ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-250/20 от 28.07.2020 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело а-250/2020

Решение

Именем Российской Федерации

28 июля 2020 года <адрес> УР

Верховный суд Удмуртской Республики в составе судьи Соловьева В.А., при секретаре Токаревой М.В., с участием прокурора Борзенковой Т.А., административного истца ФИО1 представителя Государственного Совета Удмуртской Республики ФИО2, представителей Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики ФИО3 и ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Удмуртской Республики»,

установил:

ФИО1 (уполномоченный представитель инициативной группы по проведению республиканского референдума) обратилась в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании незаконным Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-VI «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Удмуртской Республики». Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ на территории Удмуртской Республики из числа граждан Удмуртской Республики была сформирована инициативная группа по проведению референдума на территории Удмуртской Республики по вопросам:

«Вы ЗА создание в городе Камбарка Удмуртской Республики производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I (чрезвычайно опасные отходы) и II (высокоопасные отходы) классов опасности?»;

«Вы ЗА осуществление на территории Удмуртской Республики деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I (чрезвычайно опасные отходы) и II (высокоопасные отходы) классов опасности?».

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии ЦИК Удмуртской Республики по вопросу рассмотрения ходатайства инициативной группы по проведению республиканского референдума на территории Удмуртской Республики. Постановлением ЦИК Удмуртской Республики .1-6 от ДД.ММ.ГГГГ «О ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Удмуртской Республики», ходатайство инициативной группы по проведению республиканского референдума на территории Удмуртской Республики направлено в Государственный Совет Удмуртской Республики. Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-VI «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Удмуртской Республики», официально опубликованным ДД.ММ.ГГГГ, вопросы, выносимые на республиканский референдум на территории Удмуртской Республики: «Вы ЗА создание в городе Камбарка Удмуртской Республики производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I (чрезвычайно опасные отходы) и II (высокоопасные отходы) классов опасности?»; «Вы ЗА осуществление на территории Удмуртской Республики деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I (чрезвычайно опасные отходы) и II (высокоопасные отходы) классов опасности?», были признаны не отвечающими требованиям ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Административный истец считает вопросы, вынесенные инициативной группой по проведению республиканского референдума на территории Удмуртской Республики, сформулированными в соответствии с требованиями действующего законодательства, а вывод, положенный в обоснование позиции Государственного Совета Удмуртской Республики, и отраженный в Постановлении Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГI8-VI «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Удмуртской Республики», - основанным на неверном толковании и применении норм материального права. Административный истец считает, что Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-VI «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Удмуртской Республики» нарушает предусмотренные Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством права и гарантии граждан на реализацию инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, а также на участие в данном референдуме и не может считаться законным и обоснованным. Просит признать незаконным Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от «25» марта 2020 г. -VI «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Удмуртской Республики».

В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования, в объяснениях привела доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, а также в представленных письменных объяснениях по существу заявленных требований.

Представитель Государственного Совета Удмуртской Республики с иском не согласился, дал пояснения, аналогичные письменным возражениям, представленным в дело.

Представитель Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики ФИО3 пояснил, что в компетенцию Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики не входит проверка соответствия вопросов, предлагаемых на референдум, действующему законодательству. Принятое по данному вопросу постановление Госсовета УР, по его мнению, является законным и обоснованным

Прокурор в заключении пояснила, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению, поскольку вопросы обращения с отходами производства и потребления 1 и 2 классов опасности урегулированы на Федеральном уровне, и предлагаемые на референдум Удмуртской Республики вопросы не соответствуют ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, кроме того второй вопрос не исключает неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, поскольку затрагивает интересы иных субъектов экономической деятельности, осуществляющих на территории Удмуртской Республики обращение с отходами 1 и 2 классов опасности.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные сторонами письменные пояснения и доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 239 КАС РФ суд в порядке административного судопроизводства рассматривает дела по искам участников референдума об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

В силу ч.1 ст. 240 КАС РФ - если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

Административный иск с учетом даты публикации оспариваемого постановления, в суд подан до истечения срока, установленного ч.1 ст. 240 КАС РФ.

Конституция Российской Федерации определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, а также законодательство об охране окружающей среды (пункты "д" и "к" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом (пункт 2); вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации (пункт 6); вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 7).

Согласно статье 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, определяющей порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, обязанность проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям статьи 12 названного федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, возложена на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (пункт 6).

Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума в Удмуртской Республике, регулируются Законом Удмуртской Республики УР от ДД.ММ.ГГГГ N 10-РЗ "О референдуме Удмуртской Республики" В статьях 5 и 20 названного закона содержится правовое регулирование, аналогичное закрепленному в пунктах 2, 6, 7 статьи 12 и ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.

