ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2618/2022 от 24.05.2022 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело а-2618/2022

УИД: 30RS0-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

Председательствующего судьи Хохлачёвой О.Н.

при помощнике Климовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело №2а-2618/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Кировского района г. Астрахани обратился с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, обосновав свои требования тем, что прокуратурой города проведены проверки по обращениям жильцов жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> о нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно подтопления подвалов жилых домов, а также придомовой территории сточными водами. По информации МУП <адрес> «Астрводоканал» система водоотведения по <адрес>, Мечникова, Ахшарумова, Трофимова, Бакинской, Зои Космодемьянской и Орехово-Зуевской в настоящее время работает с ограничениями в связи с аварийной ситуацией, образованием провала на глубинной самотечной канализации по <адрес>. Аналогичные провалы централизованной сети водоотведения образовались также по <адрес>, д.<адрес>, у гаражного кооператива №<адрес> вблизи ГКНС «Северная» по <адрес>, в связи с чем данные сети работают в ограниченном режиме, что приводит к засорам на сетях водоотведения, подтоплению близ расположенных объектов. Учитывая указанное бездействие администрации МО «Город Астрахань», граждане постоянно и временно проживающие на территории Кировского района г.Астрахани по указанным адресным ориентирам лишены возможности пользоваться коммунальной услугой «водоотведение» надлежащего качества, нарушаются права граждан на благоприятные условия проживания. Регулярное поступление в подвалы многоквартирных жилых домов и на придомовую территорию канализационных вод оказывает негативное воздействие на основные строительные конструкции МКД, а также внутренние инженерные системы, что впоследствии приводит к их преждевременному износу, создает реальную угрозу возникновения аварийных ситуаций, создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также может привести к аварийному состоянию основных строительных конструкций многоквартирных жилых домов, приводит к последствиям в виде признания МКД аварийными и подлежащими сносу, расселению граждан проживающих в таких домовладениях. При указанных обстоятельствах заместитель прокурора просит признать незаконным бездействие администрации МО «Город Астрахань», выразившиеся в непринятии мер по обеспечению надлежащего водоотведения на территории Кировского района г. Астрахани, а также обязать администрацию МО «Город Астрахань» обеспечить круглосуточное, бесперебойное водоснабжение на территории Кировского района г.Астрахани, в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего сферу водоотведения на территории Российской Федерации, в том числе правилами технической эксплуатации систем и сооружений канализации, путем приведения инженерных коммуникаций и сооружений водоотведения в нормативное состояние, в том числе посредством проведения ремонтных работ по ликвидации провалов глубинной самотечной канализации по <адрес>.

Представитель административного истца помощник прокурора Кировского района г. Астрахани Киселев С.В. поддержал заявленные требования, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО «Город Астрахань» Михайлов А.В. просил отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица МУП г. Астрахани «Астрводоканал» Павлова О.В. просила отказать в удовлетворении административного иска.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения в области водоснабжения и водоотведения на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон 416-ФЗ).

В соответствии с п. 1ст. 10 Закона 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 года утверждены «МКД 3-02-.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» (далее по тексту – Правила №168).

Целью Правил №168 является предотвращение поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы системы и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем.

Согласно п. 3.1.1. Правил №168 одной из основных задач служб эксплуатации систем водоотведения является обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации – канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций.

На основании указанных Правил, служба эксплуатации сети осуществляет проведение технических осмотров сети, выполнение текущих и капитальных ремонтов сети и ликвидации аварий.

В силу п. п. 3.2.43, 3.2.44 Правил №168 авариями на канализационной сети считаются внезапные разрушения труб и сооружений или их закупорка с прекращением отведения сточных вод и разливом их на территорию. Аварии подлежат внеочередному устранению. При возникновении аварии должны быть выполнены срочные ремонтно-восстановительные работы.

В соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения в границах городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении"» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что сети самотечной канализации по <адрес>, на территории ГК №<адрес> вблизи ГКНС «Северная» по <адрес> находятся в хозяйственном ведении МУП <адрес> «Астрводоканал» и состоят на балансе данного предприятия.

По информации МУП г.Астрахани «Астрводоканал» система водоотведения по <адрес>, Мечникова, Ахшарумова, Трофимова, Бакинской, Зои Космодемьянской и Орехово-Зуевской в настоящее время работает с ограничением в связи с аварийно ситуацией, образованием провала на глубинной самотечной канализации по <адрес>.

Исходя из письма МУП г. Астрахани «Астводоканал» за №03-01-03936 от 25.03.2022 в связи с аварийной ситуацией на глубинной самотечной канализации по <адрес> в районе «Цветочного рынка» установлено временное электронасосное оборудование, для осуществления водоотведения в данном районе (перекачка стоков) от прилегающих жилых домов по <адрес>. В связи с чем, сеть водоотведения по указанному адресу работает с ограничением.

При этом, обстоятельства установления временной насосной станции для перекачки стоков с аварийного участка подтверждаются актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленного сотрудниками МУП г. Астрахани «Астводоканал»

Согласно письму МУП г. Астрахани «Астрводоканал» от 24.03.2022 №05-02-03925 судом установлено, что в связи с «провалом» на глубинной канализации по <адрес>5, в системах водоотведения жилых домов по адресам: <адрес>, д.д. №№6,8 по <адрес> и пл. Ленина, д. №№2,4 образуется подпор, что приводит к затоплению подвалов вышеуказанных многоквартирных домов.

