Дело №а-2574/2021
64RS0№-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2021 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова
в составе председательствующего судьи Агарковой С.Н.
при секретаре ФИО2
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица ФИО18- ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконными Актов проверки органа государственного надзора,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, в обоснование которого указал, что 23 ноября 2020 года ФИО1, ФИО5, ФИО6 обратились в Управление Росреестра по Саратовской области с жалобой на нарушение правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами № (ранее- ФИО19, в настоящее время - ФИО17, ФИО7) имущественных прав заявителей, выразившихся в самовольном захвате части земельного участка общего пользования на <адрес>, в использовании земельных участков с кадастровыми номерами № и № не приведенных в пригодное для использования состояние, без ограничений, установленных решением Волжского районного суда г. Саратова от 18.12.2012 г., в нарушении разрешенного вида использования земельных участков с кадастровыми номерами № Просили провести внеплановую выездную проверку, принять меры к устранению выявленных нарушений, восстановлению нарушенных имущественных прав. Письмом от 29 декабря 2020 г. №09-36/41937 административный ответчик уведомил его, что в 1 квартале 2021 г. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № будут проведены административные обследования и принято решение о необходимости проведения внеплановой проверки. 11 декабря 2020 г. издано задание № на проведение административного обследования объектов земельных отношений, расположенных по адресам: <адрес>, тер. Новосоколовогорский пос., кадастровые номера №; № Распоряжением от 25 марта 2021 года №/ф-ОГЗН было назначено проведение внеплановой проверки в отношении ФИО17, место нахождения объекта: <адрес>, тер. Новосоколовогорский пос., кадастровый № и прилегающая территория. Распоряжением от 25 марта 2021 года №112/ф-ОГЗН было назначено проведение внеплановой проверки в отношении Мирзабекова Н.Р., место нахождения объекта: Саратовская область, г. Саратов, тер. Новосоколовогорский пос., кадастровый номер № и прилегающая территория. По результатам проверки составлен акт № 112/ф- ОГЗН от 27 апреля 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером №, в котором сделан вывод о выявлении нарушений земельного законодательства, Мирзхабекову Н.М. вынесено предписание об устранении нарушений законодательства. В соответствии с актом проверки № 111/ф-ОГЗН от 27 апреля 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером № нарушений земельного законодательства не выявлено. С актами органа государственного земельного надзора не согласен. Считает, что результаты проверки не восстанавливают его нарушенные права на использование земельного участка общего пользования по <адрес> и <адрес>, а именно пресечения сквозного движения автотранспорта с <адрес> через земельный участок с кадастровым номером №. При проведении проверки нарушены требования к порядку выполнения административной процедуры. Государственные инспекторы уклонились от установления фактического использования земельных участков разрешенному виду; установления обстоятельств приведения застройщиками земельных участков с кадастровыми номерами № в состояние до нарушения и укрепления откоса котлована; исполнения застройщиком земельных участков ограничений в их использовании, установленных решением Волжского районного суда <адрес> т 18 декабря 2012 года; установления обстоятельства приведения земельного участка общего пользования- <адрес> в состояние до нарушения права. Вместе с тем, ФИО17 нарушает разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 64:№ в связи с сооружением на нем автомобильной дороги, связывающей <адрес>, Питерская <адрес> с земельными участками по ул. <адрес>. Обустройство этой дороги исключает возможность укрепления откоса котлована во исполнение решения Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, к проверке был привлечен ФИО9, которого ФИО10 не уполномочивал на представление его интересов при проведении внеплановой проверки. Просит признать незаконными акты проверки от 27 апреля 2021 года № 111/ф-ОГЗН, 112/ф-ОГЗН, возложить на административного ответчика обязанность вынести ФИО19 предписание о приведении земельного участка общего пользования – проезжей части по <адрес> в пригодное для использование состояние, вынести ФИО17 предписание о приведении земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с разрешенным видом использования, а именно убрать гравий.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что оспариваемые решения вынесены в соответствии с требованиями законодательства, права и законные интересы административного истца не нарушают. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица ФИО18 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, указав, что ФИО18 было выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства со сроком исполнения- сентябрь 2021 года, который на момент рассмотрения дела не истек.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании действий государственного органа в порядке публичного производства является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Следовательно, для удовлетворения настоящего административного иска необходимо установление судом двух обстоятельств в совокупности:
незаконность оспариваемого действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
нарушение прав административного истца, являющегося следствием данного незаконного действия (бездействия).
