ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-264/18 от 30.11.2018 Большесельского районного суда (Ярославская область)

Дело а- 264/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«30» ноября 2018 г. Большесельский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Киселевой Е.В.,

при секретаре Добряевой Т.В.,

с участием представителя административного истца Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области ФИО1,

представителей заинтересованных лиц Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области ФИО2, МУП «Коммунальник» Большесельского района Ярославской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными претензии №11/4031 от 14.08.2018 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 14.08.2018 №44/4031,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными претензии №11/4031 от 14.08.2018 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 14.08.2018 №44/4031.

В обоснование административных требований административный истец указал, что в претензии №11/4031 от 14.08.2018, поступившей в Администрацию Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области 23.08.2018, административный ответчик Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования требует возместить в добровольном порядке вред, причиненный окружающей природной среде, в размере 40560 руб. Согласно предостережению о недопустимости нарушения обязательных требований от 14.08.2018 № 44/4031, вынесенному Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, административный ответчик требует принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в части ликвидации мест разлива нефтепродуктов вблизи емкостей с мазутом, расположенных в д. Сельцо Большесельского района Ярославской области, и решения вопроса по утилизации емкостей в установленном порядке. Из обжалуемых претензии и предостережения следует, что в ходе рассмотрения заявления жителей д. Сельцо Большесельского района Ярославской области в 2017 году был установлен факт разлива нефтепродуктов неустановленными лицами на земельном участке, расположенном вблизи здания котельной, расположенного в <адрес>, указанный земельный участок с 2012 года на условиях аренды использует ФИО4 на основании договора аренды от 05.06.2012 , заключенного между Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и им. По состоянию на сентябрь 2017 года указанный договор аренды не был расторгнут. Согласно решению Угличского районного суда Ярославской области от 16.03.2018 Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям было отказано в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ФИО4 и Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области о взыскании с них солидарно в счет возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды разливом нефтепродуктов, 40560 руб. В 2009 году котельная, расположенная в <адрес>, была передана в собственность Ярославской области, в хозяйственное ведение АО «Яркоммунсервис». В 2014 году были зарегистрированы права указанного АО на земельный участок для обслуживания котельной, кадастровый , при этом участок земли, на котором произошел разлив нефтепродуктов, в состав территории земельного участка кадастровый не входит. В мае 2018 года специалистами Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования совместно с Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области был осуществлен выезд для подтверждения факта наличия нефтепродуктов на указанном земельном участке, при этом Администрация Большесельского сельского поселения о дате осмотра извещена не была, представитель административного истца в проведении осмотра не участвовал. Несмотря на наличие землепользователя земельного участка, на котором расположены мазутные резервуары, административный ответчик необоснованно считает Администрацию Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области лицом, ответственным за содержание территории общественного назначения, ссылаясь на положения п. 2.24.6 Правил благоустройства Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, утвержденных решением Муниципального Совета Большесельского сельского поселения Ярославской области от 27.03.2018 №298.

Административный истец считает претензию и предостережение незаконными, поскольку Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям ошибочно относит земельный участок размером 13 кв.м. (место разлива нефтепродуктов) к общественной территории, собственность на которую не разграничена. В соответствии со ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Согласно п. 12 ст. 1, п. 11 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями. Исходя из положений Земельного Кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» объектами кадастрового учета являются сведения об учтенном недвижимом имуществе, а также сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий. Земельный участок, как недвижимое имущество, также является объектом кадастрового учета. Границы земель общего пользования обозначаются красными линиями независимо от того, сформированы на них отдельные земельные участки или нет. На основании норм действующего законодательства можно выделить основные признаки, характеризующие земли общего пользования и их правовой режим: 1) земли общего пользования располагаются в границах земель городов и иных населенных пунктов и включаются в состав различных территориальных зон; 2) границы земель общего пользования непосредственно обозначаются красными линиями; 3) они служат публичным интересам и выполняют социально-экономические, социально-бытовые, рекреационные и культурно-оздоровительные функции, поэтому ими пользуется неопределенный круг лиц; 4) они находятся в муниципальной или государственной собственности. Отсутствие хотя бы одного из признаков лишает соответствующие земли правового режима земель общего пользования. В соответствии с п. 5.1. Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 апреля 2017 г. № 711/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов» к объектам благоустройства на территориях общественного назначения относятся общественные пространства населенного пункта, участки и зоны общественной застройки, которые в различных сочетаниях формируют все разновидности общественных территорий муниципального образования: центры общегородского и локального значения, многофункциональные, примагистральные и специализированные общественные зоны муниципального образования. Таким образом, землями общего пользования и территориями общественного назначения, по мнению административного истца, следует считать земли, расположенные в пределах границ земель городов и иных населенных пунктов в составе различных территориальных зон и обозначенные красными линиями, находящиеся в муниципальной либо государственной собственности, используемые в целях удовлетворения публичных интересов в соответствии с функциональным назначением этих земель. Административный ответчик путает понятия «территория общественного назначения» и «земельные участки, не имеющие собственника», т.е. собственность на которые не разграничена.