В частности согласно п. 7 и 11 ст. 20 Закона Удмуртской Республики УР от ДД.ММ.ГГГГ N 10-РЗ "О референдуме Удмуртской Республики" - Государственный Совет Удмуртской Республики в порядке, предусмотренном Регламентом Государственного Совета Удмуртской Республики, в течение 20 дней обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Если Государственный Совет Удмуртской Республики признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

Согласно положений статьи 14 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 65-РЗ "О Государственном Совете Удмуртской Республики" к полномочиям Государственного Совета Удмуртской Республики относиться в частности установление порядка назначения и проведения референдума Удмуртской Республики назначение референдума Удмуртской Республики в случаях, предусмотренных законом Удмуртской Республики. Государственный Совет принимает законы Удмуртской Республики и постановления Государственного Совета.

Административным ответчиком суду представлены доказательства соблюдения процедуры принятия оспариваемого постановления (заключения на проект, решения постоянных комиссий, протокол заседания сессии Государственного совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ).

Проанализировав установленные обстоятельства суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого постановления порядок принятия его соблюден, а именно постановление о вопросах референдума принято законодательным органом Удмуртской Республики в соответствии с предоставленными полномочиями, кроме того его форма, процедура принятия, и его опубликования соблюдены.

Относительно соответствия оспариваемого постановления Государственного Совета Удмуртской Республики, нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, суд отмечает следующее.

Конституция Российской Федерации гарантирует в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг (часть 1 статьи 8) и закрепляет, что на территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров и услуг, тогда как ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (части 1 и 2 статьи 74).

Согласно ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон об отходах, Закон № 89-ФЗ))

В силу ст. 4 Закона № 89-ФЗ Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 4.1 указанного закона устанавливает классы опасности отходов, в частности I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы.

Согласно ст. 5 Закона № 89-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами в частности относятся:

проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

установление единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твёрдых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений;

определение федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;

утверждение федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности;

установление порядка разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, требований к её составу.

Согласно ст. 14.1 Закона № 89-ФЗ Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности определяется Правительством Российской Федерации по предложению Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованному с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности осуществляет следующие функции:

осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности;

представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;

является оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;

осуществляет иные функции в области обращения с отходами I и II классов опасности, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ в целях организации деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности утверждается федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности. Указанная схема разрабатывается и корректируется с учётом сведений и информации, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами, государственной информационной системе учёта и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, и включает в себя:

сведения о местах нахождения, мощности, технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;

сведения об операторах по обращению с отходами I и II классов опасности;

схему потоков отходов I и II классов опасности от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;

данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.

Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности утверждается Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и принятыми во исполнение требований этого закона правовыми актами, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, «Об определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности», установлен специальный правовой режим обращения с отходами I и II классов опасности, согласно которому такое обращение осуществляется в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Соответственно решение вопросов обращения с отходами I и II классов опасности относится к полномочиям Российской Федерации и подлежит правовому регулированию на федеральном уровне.

Поэтому, следует согласиться с позицией административного ответчика, в том, что постановка вопросов, предлагаемых инициативной группой по проведению референдума в нарушение требований пунктов 2 и 6 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ не учитывает приведенное выше правовое регулирование, закрепленное в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления".

Изложенное согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми институт референдума субъекта Российской Федерации в силу целостности России и единства системы государственной власти, обусловленных суверенитетом ее многонационального народа (статья 1, часть 1; статья 3, часть 1; статья 4, часть 1; статья 5, части 1 и 3 Конституции Российской Федерации), не должен использоваться для противопоставления воли населения субъекта Российской Федерации воле федерального законодателя (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П).

Кроме того, второй вопрос, предлагаемый инициативной группой вынесению на референдум Удмуртской Республики - «Вы ЗА осуществление на территории Удмуртской Республики деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I (чрезвычайно опасные отходы) и II (высокоопасные отходы) классов опасности?», несет неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, поскольку на территории Удмуртской Республики свою деятельность осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, чья деятельность связана с обращением с отходами 1 и 2 класса опасности, что следует из находящегося в открытом доступе Реестра лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности по Удмуртской Республике.

Таким образом, суд приходит к выводу, что данная оценка вопросам, предлагаемым на референдум Удмуртской Республики, Государственным Советом Удмуртской Республике, основана на законе.

Принятое Государственным Советом Удмуртской Республики постановление не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации и Удмуртской Республики, в том числе, регулирующим вопросы обращения с отходами производства и потребления, назначения и проведения референдума в Удмуртской Республике.

При указанных обстоятельствах, требование административного истца удовлетворению не подлежит, как не основанное на законе.

Руководствуясь статьями 175 и 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-VI «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Удмуртской Республики».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Соловьев В.А.

копия верна судья Соловьев В.А.