Согласно ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (п.1).
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1, действовавшим в период спорных правоотношений, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях; требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (пункт 2, подпункт "а", "в", "е", "г", "з" пункта 3).
Аналогичные требования содержатся в п.5 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1081.
Территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственному земельному надзору, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", актами Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 мая 2016 года № П/263 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации", Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учет недвижимого имущества, государственному земельному надзору.
В соответствии с пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (пункт 1); осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (пункт 4), выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пункт 5).
Согласно пункту 7 статьи 71 ЗК РФ по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 71.2 ЗК РФ, должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений.
Исходя из положений п.6 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года №1, государственный земельный надзор осуществляется в форме проведения плановых и внеплановых проверок, а также административных обследований.
Согласно административному регламенту осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 сентября 2019 года №П/0240, должностное лицо при проведении административной процедуры исследует состояние и способы использования объектов земельных отношений на предмет установления признаков наличия или отсутствия нарушений земельного законодательства.
Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года №251 или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Акт административного обследования утверждается уполномоченным должностным лицом органа государственного земельного надзора либо его территориальных органов и их структурных подразделений. Акт административного обследования, составленный в электронной форме подписывается квалифицированной электронной подписью уполномоченного на утверждение такого акта должностного лица.
Из материалов дела следует, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области 23 ноября 2020 года поступило обращение ФИО1, ФИО5, ФИО6 о нарушении требований земельного законодательства Российской Федерации правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами №.
Ответом от 29 декабря 2020 года №09-36/41937 заявителям сообщается, что в отношении земельных участков с кадастровым номерами № (<адрес>. Новосоколовогорский пос.), 64№<адрес>. Новосоколовогорский пос.), 64:№ (<адрес>. Новосоколовогорский пос.) в первом квартале 2021 года должностными лицами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> будут проведены административные обследования вышеуказанных объектов земельных отношений и принято решение о необходимости проведения внеплановых проверок.
Согласно заданию на проведение административного обследования объекта земельных отношений от 11 декабря 2020 года №, утвержденному заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО11, главному специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления ФИО12, ведущему специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления ФИО13, ведущему специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления ФИО14 поручено провести административное обследование объектов земельных отношений, расположенных по адресам: <адрес>, тер. Новосоколовогорский пос., кадастровый №; <адрес>, тер. Новосоколовогорский пос., кадастровый №; <адрес>, тер. Новосоколовогорский пос., кадастровый №. К проведению административного обследования объекта земельных отношений приступить с 11 января 2021 года, административное обследование объекта земельных отношений окончить не позднее 31 марта 2021 года.
Как следует из материалов дела, в период с 11 января 2021 года по 31 марта 2021 года на основании вышеуказанного задания проведены административные обследования земельных участков с кадастровыми номерами №, № по результатам которых составлены следующие документы: заключение от 24 марта 2021 года об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером №; акт административного обследования №/Г-2021 от 24 марта 2021 года о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, на земельных участках с кадастровыми номерами № мотивированное представление о необходимости проведения внеплановой проверки, распоряжения о проведении внеплановой проверки № 111/ф-ОГЗН и 112/ф-ОГЗН от 25 марта 2021 года.
Актом проверки №/ф-ОГЗН от 27 апреля 2021 года установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование: блокированные жилые дома до 3-х этажей, состоящие не более чем из 10 блоков, предназначенных для проживания одной семьи; для иных видов жилой застройки, расположен по адресу: <адрес>, тер. Новосоколовогорский <адрес>, участок предоставлен ФИО18 с 16 № Установлено, что земельный участок имеет смежных землепользователей и ограждение – территория проверяемого земельного участка со стороны <адрес> со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером №, со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером № огорожен забором из металлопрофиля, со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером № также имеется ограждение из металлопрофиля. Доступ на территорию земельного участка осуществляется со стороны <адрес>. На земельном участке расположено металлическое сооружение (вагончик) и строительные материалы, иные строения отсутствуют, со стороны <адрес> имеется частичный комбинированный забор из дерева и сетки рабицы.
