ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2542/2023 от 27.09.2023 Калининского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело а – 2542/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2023 года <адрес>

Калининский районный суд <адрес>

в составе:

Председательствующего судьи Разуваевой Е.А.

При секретаре Черикчиевой Ш.Н.

С участием помощника прокурора Безукладичной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии <адрес> об обязании произвести действия по устранению нарушений по содержанию дорог,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным иском к Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии <адрес> об обязании произвести действия по устранению нарушений по содержанию дорог, мотивируя заявленные требования тем, что <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог.

Прокурорской проверкой выявлены следующие нарушения требований в области безопасности дорожного движения:

- на <адрес>: на пересечении с <адрес> на конструктивно выделенной разделительной полосе отсутствуют пешеходные светофоры П.1 (П.2); на пересечении с <адрес> при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла отсутствуют информационные световые секции (п.7.2.6 и п.7.4.2 ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении <адрес> отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют пешеходные тротуары и стационарное электрическое освещение (п.4.5.1.2, п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007);

- на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют дождеприемные колодцы и ливневая канализация (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021);

- на <адрес> на регулируемых пешеходных переходах отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на пешеходном переходе через <адрес> в районе <адрес> дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении с улицей 25 лет Октября на регулируемых пешеходных переходах отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.7.4.2 ГОСТ Р 52289- 2019);

- на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют дождеприемные колодцы и ливневая канализация (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021);

- на <адрес> при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла отсутствуют информационные световые секции (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении с <адрес> на пешеходных переходах дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.5.3.1 ГОСТ Р 52289-2019);

- на ООТ «Войкова» по четной стороне <адрес> пешеходный переход расположен на остановке общественного транспорта (п.7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019);

- на пешеходном переходе через <адрес> в районе ООТ «Войкова» дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.ДД.ММ.ГГГГ, ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.1 и 2.4; на ООТ «Планетная» по четной стороне <адрес> отсутствует посадочная (остановочная) площадка и автопавильон (п.7.4.2, п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р52289-2019);

- на ООТ «Планетная» по нечетной стороне <адрес> посадочная (остановочная) площадка расположена менее 15 м за перекрестком (п.4.5.1.2, ГОСТ Р 52766-2007);

- посадочные площадки остановочных пунктов «Планетная» встречных направлений расположены менее 30 м один от другого (п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766- 2007);

- на участке от <адрес> отсутствуют пешеходные тротуары (п.5.3.3.9 ГОСТ Р 52766-2007);

- на участке от <адрес> отсутствуют дождеприемные колодцы и ливневая канализация (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021).

Таким образом, органом местного самоуправления и организацией осуществляющей содержание улично-дорожной сети района в нарушение требований вышеуказанного законодательства ненадлежаще исполняется возложенная на них обязанность по содержанию улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в соответствующем законодательству состоянии.

По вышеуказанным недостаткам Госавтоинспекцией были приняты меры в рамках компетенции, однако до настоящего времени нарушения в области безопасности дорожного движения департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> не устранены.

21.02.2023 осуществлена проверка на предмет соответствия дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов в области безопасности дорожного движения на территории <адрес>.

В ходе проверки выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения, а именно:

- на пересечении <адрес> отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют пешеходные тротуары и стационарное электрическое освещение (п.4.5.1.2, п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007);

- на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют дождеприемные колодцы и ливневая канализация (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021);

- на <адрес> на регулируемых пешеходных переходах отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на пешеходном переходе через <адрес> в районе <адрес> дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении с улицей 25 лет Октября на регулируемых пешеходных переходах отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.7.4.2 ГОСТ Р 52289- 2019);

- на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют дождеприемные колодцы и ливневая канализация (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021);

- на <адрес> при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла отсутствуют информационные световые секции (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении с <адрес> на пешеходных переходах дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.5.3.1 ГОСТ Р 52289-2019);

- на ООТ «Войкова» по четной стороне <адрес> пешеходный переход расположен на остановке общественного транспорта (п.7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019);

- на пешеходном переходе через <адрес> в районе ООТ «Войкова» дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.ДД.ММ.ГГГГ, ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.1 и 2.4; на ООТ «Планетная» (п.7.4.2, п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на ООТ «Планетная» по нечетной стороне <адрес> посадочная (остановочная) площадка расположена менее 15 м за перекрестком (п.4.5.1.2, ГОСТ Р 52766-2007);

- посадочные площадки остановочных пунктов «Планетная» встречных направлений расположены менее 30 м один от другого (п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007);

- на участке от <адрес> отсутствуют дождеприемные колодцы и ливневая канализация (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021).

