ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2631/19 от 22.08.2019 Калининского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело а – 2631/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2019 года <адрес>

Калининский районный суд <адрес>

в составе:

Председательствующего судьи Разуваевой Е.А.

При секретаре Антипенко М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к мэрии <адрес> о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры мэрии <адрес> о принятии решения о подготовке проекта межевания территории,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к мэрии <адрес> о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры мэрии <адрес> о принятии решения о подготовке проекта межевания территории, мотивируя заявленные требования тем, что согласно договору купли — продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ между Мэрией <адрес>, именуемой в дальнейшем «Продавец», и ФИО1, именуемый в дальнейшем «Покупатель», Продавец передает, а Покупатель принимает в собственность земельный участок из земель населенных пунктов площадью 621 кв. м., с кадастровым номером согласно плану границ земельного участка (приложение 1 к договору). Согласно приложению 1 к договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, объект ИЖС (свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации ) расположен не в границах земельного участка (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации ). Категория земельного участка (кадастровый ) - для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома. При этом, документами - основаниями для регистрации объекта ИЖС (свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации ) является договор аренды земельного участка на территории <адрес> (с приложениями) от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ Согласно кадастровому паспорту здания, сооружения, объекта незавершённого строительства от ДД.ММ.ГГГГ, объект ИЖС расположен в границах земельного участка по адресу <адрес>. Согласно техническому паспорту на жилой дом (объект ИЖС) от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом (объект ИЖС) находится в границах земельного участка по адресу <адрес>. Однако, при подписании договора купли - продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в приложении было указано, что объект ИЖС не находится в границах земельного участка. На сегодняшний день, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , жилой дом (объект ИЖС) не находится в границах земельного участка (кад. ). ФИО1 было подано заявление о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ г. заявление было возвращено на основании того, что земельный участок с кадастровым номером с местоположением <адрес> находится в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами. В соответствии со ст. 113 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания. 03.06.2019г. было подано заявление о возможности подготовки проекта межевания. Согласно ответу Департамента строительства и архитектуры Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.13-4911/14, при рассмотрении было установлено, что согласно проекту планировки территории восточной части <адрес>, утвержденному постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанный образуемый участок расположен в двух зонах планируемого размещения объектов капитального строительства — зоне делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе многоэтажных жилых домов, и в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (предназначенной для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов).

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 ЗК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Согласно п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Пунктом 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи. Согласно подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

На основании изложенного, административный истец полагает, что перераспределение границ земельного участка по адресу <адрес>, Батарейная, 14, кадастровый , согласно схеме расположения земельного участка, на кадастровом плане территории кадастрового квартала от ДД.ММ.ГГГГ с сохранением минимальных отступов от границы объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу <адрес>, Батарейная, 14, возможно путем внесения изменений в проект планировки территории - проект межевания территории квартала .ДД.ММ.ГГГГ, восточной части <адрес>, утверждённому постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просит суд признать незаконным выраженный в письме Департамента строительства и архитектуры Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.13-4911/14 отказ в принятии решения о подготовке проекта межевания территории путем преобразования земельного участка с кадастровым номером путем его перераспределения с землями, государственная собственность на которые не разграничена, принадлежащего ФИО1 и в целях восстановления нарушенного права, обязать Мэрию <адрес> принять решение о подготовке проекта межевания территории путем преобразования земельного участка с кадастровым номером путем его перераспределения с землями, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание административный истец не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца – ФИО2 в судебном заседании требования поддержала.

Представитель административного ответчика – ФИО3 в судебном заседании полагал требования не подлежащими удовлетворению, представил письменный отзыв, согласно которому в соответствии с Порядком подготовки документации по планировке территории, утвержденным решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в департамент строительства и архитектуры мэрии <адрес> (далее - департамент) поступило предложение физического лица - собственника земельного участка с кадастровым номером , о возможности подготовки проекта межевания территории квартала 270.ДД.ММ.ГГГГ в границах проекта планировки Восточной части <адрес> с целью преобразования земельного участка с кадастровым номером путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности с землями, государственная собственность на которые не разграничена. Пунктом 2.3 решения Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке подготовки документации по планировке территории и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов <адрес>» предусмотрено, что предложение о подготовке документации по планировке территории направляется заявителем в департамент, который в течение сорока дней со дня регистрации поступившего предложения, при наличии оснований для отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, указанных в пункте 2.4 Порядка, направляет заявителю письменный отказ в принятии решения о подготовке документации по планировке территории с указанием оснований для отказа.

Поскольку с момента регистрации предложения заявителя (ДД.ММ.ГГГГ) до момента отправки отказа в принятии решения о подготовке проекта межевания (ДД.ММ.ГГГГ), прошло менее сорока дней, процедура подготовки отказа соблюдена.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что мэрия <адрес> вынесла спорный отказ законно и обоснованно, строго в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением установленной процедуры.