В результате проверки установлено, что ФИО18 самовольно использует и занимает без предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации праве земельный участок, расположенный за границами сформированного земельного участка с кадастровым номером № на территории, государственная собственность на которую не разграничена по адресу: <адрес>, тер. Новосоколовогорский пос., ориентировочной площадью 42 кв.м., часть смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, тер. Новосоколовогорский пос., ориентировочной площадью 11 кв.м., предоставленному на праве аренды физическому лицу. Таким образом, выявлено отклонение местоположения характерных точек границ земельного участка, относительно местоположения границ земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Кроме того, фактическая площадь проверяемого земельного участка увеличилась и составляет 1037 кв.м., что не соответствует документарной площади земельного участка с кадастровым номером № – 1000 кв.м.
Согласно предписанию об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 112-1 от 27 апреля 2021 года ФИО18 предписано устранить указанное нарушение в срок до 10 сентября 2021 года.
По окончании проверки заместителем гласного государственного инспектора Саратова по использованию и охране земель ФИО15 вынесено постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО18 назначен штраф в размере 5000 руб.
Актом 111/ф-ОГЗН от 27 апреля 2021 года установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование: размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); для иных видов жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес> предоставлен ФИО17 на праве аренды до 13 февраля 2031 года включительно. Согласно договору замены стороны в обязательстве от 10 сентября 2018 года, зарегистрированному в установленном законом порядке 19 сентября 2018 года ФИО17 принял на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка от 17 мая 2006 года № 344. Согласно договору аренды земельного участка № 344 от 17 мая 2006 срок аренды земельного участка установлен с 13 февраля 2006 года по 13 февраля 2031 года. В пределах земельного участка с кадастровым номером № расположен объект недвижимости с кадастровым номером № (объект незавершенного строительства), который принадлежит ФИО17 на праве собственности. Кроме того, установлено, что земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу имеет смежных землепользователей, доступ на земельный участок не ограничен. На земельном участке расположен фундамент, а также на земельном участке имеется насыпной гравий, который не соединен с дорогой общего пользования, расположенной по <адрес>.
В действиях ФИО17 нарушений, предусмотренных действующим законодательством, в рамках проводимой проверки не выявлено.
Судом установлено, что вышеуказанные процессуальные документы составлены уполномоченными лицами в сроки, установленные законом.
Как следует из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.
Статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
По смыслу приведенных норм время, необходимое для освоения земельного участка, определяется в каждом случае индивидуально, с учетом, в том числе фактического состояния земельного участка, параметров планируемого к возведению объекта.
Наличие на земельном участке объекта незавершенного строительства, а также получение уведомления от 18 октября 2019 года о соответствии указанных в уведомлении планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, выданного администрацией муниципального образования "Город Саратов", свидетельствует о действиях ФИО17 по использованию земельного участка.
Согласно акту административного обследования объекта земельных отношений №93/Г-2021 от 24 марта 2021 года, проведено административное обследование объектов земельных отношений, расположенных по адресам: <адрес>, Новосоколовогорский пос., кадастровый № и <адрес>, Новосоколовогорский пос., кадастровый №, не установлено нарушений земельного законодательства Российской Федерации, ответственность за которые предусмотрена ч.1, ч.3, ч.4 ст.8.8 КоАП РФ при проведении административного обследования объектов земельных отношений с кадастровыми номерами № Однако, имеют место признаками административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ.
Из данного Акта следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 64:48:010140:131, площадью 1 000 кв.м., разрешенное использование: размещение индивидуального жилого дома, предоставлен в аренду ФИО17 (с 11.01.2018 года по 13 февраля 2031 года). Согласно договору аренды ФИО17 принял обязательство использовать обеспечить освоение земельного участка в установленные договором сроки. При этом, в пределах земельного участка расположен объект незавершенного строительства, назначение: индивидуальный жилой дом, который принадлежит на праве собственности ФИО17 Объект незавершенного строительства расположен в пределах вышеуказанного земельного участка. Кроме того, имеются договор подряда на строительство от 01 июня 2020 года, заключенный ФИО17на работы по строительству, проектная документация на жилой дом. Указанные обстоятельства свидетельствуют о действиях ФИО17 по использованию земельного участка
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 000 кв.м., разрешенное использование: блокированные жилые дома до 3-х этажей, состоящие не более, чем из 10 блоков, предназначенных для проживания одной семьи, предоставлен в аренду ФИО18 (с 16.08.2019 года по 13 февраля 2031 года). Согласно договору аренды ФИО18 принял обязательство использовать обеспечить освоение земельного участка в установленные договором сроки.
