ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2509/17 от 28.05.2018 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело а-2509/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Озаевой О.В.,

при секретаре Лесиной А.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,

«28» мая 2018 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании распоряжения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании распоряжения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка незаконным.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником жилого <адрес>, расположенного на земельном участке (кадастровый ), предоставленный в аренду для строительства жилого дома на основании договора аренды земельного участка от 23.07.2007 года.

На основании ст..ст. 39.3, 39.20 Земельного кодекса РФ, 07 февраля 2018 года ФИО1 в лице своего представителя ФИО2, через ГКУ МФЦ Центрального района г. Волгограда обратился в Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного под объектом недвижимости, в собственность.

Распоряжением № 813 Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 07.03.2018 года ФИО1 отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка , ввиду расположения земельного участка в границах территории общего пользования, линейных объектов Волгограда, а также с тем, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Считая данный отказ необоснованным, ФИО1 указывает, что земельный участок был сформирован и предоставлен ему для строительства индивидуального жилого дома, в связи с чем, не может являться территорией, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Кроме того, в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010г. № 36/1087 (ред. от 19.07.2017г.), <адрес> относится к зоне застройки малоэтажными индивидуальными жилыми домами до 3-х этажей (Ж-1).

Согласно п.п. 2 п. 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010г. № 36/1087 (ред. от 19.07.2017г.), основными разрешенными видами использования земельных участков и объектов данной зоны является размещение индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов) без права содержания скота и птицы – 1.1.

Согласно государственного реестра прав на недвижимое имущество, технического плана, на земельном участке 34:34:080087:0175 расположен двухэтажный жилой дом, общей плоащдью 223,7 кв.м., принадлежащий на праве собственности ФИО1.

В связи с указанными обстоятельствами считает, что фактическое использование земельного участка полностью соответствует виду разрешенному Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград.

Просит суд признать распоряжение заместителя руководителя Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО3 № 813 от 07.03.2018 года об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка в собственность за плату без проведения торгов незаконным, как не соответствующего ст.ст. 39.3, 39.20 ЗК РФ, п. 9 ст. 4 Закона Волгоградской области № 229-ОД от 29.12.2015 года, Правилам землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010г. № 36/1087; в качестве восстановления нарушенного права обязать Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, являющегося правопреемником Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда, осуществить необходимые действия по передаче ФИО1 земельного участка , расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов в собственность за плату.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, доверив представление своих интересов представителю по доверенности.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 заявленные административные исковые требования уточнил, просил суд признать распоряжение заместителя руководителя Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО3 № 813 от 07.03.2018 года об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка 34:34:080087:0175 в собственность за плату без проведения торгов незаконным, как не соответствующего ст.ст. 39.3, 39.20 ЗК РФ, п. 9 ст. 4 Закона Волгоградской области № 229-ОД от 29.12.2015 года, Правилам землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010г. № 36/1087, в остальной части требования не поддержал. При этом пояснил, что оспариваемое распоряжение заместителя руководителя Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда ФИО3 № 813 от 07.03.2018 года не основано на законе и ущемляет права и интересы административного истца ФИО1.

Представитель ответчика - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебное заседание не явился, представив суду возражения на иск, из которых следует, что оснований для признания распоряжения № 813 от 07.03.2018 года незаконным, не имеется, в связи с чем, просил в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО2, проверив возражения административного ответчика в отношении существа заявленных требований, изучив представленные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ № 6\8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Следовательно, спорные действия (бездействия) государственного органа могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствия их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьей 39.15 Земельного кодекса РФ.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником жилого <адрес>, расположенного на земельном участке (кадастровый ), предоставленный в аренду для строительства жилого дома на основании договора аренды земельного участка от 23.07.2007 года.

Также судом установлено, что распоряжением ДМИ администрации Волгограда № 813-р от 07.03.2018 года ФИО1 отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым из земель населенных пунктов, площадью 810 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка послужило расположение земельного участка в границах территории общего пользования, линейных объектов города Волгограда, а также с тем, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка.

Законом Волгоградской области от 29.12.2015г. № 229-ОД «Об установлении оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка иди земельных участков на кадастровом плане территории, в предварительном согласовании предоставления земельных участков и в предоставлении земельных участков без проведения торгов» установлены дополнительные основания для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Пунктом 9 ст. 4 Закона Волгоградской области от 29.12.2015 года № 229-ОД установлено, что в случае, если вид разрешенного использования и (или) размеры испрашиваемого земельного участка не соответствуют правилам землепользования и застройки, правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органом исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченных органов местного самоуправления, определяющих в соответствии с федеральными законами использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, то орган государственной власти или местного самоуправления принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Кроме того, согласно градостроительному заключению № 45-08 «Об ограничениях, обременениях и сервитутах в использовании земельного участка для эксплуатации объекта», подготовленного департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, земельный участок расположен в границах территории общего пользования, линейных объектов.

В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Решением Волгоградской городской думы от 15.09.2010 года № 36/1087 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград. В соответствии с п. 3 раздела 1.2 главы 1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, расположенные в границах территории общего пользования, а также на земельные участки, занятые линейными объектами.

Положением об использовании территории общего пользования городского округа город-герой Волгоград, утвержденным Решением Волгоградской городской Думы от 05.12.2014г. № 22/700 определяется порядок использования территории общего пользования.

Требования к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства на земельных участках (равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства) в границах территории общего пользования определяются документацией по планировке территории.

В статье 39.16 ЗК РФ указаны основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В числе прочих, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14 части 1), а также в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19 части 1).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные требования административного истца удовлетворению не подлежат, поскольку как было указано выше, спорный земельный участок расположен в границах территории общего пользования, линейных объектов, что подтверждается градостроительным заключением № 45-08 «Об ограничениях, обременениях и сервитутах в использовании земельного участка для эксплуатации объекта» департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, при этом действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, расположенные в границах территории общего пользования, а также на земельные участки, занятые линейными объектами, в связи с чем, требование о признании распоряжения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка незаконным является не подлежащим удовлетворению в силу вышеперечисленных норм права.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании распоряжения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: О.В. Озаева

Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2018 года.

Председательствующий: О.В. Озаева