статьей 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон).

ФИО2 п. 3.4.7 Порядка решение об отсутствии оснований для включения граждан в Список принимается Комиссией в случаях:- непредставления гражданами в Госкомитет документов, послуживших основанием для включения в Список, в течение тридцати календарных дней со дня получения ими письма-уведомления; -представления гражданами в Госкомитет неполного пакета документов, предусмотренных подпунктом 3.4.1 пункта 3.4 настоящего Порядка; - выявления в представленных гражданами документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список; - недостижения совершеннолетия лицом, включенным в Реестр, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3.4.8. Порядка предусмотрено, что решение Комиссии оформляется протоколом и в течение десяти календарных дней с момента принятия подлежит направлению в Госкомитет и уполномоченный орган (с указанием почтовых адресов граждан, в отношении которых принято решение об отсутствии оснований для включения их в Список).

Решение Комиссии об отсутствии оснований для включения граждан в Список является основанием для принятия уполномоченным органом решения об исключении гражданина из Списка (п.3.4.9 Порядка).

В п. ДД.ММ.ГГГГ. Порядка закреплено, что решение уполномоченного органа об исключении гражданина из Списка в течение пяти календарных дней со дня принятия направляется гражданину заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Из материалов дела следует, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 была исключена из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в связи с выявлением в представленных гражданином документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список (наличие иного земельного участка пригодного для индивидуального жилищного строительства). В качестве основания указан подпункт 3.4.7 пункта 3.4 раздела 3 Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Из протокола заседания Комиссии по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что утвержден список лиц, включая ФИО1, не имеющих основания для включения в список очередности в соответствии с нормами п. 3.4.7 Порядка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым сообщал ФИО1 о том, что она была внесена в реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства, АИС «Земля» под номером 1225. На заседании Комиссии по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ повторно рассмотрен вопрос о наличии (отсутствии) оснований для включения граждан в списки очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства. Указано, что принято решение о невозможности предоставления земельного участка в связи с невыполнением условий п.4 ч.2 ст. 22.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015, а именно наличие иного земельного участка пригодного для строительства жилого дома: 1/8 долевой собственности земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес> Республики Крым.

Сведения аналогичного содержания были сообщены ФИО1 Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до заседания Комиссии.

В дело представлено свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 которому ФИО1 в порядке наследования после смерти матери ФИО5 перешло наследство, состоящее из ? доли от ? доли (1/8 доля) земельного участка площадью 966 кв.м., расположенного в <адрес> Республики Крым по <адрес>.

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ были определены доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, в том числе доля ФИО5, умершей в 2008 году, была определена в размере ?.

ФИО2 выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрировала ДД.ММ.ГГГГ право общей долевой собственности в размере 1/8 доли на земельный участок площадью 966 кв.м. в <адрес> Республики Крым по <адрес>; категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Из договора дарения доли земельного участка с долей жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 подарила ФИО6 1/8 долю земельного участка площадью 966 +/- 11 кв.м., расположенного в <адрес> Республики Крым по <адрес>.

Таким образом, материалами подтверждается, что на момент заседания Комиссии ДД.ММ.ГГГГФИО1 была собственником 1/8 доли земельного участка общей площадью 966 кв.м.

Вместе с тем, принимая решение об отсутствии оснований для включения ФИО1 в списки очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, Комиссия не учитывала, что на долю, имеющуюся в собственности ФИО1, приходится всего 120,75 кв.м. земельного участка.

В ч.4 ст.16 Временных правил землепользования и застройки <адрес> установлено, что площадь земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства - от 500 кв.м. до 800 кв.м..

Таким образом, решение об исключении ФИО1 из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, по основанию наличия у нее в собственности 1/8 доли земельного участка, что составляет 120,75 кв.м., нельзя признать законным, так как указанный размер площади участка не позволяет использовать участок по назначению, а именно для индивидуального жилищного строительства.

При этом, из содержания положений ст. 22.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 следует, что земельный участок, при наличии которого гражданам отказывают во включении в соответствующий список, должен быть пригодным для строительства жилого дома. Наличие такого обстоятельства Комиссией при принятии решения и судом при рассмотрении дела не было установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, принятое на основании незаконного решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит отмене. То обстоятельство, что в силу п.3.4.9 Порядка решение Комиссии является основанием для принятия уполномоченным органом решения об исключении гражданина из Списка, не дает право уполномоченному органу исключать гражданина из списка на основании незаконно принятого Комиссией решения.

Вместе с тем, суд находит, что Комиссия по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым не является надлежащим административным ответчиком по делу.

В соответствии с пунктам 3, 4 части 2 статьи 5 КАС РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим; общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации ФИО2 законодательству могут участвовать.

В силу части 5 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.

ФИО2 части 5 статьи 54 КАС РФ административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

Поскольку Комиссия по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым не обладает статусом и правами юридического лица, не наделена публичными полномочиями, и не перечислена в нормах КАС РФ в качестве организации, действия которой могут быть обжалованы в порядке административного судопроизводства, то, суд приходит к выводу, что указанная Комиссия не обладает процессуальной дееспособностью и не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с чем, требования, заявленные к Комиссии удовлетворению не подлежат.

Также из материалов дела не следует, что прав и законные интересы ФИО1 были нарушены со стороны МКУ «Департамент развития муниципальной собственности». Как следует из Положения о Департаменте развития муниципальной собственности, он является самостоятельным отраслевым (функциональным) органом, обеспечивающим реализацию полномочий Администрации <адрес> Республики Крым в сфере управления имуществом, земельными ресурсами, а также в области архитектурной и градостроительной деятельности. Вместе с тем, каких-либо решений в отношении ФИО1 указанное учреждение не принимало. Обязанность по уведомлению ФИО1 о вынесенном постановлении администрации <адрес> учреждением была выполнена. Учитывая установленные обстоятельства, а также то, что никаких требований к МКУ «Департамент развития муниципальной собственности» заявлено не было, то административный иск, заявленный к МКУ «Департамент развития муниципальной собственности» удовлетворению не подлежит.

В качестве способа восстановления нарушенных прав ФИО1 в порядке ч.2 ст.227 КАС РФ, предписывающей суду в случае признания оспариваемого решения органа, наделенного публичными полномочиями, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, принять решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд полагает возможным возложить на администрацию <адрес> обязанность по передаче документов ФИО1 в Комиссию для повторного рассмотрения с учетом установленных обстоятельств.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО1 из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Возложить на администрацию <адрес> обязанность по передаче документов ФИО1 в Комиссию по вопросам защиты и реализации прав на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым для повторного рассмотрения.

В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.

Взыскать с администрации <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Кундикова Ю.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.01.2020