По данным недостаткам, ранее Госавтоинспекцией принимались меры, а именно в адрес Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> были выданы предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения не устранены.

В судебном заседании представитель истца – помощник <адрес> Безукладичная И.В. исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений.

Представитель Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии <адрес> Лапыткина К.К. заявленные требования не признала, представила письменные возражения на иск (л.д. 32-34), где указывала, что по части исковых требований Департамент является ненадлежащим ответчиком, кроме того просила суд установить срок для исполнения обязательств – в течение года со дня вступления решения в законную силу.

Представитель заинтересованного лица МБУ ГЦОДД Деревянко Е.Е. согласно письменному отзыву (л.д. 120-136), пояснениям в судебном заседании, указывала, что в компетенцию МБУ ГЦОДД не входит самостоятельное решение вопросов по размещению и содержанию элементов обустройства автомобильных дорог, и указанные обязанности осуществляются органами местного самоуправления.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по <адрес>, МКУ ДЭУ-6, ООО "Метро МИР" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель заинтересованного лица МКУ "Управление дорожного строительства" <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, а так же представил отзыв на исковое заявление (л.д. 62-64) согласно которого требование административного истца по обустройству пешеходного тротуара на участке от <адрес> до <адрес> в соответствии с п.4.5.1.1.ГОСТ Р 52766-2007 исполняется по решению Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело а-4723/2022). Иные требования прокурора <адрес>, указанные в административном исковом заявлении, находятся вне компетенции МКУ «УДС».

Судом ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о прекращении производства по административному делу а-2542/2023 в части требований:

- на <адрес>: на пересечении с <адрес> на конструктивно выделенной разделительной полосе отсутствуют пешеходные светофоры П.1 (П.2); на пересечении с <адрес> при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла отсутствуют информационные световые секции (п.7.2.6 и п.7.4.2 ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении <адрес> отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на <адрес> на регулируемых пешеходных переходах отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении с улицей 25 лет Октября с <адрес> на регулируемых пешеходных переходах отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.7.3.1 ГОСТ Р 52289- 2019);

- на ООТ «Планетная» по нечетной стороне <адрес> установить посадочную (остановочную) площадку более чем на 15 м за перекрестком (п.5.3.3.1, ГОСТ Р 52766-2007).

- на участке от <адрес> отсутствуют пешеходные тротуары (п.5.3.3.9 ГОСТ Р 52766-2007);

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд установил, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения выявлены нарушения, при этом в отношении Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии <адрес> отделом ГИБДД УМВД России по <адрес> ранее были вынесены предписания об устранении выявленных нарушений, а именно:

- на пересечении <адрес> отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019); (л.д. 25)

- на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют пешеходные тротуары и стационарное электрическое освещение (п.4.5.1.2, п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007); (л.д. 25)

на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют дождеприемные колодцы и ливневая канализация (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021); (л.д. 25)

- на <адрес> на регулируемых пешеходных переходах отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019); (л.д. 24)

- на пешеходном переходе через <адрес> в районе <адрес> дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019); (л.д. 24)

- на пересечении с улицей 25 лет Октября на регулируемых пешеходных переходах отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.7.4.2 ГОСТ Р 52289- 2019); (л.д. 24)

- на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют дождеприемные колодцы и ливневая канализация (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021); (л.д. 24)

- на <адрес> при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла отсутствуют информационные световые секции (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019); (л.д. 23)

- на пересечении с <адрес> на пешеходных переходах дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.5.3.1 ГОСТ Р 52289-2019); (л.д. 23)

- на ООТ «Войкова» по четной стороне <адрес> пешеходный переход расположен на остановке общественного транспорта (п.7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019); (л.д. 23)

- на пешеходном переходе через <адрес> в районе ООТ «Войкова» дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.ДД.ММ.ГГГГ, ГОСТ Р 52289-2019); (л.д. 22)

- на пересечении с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.1 и 2.4; на ООТ «Планетная» (п.7.4.2, п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019); (л.д. 23)

- на ООТ «Планетная» по нечетной стороне <адрес> посадочная (остановочная) площадка расположена менее 15 м за перекрестком (п.4.5.1.2, ГОСТ Р 52766-2007); (л.д. 23)

- посадочные площадки остановочных пунктов «Планетная» встречных направлений расположены менее 30 м один от другого (п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007); (л.д. 23)

- на участке от <адрес> отсутствуют дождеприемные колодцы и ливневая канализация (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021) (л.д. 23).

