ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2541/2021 от 14.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

а-2541/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Евангелевская Л.В.

при секретаре Ростовском Д.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Администрации города Ростова-на-Дону к административным ответчикам Межрайоному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства № 48548/20/61018-ИП

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование указав, что на исполнении в Межрайонном отделе по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области находится исполнительное производство <данные изъяты> об обязании Администрации города Ростова-на-Дону исполнить требования исполнительного документа - исполнительного листа серии <данные изъяты>, выданного Ленинским районным судом города Ростова-на-Дону по делу № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечить проведение мероприятий по приспособлению Общего имущества в многоквартирном доме по адресу: пр. Стачки, д. 210, в котором проживает инвалид 1 группы Мошева Ю.В., в целях обеспечения условий доступности для инвалида- колясочника в соответствии с оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в указанном многоквартирном доме, определенным на основании Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649.

Требования исполнительного документа не исполнены в силу обстоятельств, являющихся для должника Администрации города Ростова-на-Дону непредотвратимыми обстоятельствами.

Администрацией города Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ получено постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства <данные изъяты> сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация города полагает, что вышеуказанное постановление судебного пристава-исполнителя является незаконным, поскольку они требования реально не исполнимы в установленный приставом срок, поскольку Администрация г. Ростова-на-Дону обязана соблюдать требования и процедуры, установленные федеральным областным законодательством, при исполнении решений судов, что требует временных затрат.

В соответствии с решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты>, оставленным без изменения апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию города Ростова-на-Дону возложена обязанность обеспечить проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу: пр. Стачки, д. 210, в котором проживает инвалид 1 группы Мошева Ю.В., в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника в соответствии с оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в указанном многоквартирном доме, определенным на основании Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N649.

МКУ «УКС» установлено, что предусмотренные решением суда мероприятия по характеру выполнения необходимых работ относятся к реконструкции, что требует разработки проектной документации и прохождение её государственной экспертизы. Между тем в представленных расчетах потребностей в финансовых ресурсах на выполнение мероприятий, отсутствовали затраты на указанные цели.

В связи с этим МКУ «УКС» разработана отсутствующая техническая документация, по которой получены положительные заключения экспертизы по определению достоверности сметной стоимости проектно-изыскательских работ. Стоимость проектно-изыскательских работ составила - 2 640 279, 60 рублей.

По результатам данных расчетов определено, что стоимость реконструкции указанного многоквартирного дома может превышать стоимость приобретения нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалидов и равнозначного по общей площади и местоположению помещения, в котором проживает инвалид.

Кроме того, письмом ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» было указано на необходимость предусмотреть в проектной документации на реконструкцию полного комплекса мероприятий по обеспечению соответствия требованиям строительных и градостроительных регламентов, то есть реконструкция не может затрагивать только отдельные элементы многоквартирного дома, требующие приспособления, и должна предусматривать приведение всего многоквартирного дома в соответствие всем современным требованиям, что в существующей застройке невозможно.

Учитывая изложенное, в соответствии с обращением ДКСиПР Администрацией города в Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону было подано заявление об изменении способа и порядка исполнения решения суда, однако определением суда ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований отказано.

В связи с этим МКУ «УКС» подготовлено техническое задание на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ для приспособления общего имущества многоквартирного дома в рамках капитального ремонта с исключением и заменой работ, относящихся к реконструкции.

В феврале 2021 года на заседании Ростовской-на-Дону городской Думы выделены средства местного бюджета на проведение достоверности сметной стоимости проектно-изыскательских работ.

Стоимость проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту составила 281 923 рублей.

МКУ «УКС» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. с ГБУ РО «Ростовоблстройзаказчик» на проведение экспертизы по определении достоверности сметной стоимости проектных работ по капитальному ремонту. Прохождение экспертизы на определение достоверности сметной стоимости проектных работ по капитальному ремонту запланировано в срок до ДД.ММ.ГГГГ

После завершения указанных мероприятий, МКУ «УКС» будут проведены работы по выполнению проектно-изыскательских работ по капитальному ремонт указанного многоквартирного дома.

