ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2561/2021 от 02.07.2021 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS0-65

Дело а-2561/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 2 июля 2021 года

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего судьи – Тхазаплижевой Б.М., при секретаре – Аттоевой А.Ш.,

с участием административного истца - ФИО1 ФИО8.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием средств аудиозаписи и систем видеоконференц-связи, административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО9 к ФКУ ИК-<адрес> о признании незаконными действия, о возложении обязанности не препятствовать совершать религиозный обряд чтения Корана на арабском языке, не изымать его и не ставить на нем никаких печатей, о возврате хранящихся на складе двух экземпляров Корана,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Нальчикский городской суд поступило административное исковое заявление ФИО1 ФИО10 к ФКУ ИК-<адрес>, в котором он просил суд обязать административного ответчика не препятствовать свершать религиозный обряд чтения Корана на арабском языке, не изымать его и не ставить на нем никаких печатей, вернуть ему хранящиеся на складе два экземпляра Корана.

В обоснование своих требований административный истец указал, что содержится в ФКУ ИК-<адрес>. Со времени прибытия в указанное исправительное учреждение административный ответчик нарушает его права на совершение молитв, у него изымают предмет религиозного культа, для проверки на экстремизм, ставят на нем печати, тогда как он был проверен ДУМ Кабардино-Балкарской Республики, на нем имеется печать СИЗО, в котором он ранее содержался.

Административный истец полагает, что на его литературе незаконно постоянно проставляются отметки, его имущество незаконно изымается, тогда как без изъятия и направления в Хабаровск Коран может быть проверен, и самое главное он сам по себе не может быть признан экстремистским.

Административный истец указывает, что это нарушает нормы Европейских пенетенциарных правил, Конституции Российской Федерации, Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации, а также Приказа Минюста «Об утверждении внутреннего распорядка ИУ».

В судебном заседании административный истец свои требования поддержал, просил их удовлетворить, просил признать действия административного ответчика незаконными. Административный истец пояснил, что он осужден на пожизненное отбывание наказание, он дорожит своей литературой, так как она подарена родным человеком, при изъятии Корана, нарушается его права на исправление богослужения. Также ФИО1 ФИО11. указал, что проставление на имуществе отбывающих наказание уже неоднократно признавалось незаконным.

Административный истец пояснил, что хранящиеся на складе два экземпляра Корана ему вернули.

Административный ответчик своего представителя в судебное заседание на направил.

Суд, на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

В письменном возражении на административное исковое заявление указано, что административный ответчик не согласен с заявленными требованиями, просит в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Административный ответчик указал, что ограничения прав и свобод ФИО1 ФИО12 определены Федеральным законом от 08 01.1997 № 1-ФЗ Уголовно-исполнительным Кодексом Российской Федерации (далее- УИК РФ), что изложено в части 2 статьи 10 УИК РФ.

Пункт 3 статьи 4 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от ДД.ММ.ГГГГ, закрепляет за администрацией учреждения право, в том числе, требовать от осуждённых и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

В соответствии с частями 2,3,6 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; не исполнение осужденными возложенных на них обязанностей влекут установленную законом ответственность.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

На основании статьи 5 Федерального закона от 25,07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют профилактические, воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму. Главное уголовно-судебное управление, управление по надзору за расследованием особо важных дед, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов и районов, другие территориальные, приравнённые к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах установленной компетенции осуществляют систематический надзор за исполнением законов о противодействии зкезремизму в деятельности ФИО2, органов и учреждений уголовно- исполнительной системы, В ходе проверок акцентируют внимание на выявление и пресечение фактов нахождения у осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, а также в библиотеках, молельных комнатах и иных помещениях исправительных учреждений литературы, документов, либо информации на любых носителях, призывающие к осуществлению к экстремистской деятельности или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.

В соответствии с ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № исх-02-55847, в целях повышения ответственности должностных лиц воспитательных и режимных служб учреждений уголовно-исполнительной системы по выявлению экстремистских материалов у осуждённых, подозреваемых и обвиняемых, организованы ежеквартальные комиссионные проверки книжного фонда. Члены комиссии ИУ (СИЗО) осуществляют проверку литературы (печатных изданий), находящейся у подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в библиотеках, молельных комнатах, камерах следственных изоляторов, общежитиях отрядов исправительных учреждений, камерах ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, карантинных отделениях, сборных отделениях СИЗО, а также на рабочих местах и на других объектах учреждения. По поручению начальника ИУ (СИЗО) члены комиссии ИУ (СИЗО) осуществляют проверку литературы (печатных изданий) в течение пяти рабочих дней. Длительность проверки всех поступивших изданий вне зависимости от их количества не должна превышать 30 суток. По результатам проверки (при отсутствии признаков принадлежности к экстремистской литературе) на внутренней стороне первой обложки издания ставится штамп, который должен содержать следующие реквизиты (наименование исправительного учреждения (СИЗО), дата проверки (вписывается рукописно число, месяц, год, подпись лица, проводившего проверку, фамилия, инициалы), слово «ПРОВЕРЕНО».

