Дело №а-2496/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2022 года г. Зеленодольск РТ
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Загитовой Л.В.
при секретаре Набиуллиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению ФИО2 к Муниципальному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан, руководителю Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан ФИО1, исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики ФИО4 о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ, с учетом последующих уточнений (л.д.38-41), о признании отказа относительно рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка с целью перераспределения с земельным участком с кадастровым номером № незаконным, возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления.
В обоснование административного иска указано, что административный истец владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером № и расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес>. Административный истец обратился в МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ с заявлением № об утверждении схемы расположения земельного участка с целью перераспределения с земельным участком с кадастровым номером №. В ответ на заявление МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ направило административному ответчику письмо от 01.07.2022 № о невозможности перераспределения земельного участка, в котором сообщается, что испрашиваемая территория является территорией общего пользования, предназначена для развития общественного пространства микрорайона Мирный города Зеленодольска. ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ» осуществляется подготовка проектной документации объекта «Сквер Алтынова». В связи с невозможностью утвердить схему расположения земельного участка для последующего перераспределения, административный истец вынужден обратиться в суд.
Протокольным определением от 11.08.2022 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены руководитель МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан ФИО1, исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района (л.д.73-74).
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, конверт заказного письма возвращен с отметкой «истек срок хранения» (л.д.84).
Представитель административного истца ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержал, уточнив, что просят признать незаконным отказ, выраженный в письме за № от 01.07.2022, поскольку административные ответчики не представили аргументированных доказательств правомерности отказа, конкретная норма права в отказе не указана. Подготовка проектной документации для возведения парка «Алтынова» не является основанием для отнесения этой территория к территории общего пользования, единственное основание для отказа – это утвержденный проект территории.
Административный ответчик руководитель МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.83).
Представитель административного ответчика МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, что подтверждается подписью представителя ФИО11, действующей по доверенности, на справочном листе по данному делу, представлено возражение на исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.86).
Представитель административного ответчика исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д.87), ранее представлено возражение на административное исковое заявление (л.д.75-78).
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), а также учитывая положения ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие административного истца с участием его представителя, административных ответчиков.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Часть 1 ст.218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом ч. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании из материалов дела установлено следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, ФИО2 на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 603 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация индивидуального жилого дома, по адресу: <адрес> (л.д.54).
В ответе, подготовленном МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан от 17.06.2020 №, и подписанном руководителем МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО1, на обращение ФИО2 (№ от 15.06.2020) об утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, сообщается, что по заявлению запрошена дополнительная информация в МБУ «Управление архитектуры и градостроительной политики Зеленодольского муниципального района», о результатах рассмотрения заявления уведомление будет дополнительно (л.д.14).
В запросе № от 17.06.2020, направленном 29.06.2020 в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан руководителю МБУ «Управление архитектуры и градостроительной политики ЗМР» РТ ФИО3, руководитель МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО1 для рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, просит предоставить следующую информацию: возможность формирования на испрашиваемой территории самостоятельного земельного участка, расположенного рядом с земельным участком по <адрес>; сужение проезжей части при перераспределении данного земельного участка; нарушение линий застройки; наличие охранных зон электросетей, газопровода и водоснабжения; наличие либо отсутствие строений и сооружений на данном земельном участке; согласие либо аргументированный отказ в перераспределении испрашиваемого земельного участка (л.д.59).
В ответе на запрос № руководитель МБУ «Управление архитектуры и градостроительной политики ЗМР» РТ ФИО3 сообщает руководителю МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО1, что на испрашиваемом участке проходит дорога (л.д.60,65).
В ответ на обращение ФИО2 от 15.06.2020 № руководитель МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО1 28.09.2020 (исх.№) сообщает следующее. Испрашиваемая территория является территорией общего пользования, предназначена для развития общественного пространства микрорайона Мирный г.Зеленодольска. В связи с чем, в перераспределении земельного участка в испрашиваемых границах отказано. В настоящее время данная территория является проезжей частью (л.д.11).
19.05.2022 ФИО2 обратилась в МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ с заявлением, в котором просит утвердить схему земельного участка путем перераспределения земельных участков № и №. Земельный участок площадью 698 кв. м, образуемый в соответствии со схемой расположения земельного участка расположен по адресу: 1. <адрес>; 2. <адрес>. Кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков: 1. №; 2. №. Земельный участок относится к категории: земли населенных пунктов (л.д.52).
Согласно расписке в получении документов на оказание государственных и муниципальных услуг № (л.д.57), к вышеуказанному заявлению приложена схема расположения земельного участка с кадастровым номером №:зу1 площадью 698 кв. м, подготовленная начальником Зеленодольского подразделения АО БТИ РТ ФИО9 (л.д.53,55).
В ответе от 01.07.2022 № на обращение ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения с кадастровым номером № от 19.05.2022 № руководитель МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО1 сообщает следующее. Испрашиваемая Вами территория является территорией общего пользования, предназначена для развития общественного пространства микрорайона Мирный г.Зеленодольска. ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ» осуществляется подготовка проектной документации объекта «Сквер Алтынова». В связи с чем, в перераспределении земельного участка в испрашиваемых границах отказано (л.д.17,56).
В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика исполком ЗМР РТ ФИО10, действующая на основании доверенности, считает отказ от 01.07.2022 №, направленный ФИО2 законным и обоснованным, указав, что в настоящее время осуществляется подготовка проектной документации объекта «Сквер Алтынова». Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка путем перераспределения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, противоречит пп.4 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ в виду того, что впоследствии будет необходимо строительство подъездных путей к улице <адрес>, которое будет осуществлено с использованием испрашиваемого земельного участка (л.д.75-78).