Пунктом 2.4 решения Совета депутатов г. Новосибирска от 24.05.2017 № 411 «О Порядке подготовки документации по планировке территории и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска» установлены основания для отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории по предложению заявителя. Одним из таких оснований является несоответствие предложения заявителя требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области и муниципальных правовых актов города Новосибирска. При рассмотрении предложения заявителя, было установлено, что в соответствии с проектом планировки территории восточной части Калининского района, утвержденным постановлением мэрии г. Новосибирска от 16.06.2017 № 2814, образуемый земельный участок расположен в двух зонах планируемого размещения объектов капитального строительства - зоне делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе многоэтажных жилых домов, и в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (предназначенной для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов).

В соответствии с ч. 5 ст. 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории включает в себя в том числе, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории. Таким образом, на рассматриваемой территории не предполагается размещение объектов индивидуального жилищного строительства. На основании вышеизложенного, сделан вывод о том, что предложение не соответствует требованиям п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ (образование, земельного участка не должно нарушать требования, установленные федеральными законами).

Кроме того, исходя из представленных истцом материалов, можно сделать вывод о том, что ФИО4 была проведена самовольная реконструкция жилого дома, путем увеличения площади исходного объекта недвижимости, без получения разрешения. Так в соответствии с кадастровым паспортом жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, техническим паспортом жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, этажность спорного объекта на момент предоставления земельного участка составляла - 1 этаж, площадь жилого дома - 53,6 кв.м. При этом исходя из технического плана жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, схемы расположения образуемого земельного участка, прикладываемого к заявлению, площадь спорного объекта уже составляет 218,9 кв.м., этажность - 2 этажа. Таким образом, наличие на образуемом земельном участке объекта недвижимости, имеющего в соответствии со ст. 222 ГК РФ признаки самовольной постройки, является самостоятельным основанием для отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории по предложению заявителя, в соответствии с пунктом 2.4 решения Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что в соответствии с договором купли — продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между Мэрией <адрес> и ФИО1, ФИО1 был передан в собственность земельный участок из земель населенных пунктов площадью 621 кв. м., с кадастровым номером согласно плану границ земельного участка. (л.д. 8-9)

Согласно приложению 1 к договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, на плане границ земельного участка усматривается, что объект индивидуального жилищного строительства расположен не в границах земельного участка. (л.д. 11,12)

Исходя из свидетельства о государственной регистрации права, запись регистрации , земельный участок с кадастровым номером 54:35:042255:1 относится к категории земли - для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома. (л.д. 15)

ДД.ММ.ГГГГФИО1 было подано заявление о перераспределении земельных участков. (л.д. 44) 03.06.2019г. административным истцом было подано заявление о возможности подготовки проекта межевания. (л.д. 46)

Согласно ответу Департамента строительства и архитектуры Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.13-4911/14, при рассмотрении было установлено, что согласно проекту планировки территории восточной части <адрес>, утвержденному постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанный образуемый участок расположен в двух зонах планируемого размещения объектов капитального строительства — зоне делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе многоэтажных жилых домов, и в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (предназначенной для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов). Таким образом на рассматриваемой территории не предполагается размещение объектов индивидуального жилищного строительства. (л.д. 47-48)

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В силу п. 1 и п. 3 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

Пунктом 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа в том числе относятся: утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа.

В силу п. 2.4 Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 24.05.2017 N 411 "О Порядке подготовки документации по планировке территории и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска", основанием для отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории относится также несоответствие предложения заявителя требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области и муниципальных правовых актов города Новосибирска.

Исходя из представленных сторонами фрагментов чертежа планировки территории восточной части <адрес> (квартал ) усматривается, что согласно предложенному административным истцом проектом межевания, образуемый земельный участок расположен в двух зонах планируемого размещения - зоне делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе многоэтажных жилых домов, и в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (предназначенной для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов).

Согласно пункту 2 части 4 статьи 41, части 1 статьи 45 ГрК РФ проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в том числе для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (части 1 и 2 статьи 43 ГрК РФ).

При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 45 ГрК РФ).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, путем утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.

Согласно ч. ч. 1 - 4 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 4 ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

С учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что отказ Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска о принятии решения о подготовке проекта межевания территории путем преобразования земельного участка с кадастровым номером , выраженный в письме Департамента строительства и архитектуры Мэрии <адрес> от 01.07.2019 г. № 80.13-4911/14, издан компетентным органом в пределах предоставленных полномочий и соответствует требованиям законодательства. Между тем предлагаемый административным истцом проект межевания для внесения изменений в проект планировки территории квартала .ДД.ММ.ГГГГ, восточной части <адрес>, утверждённому постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, требованиям положений ч. 5 ст. 43 ГрК РФ не соответствует, поскольку подразумевает отнесение образуемого земельного участка к двум территориальным зонам, что в соответствии с п. 4 ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, п. 2.4 Решения Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 411 "О Порядке подготовки документации по планировке территории и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов <адрес>" является основанием для отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории.

Руководствуясь ст. ст. 175, 176 и 178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО1 к мэрии <адрес> о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры мэрии <адрес> о принятии решения о подготовке проекта межевания территории, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья подпись Е.А. Разуваева

Мотивированное решение составлено 29.08.2019г.

Подлинник решения находится в административном деле а-2631/2019 Калининского районного суда <адрес>. УИД 54RS0-06.

Решение не вступило в законную силу «_____» ______________ 201 г.

Судья Е.А. Разуваева

Секретарь М.В. Антипенко

Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу

«_____» _________________ 201 г. Судья