Изложенное свидетельствует о принятии должником в лице уполномоченного органа всех возможных и предусмотренных действующих законодательством мер, направленных на исполнение решения суда.

Таким образом, исполнить незамедлительно решение суда не представляется возможным по объективным причинам, поскольку финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета и на основании бюджетной сметы. Заключение и оплата муниципальных контрактов, иных договоров (соглашений подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имен муниципального образования, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (п.5 ст. 161 Бюджетный кодекс РФ - далее БК РФ.).

Планирование объема лимитов бюджетных обязательств осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в соответствии со статьей 158 БК PФ, а правовое и экономическое обоснование объема бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии со 179 БК РФ.

Соответствующий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решение законодательного органа о бюджете по соответствующей каждой программы целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом.

Администрации города Ростова-на-Дону необходимо время для проведения закупочных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 05.04.20 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из указанного следует, что исполнить постановления судебного пристав исполнителя в установленный срок Администрации города Ростова-на-Дону в лице отраслевого органа - Департамента координации строительства и перспективно развития города Ростова-на-Дону не представляется возможным обстоятельствам, не зависящим от воли должника.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержит конкретных сроков, устанавливаемых судебным приставом-исполнителем для исполнения требований исполнительного документа, но при назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа необходимо исходить из принципа разумности.

Определением судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дот от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление, направленное в канцелярию суда ДД.ММ.ГГГГ, было возвращено в связи с неподсудностью Кировскому районному суду г. Ростова-на-Дону, которое получено Администрацией города Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, административный истец считает, что процессуальный срок для обжалования постановления о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа в рамках указанного исполнительного производства не пропущен.

На основании изложенного просит восстановить процессуальный срок для обжалования постановления назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа рамках исполнительного производства. Признать постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства <данные изъяты> незаконным и подлежащим отмене.

В судебное заседание явился представитель административного истца – Елизарова С.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке с. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ)

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу части 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи, административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судом установлено, что обжалуемое постановление административный истец получил ДД.ММ.ГГГГ. и обратился с административным иском в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в установленный законом срок.

Определением судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дот от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление, направленное в канцелярию суда ДД.ММ.ГГГГ, было возвращено в связи с неподсудностью Кировскому районному суду г. Ростова-на-Дону, которое получено Администрацией города Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ.

В Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону, административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ согласно входящему штампу канцелярии.

Таким образом, суд полагает, что срок обжалования пропущен по уважительной причине, поэтому подлежит восстановлению.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 121 ФЗ "Об исполнительном производстве", постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности или оспорены в суде.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Как установлено судом, на исполнении в Межрайонном отделе находится исполнительное производство № <данные изъяты>, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного документа: исполнительный лист серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданный органом: Ленинским районным судом г. Ростова-на-Дону по делу <данные изъяты>, вступившему в законную силу, об обязании Администрации г. Ростова-на-Дону обеспечить проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в котором проживает инвалид 1 группы Мошев Ю.В., в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника в соответствии с оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в указанном многоквартирном доме, определенным на основании Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года

Данное исполнительное производство принято к исполнению Межрайонным отделом ДД.ММ.ГГГГ

В установленный срок для добровольного исполнения должник Администрация г. Ростова-на-Дону по исполнительному производству <данные изъяты> не исполнило решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону.

В связи с неисполнением в добровольный срок требования исполнительного документа в отношении должника Администрации Ростова-на-Дону вынесено постановление «О взыскании исполнительского сбора», а также постановление «О назначении нового срока исполнения». Согласно постановлению «О назначении нового срока исполнения» должник-организация Администрация г. Ростова-на-Дону обязана исполнить требования исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ установлено, что решение суда не исполнено в полном объеме, в отношении Администрации г. Ростов-на-Дону составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица Администрации г. Ростов-на-Дону вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении нового срока исполнения», должник-организация Администрация г. Ростова-на-Дону обязана исполнить требования исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец не согласен с вынесенным постановлением, считая установленный судебным приставом-исполнителем новый срок не разумным, а решение в указанный срок - не исполнимым.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. Согласно ч. 1 ст. 112 указанного Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Приведенное положение закона свидетельствует о том, что достаточным законным основанием для вынесения постановления о назначения нового срока исполнения является неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, предоставленный для добровольного их исполнения.