Из пояснений представителя МУП г. Астрахани «Астрводоканал» установлено, что в результате длительной эксплуатации самотечной канализации в агрессивной среде в 2021 году по адресу <адрес> произошел провал. Для нормализации работы самотечной глубинной канализации и организации бесперебойного водоотведения силами МУП г. Астрахани «Астрводоканал» по вышеуказанному адресу была установлена временная канализационная насосная станция. Названные обстоятельства подтверждаются актом №121 от 30.04.2022 установки ВКНС на время устранения провала на самотечной канализации Ду-300 мм по ул. Шаумяна 3 с установкой насоса Fekamax 100-15-7.5 инв. №32015.

Исходя из письма МУП г. Астрахани «Астводоканал» за №03-02-02212 от 28.03.2022 в связи с аварийной ситуацией на участке сети канализации образовался провал на сети самотечной канализации Ду-800 мм на территории ГК №4 Кировского района вблизи ГКНС «Северная» по <адрес>. С целью устранения розлива канализации силами МУП г. Астрахани «Астводоканал» произведены работы по установке ВКНС, а также направлена в адрес Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань» смета на реконструкцию участка самотечной сети канализации на СГКНС по адресу: <адрес>.

Из пояснений представителя заинтересованного лица МУП г. Астрахани «Астводоканал» судом установлено, что 02.03.2022 цехом аварийно восстановительных работ МУП г. Астрахани «Астводоканал» были выполнены работы по устранению провала самотечной сети канализации Ду 900 мм по адресу: <адрес>. Названные обстоятельства подтверждаются соответствующим актом от 02.03.2022, составленным сотрудниками МУП г. Астрахани «Астводоканал».

Постановлением Правительства Астраханской области от 30.11.2021 № 549-П утвержден детализированный перечень мероприятий по реконструкции сетей водопровода и канализации в рамках реализации инфраструктурного проекта "Развитие Астраханской агломерации", отобранного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации", за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита» (далее – детализированный перечень мероприятий).

При этом в детализированный перечень мероприятий, реализуемых в рамках инфраструктурных проектов, отобранных в соответствии с постановлением правительства РФ от 14.07.2021 №1189 включены работы по капитальному ремонту участка сети самотечной канализации по <адрес> до <адрес> и самотечная канализация по <адрес> до <адрес>.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 01.10.2021 №1738-р утвержден план мероприятий по реализации инфраструктурного проекта на территории муниципального образования «Город Астрахань».

В перечень мероприятий сетей водопровода и канализации, требующих реконструкции, капитального ремонта, строительства в рамках осуществления мероприятий по реализации инфраструктурного проекта на территории муниципального образования «Город Астрахань, являющегося приложением к указанному распоряжению, включены работы по замене сетей напорной канализации «Напорный коллектор от КНС (<адрес>, до КНС (<адрес>).

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 9 статьи 229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частями 1, 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Исходя из представленных документов следует, что административным ответчиком принимаются необходимые меры для восстановления работоспособности сетей канализации по <адрес> и <адрес>, однако на реализацию данных мероприятий необходимо выделение значительного объема денежных средств, разработка проектно-сметной документации, проведение процедуры закупки на выполнение работ, заключение муниципального контракта.

Согласно представленным документам, выполнение ремонтных работ запланировано на 2022-2023 года.

При указанных обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, требования административного истца в части признания незаконным бездействия администрации МО «Город Астрахань», выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего водоотведения на территории Кировского района г. Астрахани удовлетворению не подлежат.

Судом также было установлено, что на самотечной сети канализации ДУ 90 мм по адресу: <адрес>, находящейся на балансе МУП <адрес> «Астрводоканал» балансодержателем ДД.ММ.ГГГГ были выполнены работы по устранению провала на данной сети, в связи с чем, требования административного истца в части обязания администрации МО «<адрес>» проведения ремонтных работ по ликвидации провала глубинной самотечной канализации по <адрес> также не подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание фактические обстоятельства, при которых администрацией не исполнены возложенные на нее обязательства, с учетом требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о возложении на администрацию муниципального образования «Город Астрахань» обязанности обеспечить круглосуточное, бесперебойное водоснабжение на территории Кировского района г. Астрахани, в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего сферу водоотведения на территории Российской Федерации, в том числе правилами технической эксплуатации систем и сооружений канализации, путем приведения инженерных коммуникаций и сооружений водоотведения в нормативное соответствие, в том числе посредством проведения ремонтных работ по ликвидации провалов глубинной самотечной канализации по <адрес> в течение 8 (восьми) месяцев с момента вступления решения по делу в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Кировского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенное нарушение, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» обеспечить круглосуточное, бесперебойное водоснабжение на территории Кировского района г. Астрахани, в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего сферу водоотведения на территории Российской Федерации, в том числе правилами технической эксплуатации систем и сооружений канализации, путем приведения инженерных коммуникаций и сооружений водоотведения в нормативное соответствие, в том числе посредством проведения ремонтных работ по ликвидации провалов глубинной самотечной канализации по <адрес> в течение 8 (восьми) месяцев с момента вступления решения по делу в законную силу. В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

Судья: О.Н. Хохлачева

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: О.Н. Хохлачева