В соответствии с Указанием УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ТО/12/5-190 в целях недопущения распространения идеологии терроризма, а также радикальных форм ислама среди осужденных, проводится комплекс мероприятий, направленных на выявление каналов поступления на территорию учреждений и изъятия религиозной литературы, как материалы экстремистского толка.

В связи с изложенным, учреждения и органы, подведомственные ФИО2 в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ для проверки и изучении представителями ДУМ ДВ на предмет радикального и экстремистского содержания осужденному ФИО1 ФИО13 было предложено сдать на проверку литературу, в том числе книги на иностранном языке, со слов административного истца Коран. На данное предложение был дан отказ осуждённого и данную литературу поместили на склад личных вещей, что подтверждается описью личных вещей. ДД.ММ.ГГГГ книги были выданы осуждённому.

Выслушав административного истца, изучив возражение на административное исковое заявление, исследовав материалы административного дела, суд полагает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.

Частью 9 названной статьи предусмотрено, что если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, частью 11 той же статьи возложена на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу статьи 9 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от ДД.ММ.ГГГГ каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О свободе совести и о религиозных объединениях" в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.

Основные обязанности и права осужденных предусмотрены статьями 11 и 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которым осужденные в числе остальных прав и обязанностей должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

В силу статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

В соответствии с пунктом 20 приложения N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Минюста ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 295, осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать литературу, документы, либо информацию на любых носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающие необходимость такой деятельности.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.

Поскольку Коран не может быть признан религиозной литературой, так как отнесен к Священному писанию, а действия сотрудников по изъятию Корана для проверки на экстремизм противоречат пункту 3 ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (N исх. 02-55847), из которых следует, что проверке (повторной) подлежит литература на предмет соответствия внесенным изменениям в федеральный список экстремистских материалов, размещенный на официальном сайте Минюста ФИО5, согласно которому Коран на арабском языке к таковым не относится.

Административный истец указал, что экземпляры Корана, которые у него предлагалось изъять на проверку, имели штампы СИЗО, в котором он ранее содержался.

Таким образом, указанные экземпляры Корана уже являлись предметом проверки на содержание экстремистского материала и были помечены соответствующей записью по результатам проверки об отсутствии материалов такого характера.

Доказательств того, что в них содержатся признаки нового переплета или перешивания, переклеивания страниц или иного физического вмешательства после предыдущей проверки административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика о необходимости изучения литературы с последующей ее маркировкой штампом ДУМДВ не могут быть признаны законными.

Более того, судом истребовано Соглашение о взаимодействии ФИО2 и Центрального духовного управления мусульман ФИО5 (ЦДУМ ФИО5), неотъемлемой частью которого является Приложение, в котором утверждён разрешённый Список религиозной литературы. В списке указан Священный Коран (любое издание) на арабском языке без токования и комментариев.

При таких обстоятельствах, суд полагает установленным нарушение конституционного права административного истца на свободу вероисповедания.

В соответствии со ст. 227 КАС Российской Федерации решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч.9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Следует отметить, что по ходатайству административного истца судом истребованы материалы проверки по его заявлению в Прокуратуру Комсомольска-на-Амуре. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГж-2020 в адрес административного ответчика было вынесено Представление об устранении нарушений уголовного-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, в котором указано на нарушении изъятием у административного истца Корана, так как это противоречит ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", согласно которой Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.

При указанных обстоятельствах, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования ФИО1 ФИО14 о возложении обязанности не препятствовать ему совершать религиозный обряд чтения Корана на арабском языке, не изымать его, не ставить на нем печати.

Вместе с тем, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО15. изъятые экземпляры Корана были возвращены, требование административного истца об их возврате не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО1 ФИО16 к ФКУ ИК-<адрес> удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ФКУ ИК-<адрес> по воспрепятствованию ФИО1 ФИО17 совершать религиозный обряд чтения Корана на арабском языке и изъятию у него Корана.

Обязать ФКУ ИК-<адрес> не препятствовать ФИО1 ФИО18 совершать религиозный обряд чтения Корана на арабском языке, не изымать его, не ставить на нем печати.

В удовлетворении требований о возврате ФИО1 ФИО19 хранящиеся на складе два экземпляра Корана отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР в течение месяца со дня его окончательного изготовления через Нальчикский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2021 года.

Председательствующий Б.М. Тхазаплижева