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значени, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу статьи 3 данного Закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Законом Российской Федерации от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

По смыслу пункта 2 статьи 12 вышеуказанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а также соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на органы исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 13, 17 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за городскими поселениями закреплены вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Согласно части 1, части 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 10 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.

В силу пп. 5 ч. 4 ст. 42 Устава г. Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007 г. N 616, Мэрия г. Новосибирска осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организацию дорожного движения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положению о Департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, утв. Решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 654, основными задачами Департамента являются в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава, МКУ «УДС» наделено функция заказчика, застройщика по обследованию, проектированию, инженерным изыскан»: строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объект внешнего благоустройства, автомобильных дорог общего пользования мест значения, осуществление функций заказчика по организации движения транспорта улично-дорожной сети города, повышения безопасности дорожного движения.

Деятельность учреждения направлена исключительно на выполнение функций обеспечению реализации полномочий органа местного самоуправления в дорожной сфере. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017), МКУ «УДС» осуществляет свою деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в пределах, определяемых предметом и целями деятельности учреждения, закрепленных уставом и в соответствия муниципальным заданием, утвержденным на текущий год. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется профильным (отраслевым) департаментом мэрии города Новосибирска

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (муниципального образования), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (пункт 11 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (статья 17).

При этом МКУ «УДС» публичными полномочиями не обладает.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением об определении последовательности и порядка разработки документов стратегического планирования города Новосибирска и их содержания, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 N 90, Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, их формирования и реализации, установленным постановлением мэрии города Новосибирска от 19.06.2014 N 5141, руководствуясь Уставом города Новосибирска, Постановлением мэрии города Новосибирска от 06.11.2019 N 4030 утверждена муниципальная программа "Развитие транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска".

Согласно таблицы (Перечень мероприятий Программы), исполнителем мероприятий по текущему содержанию светофорных объектов (п. 1.3.7), строительству светофорных объектов типа Т.1 (п. 1.3.5), обустройству остановочных пунктов (п. ДД.ММ.ГГГГ), содержанию и ремонту остановочных пунктов (п. ДД.ММ.ГГГГ), по установке дорожных знаков, (1.3.8 таблицы), установке консольных опор над проезжей частью с дорожными знаками 5.19.1(2) "Пешеходный переход" (п. ДД.ММ.ГГГГ), установке пешеходных ограничивающих ограждений для пешеходов, барьерных ограждений (п. 1.3.2.) определены: Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, МБУ "ГЦОДД". Указанная программа содержит также условия об объемах и источниках финансирования.

Согласно абзацу 39 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Реализация исполнения обязательств у МКУ «УДС» возникает в с заключенных контрактов для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключению муниципальных контрактов с подрядными организациями на выполнение соответствующих видов работ, при этом учреждение выступает в качестве заказчика при проведении работ.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, между МКУ «УДС» (Заказчик) и ООО «Перлит-С (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт на выполнение мероприятий и национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на улицах <адрес>, а именно «ремонт автомобильной дороги общего пользования по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>х <адрес>», I этап от <адрес> до <адрес>: III этап от <адрес> до <адрес>». (л.д. 89-105).

В соответствии с пунктом 4.1 Контракта выполнение работ осуществляется в три этапа:

1 этап 2021 г. с даты заключения Контракта по ДД.ММ.ГГГГ:

2 этап 2022 г. - с ДД.ММ.ГГГГ по 23.09.2022г.;

3 этап 2023 г. - с ДД.ММ.ГГГГ по 22.09.2023г..

В 2023 г. предусмотрены мероприятия по ремонту светофорного объекта на пересечении <адрес>, включающие в себя установку информационных световых секций и пешеходных светофоров на разделительной полосе. Срок исполнения работ по Контракту - ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «УДС» (Заказчик) и ООО «Росиисталпроект» (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке проекта планировки, с проектом межевания, проектной документации по объекту: «Автомобильная дорога к <адрес>». (л.д. 69-88).