Представитель административного ответчика МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО11, действующая на основании доверенности, в возражении на административное исковое заявление (л.д.86) указала, что считает вынесенное решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги законным. Основанием для отказа послужило то, что запрашиваемый участок является территорией общего пользования и предназначен для развития общественного пространства микрорайона Мирный г. Зеленодольска. Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 603 кв. м принадлежит на праве собственности истцу, и согласно приложенной схеме, образуется новый земельный участок с площадью 698 кв. м, что на 95 кв. м больше имеющегося в собственности земельного участка, правомерен вывод о перераспределении земельного участка из земель частной и муниципальной собственности (отражено в отказе от 01.07.2022 №).
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ, при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлен статьей 39.29 Земельного кодекса РФ.
Так, согласно подп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии следующих оснований: имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с пунктом 10 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Из материалов дела установлено, что ФИО2 отказано в перераспределении земельного участка в испрашиваемых границах в связи с тем, что испрашиваемая территория является территорией общего пользования, предназначена для развития общественного пространства микрорайона Мирный г.Зеленодольска.
Однако, такого основания для отказа в перераспределении земельного участка положения пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ не содержат, иных оснований для отказа в перераспределении земельных участков административными ответчиками не указано.
Из представленных фотографий (л.д.62, 63, 64) следует, что на образуемом земельном участке не имеется объектов общего пользования, следов использования земельного участка для общих нужд (для прохода, проезда, размещения муниципальных коммуникаций).
В силу требования пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, статьей 262 Гражданского кодекса РФ, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, набережные, скверы, бульвары, улицы, автомобильные дороги и проезды.
26.04.2022 Главным специалистом отдела контроля и услуг исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан произведено обследование объекта земельных отношений: часть земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале № (с северной стороны от земельного участка с кадастровым номером №) путем фотосъемки (л.д.67 оборот), визуального осмотра с использованием данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре недвижимости. В результате обследования объекта земельных отношений установлено: часть земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале № (с северной стороны от земельного участка с кадастровым номером №) используется под подъездные пути к земельному участку с кадастровым номером №. Составлен акт № обследования объекта земельных отношений (л.д.66).
06.05.2022 руководителем МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО1 вынесено распоряжение № (л.д.72), следующего содержания: 1. Утвердить схему расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности, из земель населенных пунктов, площадью 6534 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, МО «г.Зеленодольск», Зеленодольск город, ул. Комарова, согласно прилагаемой схеме (л.д.72 оборот). 2. Земельный участок расположен в зоне Р2 – Зона озелененных территорий общего пользования. 3. Установить вид разрешенного использования – парки культуры и отдыха – 3.6.2. 4. МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ обеспечить проведение кадастрового учета земельного участка, указанного в п.1 настоящего распоряжения. 5.Установить срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка два года с момента её утверждения.
06.05.2022 руководителем МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ ФИО1 вынесено распоряжение № (л.д.70), согласно которому: 1. Утвердить схему расположения земельного участка, образованного путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной собственности: 1.1. ЗУ1 площадью 1289 кв. м из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>», <адрес>; 1.2. ЗУ2 площадью 582 кв. м из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>», <адрес>, согласно прилагаемой схеме (л.д.71). 2. Земельный участок расположен в зоне Р2 – Зона озелененных территорий общего пользования. 3. Установить вид разрешенного использования – парки культуры и отдыха. 4. МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ обеспечить оформление и предоставление в орган кадастрового учета необходимых документов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости. 5. Установить срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка два года с момента её утверждения.
20.05.2022 Главой Зеленодольского муниципального района РТ в Федеральную конкурсную комиссию по организации и проведению Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды для рассмотрения направлена заявка (л.д.88) для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды города Зеленодольск Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, среднегодовая численность населения которого составляет 99922 человека, с проектом «ФИО5 в рамках комплексного благоустройства ул. Комарова в г. Зеленодольске» в категории «Малые города с численностью населения от 50 тыс. человек до 100 тыс. человек включительно».
По информации от 23.08.2022 с сайта Зеленодольского муниципального района, Зеленодольский парк Алтынова в рамках комплексного благоустройства улицы Комарова стал победителем Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений (л.д.90).
При таких обстоятельствах, указание в письменных возражениях административного ответчика исполкома ЗМР РТ на положения подпункт 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ как основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, является преждевременным.
В судебном заседании представитель административного истца пояснял, что участок для перераспределения находится в зоне Ж1 (зона индивидуальной жилой застройки), на территорию, отведенную для возведения парка, административный истец не претендует.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в порядке перераспределения, выраженный в письме руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ исх.№ от 01.07.2022, является незаконным и необоснованным, поскольку противоречит нормам действующего законодательства и нарушает право административного истца, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180, 218, 219, 226, 227, 360, ч.1 ст. 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным отказ руководителя муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики ФИО4 ФИО1, выраженный в письме № от 01.07.2022 относительно рассмотрения заявления ФИО2 от 19.05.2022 об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № с целью перераспределения.
Обязать муниципальное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» Республики Татарстан повторно рассмотреть заявление ФИО2 от 19.05.2022 об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №, образуемой площадью 698 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 21.09.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: подпись
Решение07.10.2022