К делу №а-2634/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Геленджик 03 сентября 2019 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
Председательствующего судьи: Тарасенко И.А.,
при секретаре судебного заседания: ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО4, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности серии <адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ;
представителя административного ответчика: администрации Муниципального образования город – курорт Геленджик – ФИО5, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возложении обязанности устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства – объекта общественного питания – ресторана на земельном участке по адресу с кадастровым номером №, расположенного в районе <адрес>» по <адрес> в <адрес>, находящемся в аренде у ФИО1 на основании договора № аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Управление архитектуры и градостроительства администрации МО город – курорт Геленджик было подано заявление вх.№ о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – объекта общественного питания – ресторана на земельном участке по адресу с кадастровым номером №., расположенного в районе <адрес>» по <адрес> в <адрес>, находящемся в аренде у ФИО1 на основании договора № аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ на основании Заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх.№ и представленных документов.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение № об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: размещение ресторана в 1-й зоне санитарной охраны курорта не соответствует режиму хозяйственной деятельности, установленному на данной территории, не представлено положительное согласование филиала ФИО8 им. ФИО6» в связи с расположением земельного участка в зоне согласования гидроаэродрома, не представлены проектная документация и иные документы, требуемые для выдачи разрешения на строительство согласно ст.51 ГрК РФ, не представлены новые технические условия на электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, ливневую канализацию, вывоз строительного мусора и грунта.
Административный истец считает, что административным ответчиком не учтено, что разрешение на строительство уже было получено, срок которого истек, земельный участок осваивался, а именно: ДД.ММ.ГГГГ Архитектором ФИО7 было разработано Задание на проектирование ресторана на 250 посадочных мест; ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил из Управления по недропользованию по <адрес> заключение № об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки; ДД.ММ.ГГГГ на основании письма МУП «ФИО9№ Ответчику были выданы Технические условия на подключение к сетям ливневой канализации и вывоза строительного мусора; ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком были получены Технические условия для присоединения к электрическим сетям; ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком были получены Технические условия № подключения объекта Ответчика к коммунальным сетям водоснабжения и канализации, обслуживаемым МУП «ВКХ»; ДД.ММ.ГГГГ Ответчик получил Технические условия № на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети для формирования архитектурно-планировочного задания; ДД.ММ.ГГГГ Ответчик получил утвержденное Приказом № Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> и <адрес>, заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы РП «Ресторан в г-к Геленджик по <адрес> в <адрес>»; ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком было получено Разрешение на строительство объекта капитального строительства - объекта общественного питания - ресторана, выданное первым заместителем главы муниципального образования город-курорт Геленджик; ДД.ММ.ГГГГ Ответчик заключил с ООО ФИО10» договор генерального подряда б/н на строительство Объекта общественного питания - ресторана, расположенного на земельном участке площадью 580 кв.м., кадастровый № для размещения объектов общественного питания, по адресу: <адрес>» со сроком строительства до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком и генеральным подрядчиком были продлены сроки строительства объекта до ДД.ММ.ГГГГ; в период с июля 2015 года по январь 2016 года на основании указанного договора и локального ресурсного сметного расчета № на земельном участке Административным истцом были проведены земляные работы, а также было выполнено устройство фундамента строящегося объекта и его гидроизоляция, что подтверждается соответствующими КС-2, КС-3.
Таким образом, по мнению административного истца, объект находится в стадии строительства и относится к объектам, незавершенным строительством, в связи с чем, зарегистрировать право собственности в упрощенном порядке не представляется возможным.
Земельный участок, на котором начато строительство объекта общественного питания, согласно данным кадастрового учета отнесен к категории земель - земли поселений (земли населенных пунктов) и имеет вид разрешенного использования: для размещения объектов общественного питания.
Согласно регламента зоны парков (Р-2) Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик утвержденным решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ№, действовавших в период выдачи разрешения на строительство, разрешено строительство объектов общественного питания вместимостью не более 50 мест.
Кроме того, ограничения на территории 1 зоны округа санитарной охраны запрещаются все виды функционального использования по результатам осуществления градостроительных изменений, за исключением, в том числе, строительства кафе/ресторанов (количеством посадочных мест не более 50).
Выданное ранее Административному истцу разрешение на строительство соответствовало требованиям закона, недействительным признано не было.
Административным истцом было получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы РП «Ресторан в г-к Геленджик по <адрес><адрес>».
При выдаче раннее разрешения на строительство не были нарушены требования закона, повлекшие, в свою очередь, нарушения прав и свобод граждан, созданы препятствия к осуществлению граждан прав и свобод.
Возводимое строение по набору конструктивных элементов, существующему объемнопланировочному решению, составу, площади, высоте и ширине помещений, инженерному обеспечению и распоряжению в соответствует нормам Градостроительного кодекса РФ, Правилам землепользования и застройки города-курорта Геленджик, п.1 Градостроительного регламента, утвержденных Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец считает решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы административного истца и делает невозможным завершение строительных работ и окончательное возведение объекта, что послужило основанием для обращения в суд.
В судебном заседании представитель административного истца настаивала на удовлетворении требований.
Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик разрешение требований оставил на усмотрение суда.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, в силу следующего.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования с признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений ст.ст. 260, 263 ГК РФ, ст. 40 ЗК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе распоряжаться им, и возводить на нем жилые и иные здания, в соответствии с целевым назначением земельного участка, при условии соблюдения градостроительных и строительных правил.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, регламентировано, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местногосамоуправления по месту нахождения земельного участка и представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов- требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство нормами Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено.