Объем работ определяется в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение ). которое является неотъемлемой частью Контракта .

В рамках Контракта осуществляется подготовка проектной документации, в которой будут запроектированы мероприятия по изменению геометрических параметров пересечения <адрес> с реконструкцией светофорного объекта.

Согласно пункту 5.1 Контракта работы, предусмотренные Контрактом , осуществляются в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Выполнение работ по обустройству тротуаров допустимо при соблюдении следующих условий:

- включение Объектов в план работ, утвержденный начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>;

- наличие бюджетных ассигнований;

- определение Подрядчика конкурентным способом закупки в рамках Закона;

- соблюдение климатических условий согласно СП 78.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 (в соответствии с пунктом 12.3.1 раздела 12 СП 78.13330.2012 укладка асфальтобетонной смеси осуществляется в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С, осенью - не ниже 10°С).

В плане работ по ремонту дорог <адрес> на 2023 г. указанные выше объекты отсутствуют. Финансовое обеспечение отсутствует.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения о Департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, утв. Решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 654, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу, в полномочия которого входит устранение выявленных нарушений в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, является Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.

В соответствии с положениями части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из материалов дела следует, что в целях устранения выявленных нарушений в отношении Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> ОГИБДД УМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с тем, что в ходе проверки было установлено, что на <адрес> при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла установить информационные световые секции (п.п.7.2.6, ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019); на ООТ «Войкова по четной стороне <адрес> перенести пешеходный переход, расположенный на остановке общественного транспорта (п.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007); на ООТ «Планетная» по нечетной стороне <адрес> посадочная (остановочная) площадка расположена менее 15 м за перекрестком (п.4.5.1.2, ГОСТ Р 52766-2007); оборудовать посадочные площадки остановочных пунктов «Планетная» встречных направлений более чем в 30 м друг от друга (п.5.3.3.9 ГОСТ Р 52766-2007); на участке от <адрес> обустроить пешеходные тротуары (п.4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007). (л.д. 23).

Из материалов дела следует, что в целях устранения выявленных нарушений в отношении Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> ОГИБДД УМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с тем, что в ходе проверки было установлено, что на <адрес> на регулируемых пешеходных переходах установить пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019); на пешеходном переходе через <адрес> в районе <адрес> установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 со щитами со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019); на пересечении <адрес> на регулируемых пешеходных переходах установить пешеходные светофоры П.1 (П.2) (п.7.3.1 ГОСТ Р 52289-2019); на участке от <адрес> до <адрес> обустроить дождеприемные колодцы и ливневую канализацию (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021). (л.д. 24).

Из материалов дела следует, что в целях устранения выявленных нарушений в отношении Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> ОГИБДД УМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с тем, что в ходе проверки было установлено, что на участке от <адрес> до <адрес> оборудовать пешеходные тротуары и стационарное электрическое освещение (п.4.5.1.2, п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007); на участке от <адрес> до <адрес> обустроить дождеприемные колодцы и ливневую канализацию (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021); на пересечении <адрес> установить пешеходные светофоры П. 1(П.2) (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019). (л.д. 25)

ДД.ММ.ГГГГ. осуществлена проверка на предмет соответствия дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов в области безопасности дорожного движения на территории <адрес>.

В ходе проверки выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения, а именно:

- на пересечении <адрес> отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют пешеходные тротуары и стационарное электрическое освещение (п.4.5.1.2, п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007);

- на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют дождеприемные колодцы и ливневая канализация (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021);

- на <адрес> на регулируемых пешеходных переходах отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на пешеходном переходе через <адрес> в районе <адрес> дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении с улицей 25 лет Октября на регулируемых пешеходных переходах отсутствуют пешеходные светофоры П.1(П.2) (п.7.4.2 ГОСТ Р 52289- 2019);

- на участке от <адрес> до <адрес> отсутствуют дождеприемные колодцы и ливневая канализация (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021);

- на <адрес> при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла отсутствуют информационные световые секции (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении с <адрес> на пешеходных переходах дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.5.3.1 ГОСТ Р 52289-2019);

- на ООТ «Войкова» по четной стороне <адрес> пешеходный переход расположен на остановке общественного транспорта (п.7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019);

- на пешеходном переходе через <адрес> в районе ООТ «Войкова» дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.ДД.ММ.ГГГГ, ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.1 и 2.4; на ООТ «Планетная» (п.7.4.2, п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на ООТ «Планетная» по нечетной стороне <адрес> посадочная (остановочная) площадка расположена менее 15 м за перекрестком (п.4.5.1.2, ГОСТ Р 52766-2007);

- посадочные площадки остановочных пунктов «Планетная» встречных направлений расположены менее 30 м один от другого (п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007);

- на участке от <адрес> отсутствуют дождеприемные колодцы и ливневая канализация (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021).