Указанные земельные участки с кадастровыми номерами № граничат с землями публичного использования- <адрес>. Автомобильная дорога не установлена. Также установлено, что имеется комбинированный забор со стороны указанных участков, который расположен за границами данных участков.
Согласно п.97 Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 июня 2019 года № П/0240, По результатам внеплановой проверки должностным лицом Росреестра (территориального органа), проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах. В случае проведения проверки на нескольких земельных участках, принадлежащих и (или) используемых лицом, в отношении которого проводится проверка, составляется один акт, в котором указываются установленные сведения отдельно по каждому земельному участку.
В акте проверки указываются сведения, предусмотренные пунктом 77 Административного регламента (п. 98).
Согласно п. 77 Административного регламента в акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного надзора (Росреестр, территориальный орган);
3) дата и номер приказа (распоряжения) Росреестра (территориального органа) о проведении проверки;
4) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, гражданина, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах плановой проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения, а также:
сведения о правоустанавливающих и иных документах;
нормы законодательства Российской Федерации, которые нарушены;
статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность в случае выявления нарушений, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В случае проведения выездной проверки дополнительно указываются:
информация о наличии ограждения земельного участка, возможности доступа, наличии строений и сооружений, растительности, осуществляемой деятельности и иные сведения, характеризующие фактическое использование земельного участка;
результаты и методы измерения границ земельного участка и вычисления его площади, используемое оборудование, сведения о поверке;
сведения о проведении фотосъемки;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от подписания акта проверки;
9) в акте, составляемом по результатам проведения проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указываются сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
10) в акте, составляемом по результатам проверки соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления требований при предоставлении земельных участков, в разделе о результатах проверки указываются следующие сведения о проверке, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований:
перечень документов, которые проанализированы в ходе проведения проверки;
факты, указывающие на соблюдение (несоблюдение) требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков;
нормы законодательства, которые были нарушены при принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка;
норма законодательства, которой предусмотрена ответственность за выявленное нарушение земельного законодательства;
11) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 99 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 июня 2019 года № П/0240, закреплено право государственного инспектора по использованию и охране земель выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 851.
Суд приходит к выводу, что оспариваемые акты соответствуют требованиям закона, составлены по результатам проверок, проводимых в установленном законом порядке, составлены в пределах компетенции должностного лица по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании соответствующего распоряжения, при наличии установленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и направлено на устранение выявленных нарушений. Данные акты соответствуют законодательству как по форме, так и по содержанию.
Более того, за нарушения земельного законодательства ФИО18 было выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства и он был привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что оспариваемые акты административного ответчика соответствуют требованиям законодательства.
Наличие автомобильной дороги на участке с кадастровым номером № на период административного обследования земельного участка не установлено, однако, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав данным обстоятельством.
Довод административного истца о привлечении к участию в проверке ФИО9 как представителя ФИО10 в отсутствие полномочий представителя проверяемого не влияет на законность спариваемых актов, поскольку данное обстоятельство права административного истца не нарушает, при этом, от ФИО10 каких-либо возражений на этот счет не поступало.
Довод административного истца о непривлечении ФИО19 к проверке также не влияет на законность составленных актов, поскольку ФИО19 в настоящее время правообладателем вышеуказанных земельных участков не является.
При этом, суд учитывает, что имеющиеся нарушения земельного законодательства с стороны ФИО19 уже установлены решением Волжского районного суда г. Саратова от 18 декабря 2012 года, на основании которого выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство, которое до настоящего времени не окончено, что не оспаривается административным истцом, и данное нарушение не требует вновь признания его как таковым. В связи с чем, нарушения земельного законодательства в этой части должны быть устранены в рамках исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела судом не установлена, в связи с чем, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконными Актов проверки органом государственного контроля (надзора) гражданина от 27 апреля 2021 года № 111/ф-ОГЗН и № 112/ф-ОГЗН, и возложении обязанности вынести ФИО19 предписания о приведении земельного участка в пригодное для использование состояние, ФИО17 о приведении земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г. Саратова.
Судья Агаркова С.Н.