Вместе с этим, пунктом 1.1 указанной выше статьи предусмотрено, что в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации, установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве аренды на основании договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок с кадастровым номером № кв.м., расположенный в районе <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Управление архитектуры и градостроительства администрации МО город – курорт Геленджик было подано заявление вх.№ о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – объекта общественного питания – ресторана на земельном участке по адресу с кадастровым номером № расположенного в районе <адрес> в <адрес>, находящемся в аренде у ФИО1 на основании договора № аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ на основании Заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх.№ и представленных документов.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение № об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: размещение ресторана в 1-й зоне санитарной охраны курорта не соответствует режиму хозяйственной деятельности, установленному на данной территории, не представлено положительное согласование филиала ФИО11 им. ФИО6» в связи с расположением земельного участка в зоне согласования гидроаэродрома, не представлены проектная документация и иные документы, требуемые для выдачи разрешения на строительство согласно ст.51 ГрК РФ, не представлены новые технические условия на электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, ливневую канализацию, вывоз строительного мусора и грунта.
Суд учитывает, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство вынесен уполномоченным лицом, в пределах его компетенции.
Вместе с этим, судом установлено, что административным ответчиком не учтено, что разрешение на строительство уже было получено, срок которого истек, земельный участок осваивался, а именно: ДД.ММ.ГГГГ Архитектором ФИО7 было разработано Задание на проектирование ресторана на 250 посадочных мест; ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил из Управления по недропользованию по <адрес> заключение № об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки; ДД.ММ.ГГГГ на основании письма МУП «Градостроительство» № Ответчику были выданы Технические условия на подключение к сетям ливневой канализации и вывоза строительного мусора; ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком были получены Технические условия для присоединения к электрическим сетям; ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком были получены Технические условия № подключения объекта Ответчика к коммунальным сетям водоснабжения и канализации, обслуживаемым МУП «ВКХ»; ДД.ММ.ГГГГ Ответчик получил Технические условия № на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети для формирования архитектурно-планировочного задания; ДД.ММ.ГГГГ Ответчик получил утвержденное Приказом № Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> и <адрес>, заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы РП «Ресторан в г-к Геленджик по <адрес><адрес>»; ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком было получено Разрешение на строительство объекта капитального строительства - объекта общественного питания - ресторана, выданное первым заместителем главы муниципального образования город-курорт Геленджик; ДД.ММ.ГГГГ Ответчик заключил с ООО «ФИО12» договор генерального подряда б/н на строительство Объекта общественного питания - ресторана, расположенного на земельном участке площадью 580 кв.м., кадастровый № для размещения объектов общественного питания, по адресу: <адрес>» со сроком строительства до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком и генеральным подрядчиком были продлены сроки строительства объекта до ДД.ММ.ГГГГ; в период с июля 2015 года по январь 2016 года на основании указанного договора и локального ресурсного сметного расчета № на земельном участке Административным истцом были проведены земляные работы, а также было выполнено устройство фундамента строящегося объекта и его гидроизоляция, что подтверждается соответствующими КС-2, КС-3.
Земельный участок, на котором начато строительство объекта общественного питания, согласно данным кадастрового учета отнесен к категории земель - земли поселений (земли населенных пунктов) и имеет вид разрешенного использования: для размещения объектов общественного питания.
Согласно регламента зоны парков (Р-2) Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик утвержденным решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ№, действовавших в период выдачи разрешения на строительство, разрешено строительство объектов общественного питания вместимостью не более 50 мест.
Кроме того, ограничения на территории 1 зоны округа санитарной охраны запрещаются все виды функционального использования по результатам осуществления градостроительных изменений, за исключением, в том числе, строительства кафе/ресторанов (количеством посадочных мест не более 50).
Выданное ранее Административному истцу разрешение на строительство соответствовало требованиям закона, недействительным признано не было.
Административным истцом было получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы РП «Ресторан в г-к Геленджик по <адрес><адрес>».
При выдаче раннее разрешения на строительство не были нарушены требования закона, повлекшие, в свою очередь, нарушения прав и свобод граждан, созданы препятствия к осуществлению граждан прав и свобод.
Возводимое строение по набору конструктивных элементов, существующему объемнопланировочному решению, составу, площади, высоте и ширине помещений, инженерному обеспечению и распоряжению, соответствует нормам Градостроительного кодекса РФ, Правилам землепользования и застройки города-курорта Геленджик, п.1 Градостроительного регламента, утвержденных Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик № от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, администрация МО город – курорт Геленджик не обосновала и не представила доказательств существования обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ порядке разрешения на строительство.
Таким образом, имеются основания для признания незаконным и отмене решения Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности на Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства – объекта общественного питания – ресторана на земельном участке по адресу с кадастровым номером № расположенного в районе <адрес> в <адрес>, находящемся в аренде у ФИО1 на основании договора № аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ. и возложении обязанности на орган местного самоуправления выдать указанное разрешение.
Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 59 -61, 70, 84 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства – объекта общественного питания – ресторана на земельном участке по адресу с кадастровым номером № расположенного в районе <адрес> по <адрес> в <адрес>, находящемся в аренде у ФИО1 на основании договора № аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2019 г.