По данным недостаткам, ранее Госавтоинспекцией принимались меры, а именно в адрес Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> были выданы предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.

При этом в ходе рассмотрения дела судом установлено, что во исполнение требований прокурора в части:

- на пересечении с <адрес> на пешеходных переходах дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.5.3.1 ГОСТ Р 52289-2019);

- на пешеходном переходе через <адрес> в районе ООТ «Войкова» дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.ДД.ММ.ГГГГ, ГОСТ Р 52289-2019);

- на пересечении с <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.1 и 2.4; на ООТ «Планетная» по четной стороне <адрес> отсутствует посадочная (остановочная) площадка и автопавильон (п.7.4.2, п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р52289-2019)

Выявленные проверкой нарушения были устранены, что подтверждается фототаблицами, пояснениями представителя МБУ «ГЦОДД» в ходе рассмотрения дела. (л.д.231-235) Данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела помощником прокурора не оспаривалось, в связи с чем в данной части заявленных требований суд полагает возможным отказать в связи с устранением выявленных нарушений.

Таким образом, с учетом установленных судом по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии <адрес> допущен ряд нарушений, указанных в предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований, материалах прокурорской проверки, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, при этом доказательств, опровергающих доводы административного истца, ответчиком представлено не было, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, обязании Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии <адрес> в течение 1 года после вступления настоящего решения в законную силу устранить следующие недостатки по содержанию и обустройству автомобильных дорог:

- на участке от <адрес> до <адрес> оборудовать пешеходные тротуары и стационарное электрическое освещение (п.4.5.1.2, п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007);

- на участке от <адрес> до <адрес> обустроить дождеприемные колодцы и ливневую канализацию (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021);

- на пешеходном переходе через <адрес> в районе <адрес> установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 со щитами со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на участке от <адрес> до <адрес> обустроить дождеприемные колодцы и ливневую канализацию (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021);

- на <адрес> при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла установить информационные световые секции (п.п.7.2.6, ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на ООТ «Войкова» по четной стороне <адрес> перенести пешеходный переход, расположенный на остановке общественного транспорта (п.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007);

- оборудовать посадочные площадки остановочных пунктов «Планетная» встречных направлений более чем в 30 м друг от друга (п.5.3.3.9 ГОСТ Р 52766-2007);

- на участке от <адрес> оборудовать дождеприемные колодцы и ливневую канализацию (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021);

Руководствуясь ст. ст. 175, 176 и 178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии <адрес> об обязании произвести действия по устранению нарушений по содержанию дорог удовлетворить частично.

Обязать Департамент транспорта и дорожного-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения устранить следующие недостатки при содержании и обустройстве автомобильных дорог:

- на участке от <адрес> до <адрес> оборудовать пешеходные тротуары и стационарное электрическое освещение (п.4.5.1.2, п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007);

- на участке от <адрес> до <адрес> обустроить дождеприемные колодцы и ливневую канализацию (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021);

- на пешеходном переходе через <адрес> в районе <адрес> установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 со щитами со световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета (п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на участке от <адрес> до <адрес> обустроить дождеприемные колодцы и ливневую канализацию (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021);

- на <адрес> при светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла установить информационные световые секции (п.п.7.2.6, ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019);

- на ООТ «Войкова» по четной стороне <адрес> перенести пешеходный переход, расположенный на остановке общественного транспорта (п.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007);

- на участке от <адрес> оборудовать дождеприемные колодцы и ливневую канализацию (п.4.2 ГОСТ Р 59611-2021);

В остальной части в удовлетворении требований <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья (подпись) Е.А. Разуваева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинник решения находится в административном деле а-2542/2023 Калининского районного суда <адрес>. УИД 54RS0-41.

Решение не вступило в законную силу «_____» ______________ 2023 г.

Судья Е.А. Разуваева

Секретарь Черикчиевой Ш.Н.