Часть 2 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не указывает, какой продолжительностью должен быть вновь установленный срок.

Таким образом, данный срок устанавливается судебным приставом-исполнителем исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая принцип разумности и исполнимости.

Устанавливая новый срок исполнения с ДД.ММ.ГГГГ в количестве 18 дней, судебным приставом-исполнителем не учтена возможность исполнения решения суда в указанный срок, с учетом имеющейся у него информации по исполнительному производству.

Проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в котором проживает инвалид 1 группы Мошева Ю.В., в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника в соответствии с оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в указанном многоквартирном доме, определенным на основании Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N649, требует временных затрат.

Как установлено судом, МКУ «УКС» установлено, что предусмотренные решением суда мероприятия по характеру выполнения необходимых работ относятся к реконструкции, что требует разработки проектной документации и прохождение её государственной экспертизы. Между тем в представленных расчетах потребностей в финансовых ресурсах на выполнение мероприятий, отсутствовали затраты на указанные цели.

В связи с этим МКУ «УКС» разработана отсутствующая техническая документация, по которой получены положительные заключения экспертизы по определению достоверности сметной стоимости проектно-изыскательских работ. Стоимость проектно-изыскательских работ составила - 2 640 279, 60 рублей.

По результатам данных расчетов определено, что стоимость реконструкции указанного многоквартирного дома может превышать стоимость приобретения нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалидов и равнозначного по общей площади и местоположению помещения, в котором проживает инвалид.

Кроме того, письмом ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» было указано на необходимость предусмотреть в проектной документации на реконструкцию полного комплекса мероприятий по обеспечению соответствия требованиям строительных и градостроительных регламентов, то есть реконструкция не может затрагивать только отдельные элементы многоквартирного дома, требующие приспособления, и должна предусматривать приведение всего многоквартирного дома в соответствие всем современным требованиям, что в существующей застройке невозможно.

Учитывая изложенное, в соответствии с обращением ДКСиПР Администрацией города в Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону было подано заявление об изменении способа и порядка исполнения решения суда, однако определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований отказано.

В связи с этим МКУ «УКС» подготовлено техническое задание на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ для приспособления общего имущества многоквартирного дома в рамках капитального ремонта с исключением и заменой работ, относящихся к реконструкции.

В ДД.ММ.ГГГГ на заседании Ростовской-на-Дону городской Думы выделены средства местного бюджета на проведение достоверности сметной стоимости проектно-изыскательских работ.

Стоимость проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту составила 281 923 рублей.

МКУ «УКС» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. с ГБУ РО «Ростовоблстройзаказчик» на проведение экспертизы по определении достоверности сметной стоимости проектных работ по капитальному ремонту. Прохождение экспертизы на определение достоверности сметной стоимости проектных работ по капитальному ремонту запланировано в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

После завершения указанных мероприятий, МКУ «УКС» будут проведены работы по выполнению проектно-изыскательских работ по капитальному ремонт указанного многоквартирного дома.

Обо всех проводимых мероприятиях в рамках исполнительного производства, административный истец сообщал административному ответчику.

Располагая указанной информацией, судебный пристав-исполнитель установил новый срок исполнения в количестве 18 дней.

Оценив фактические обстоятельства настоящего дела с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу об отсутствии возможности для исполнения решения суда, в установленный судебным приставом-исполнителем срок, который не является, в данном случае, разумным и не обеспечивает возможность исполнения решения суда.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства <данные изъяты> незаконным и подлежащим отмене- подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Администрации города Ростова-на-Дону, удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства <данные изъяты>

Отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16.07.2021 года.

Судья