Из претензии следует, что в договоре аренды от 05.06.2012 земельного участка площадью 450 кв.м., заключенного между Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и ФИО4, был установлен вид разрешенного использования участка - для производственной деятельности, по состоянию на сентябрь 2017 года действие данного договора не было прекращено. На указанном земельном участке расположены старые резервуары для хранения мазута. ФИО4 пояснял, что по указанному договору земельный участок передавался ему для хранения емкостей с мазутом и использования насосной станции, при этом ФИО4 подтверждал, что разлив мазута произошел до заключения указанного договора аренды земельного участка, следовательно, земельный участок под мазутными емкостями и насосной станцией в период до 05.06.2012 использовался иным, не установленным лицом, для осуществления хозяйственной деятельности котельной в <адрес>. При указанных обстоятельствах земельный участок, расположенный в д. Сельцо Большесельского района, на котором расположены насосная станция и мазутные емкости, нельзя отнести к бесхозяйному имуществу и считать, что собственность на него не разграничена, следовательно, применять к нему понятие «территория общественного назначения», по мнению административного истца, невозможно. На основании постановления Правительства Ярославской области от 26.08.2009 № 890-п «О принятии в собственность Ярославской области муниципального имущества Большесельского муниципального района, расположенного по адресу: <адрес> котельная, расположенная в <адрес>, была передана АО «Яркоммунсервис» на праве хозяйственного ведения, таким образом, в период с 2009 года до заключения договора аренды земельного участка от 05.06.2012 между Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и ФИО4 хозяйственную деятельность по обслуживанию котельной осуществляло АО «Яркоммунсервис», при этом административным ответчиком не рассматривался вопрос о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности, не были установлены обстоятельства разлива мазутного топлива около мазутных емкостей, находящихся в <адрес>. В период до 2009 года деятельность по обслуживанию данной котельной осуществляло МУП «Коммунальник», при этом вопрос о причастности указанного предприятия к разливу мазутного топлива около мазутных емкостей, находящихся в <адрес>, так же не рассматривался административным ответчиком.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области ФИО1, действующая на основании Устава поселения, исковые требования поддержала, пояснила, что ссылки административного ответчика в претензии и предостережении на положения Правил благоустройства Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, утвержденных решением Муниципального Совета Большесельского сельского поселения Ярославской области от 27.03.2018 №298, являются неправомерными, разлив мазутного топлива был произведен в результате хозяйственной деятельности, мазутные емкости расположены на земельном участке, занимаемом до настоящего времени на условиях аренды ФИО4, который осуществлял производственную деятельность. К территории общественного назначения земельный участок, на котором был произведен разлив мазутного топлива, не относится. Кроме того, в предостережении административный ответчик предлагает Администрации Большесельского сельского поселения решить вопрос по утилизации емкостей с мазутом в установленном порядке, но выполнение указанных работ не входит в полномочия органов местного самоуправления. Обжалуемые претензия и предостережение нарушают права органа местного самоуправления, возлагая на Администрацию Большесельского сельского поселения обязанности в нарушение требований закона.

Представитель административного ответчика Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В отзыве на административное исковое заявление ответчик возражал против удовлетворения административных исковых требований, указал, что договор аренды земельного участка от 05.05.2012 между Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области и ФИО4 был заключен на срок один год с 05.06.2012 по 03.06.2013, и впоследствии ФИО4 от пролонгации договора отказался, о чем уведомил арендодателя. Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области не предъявляла ФИО4 какие – либо претензии по поводу загрязнения земельного участка мазутом. Администрация Большесельского сельского поселения в административном иске не указывает, что АО «Яркоммунсервис» была передана для осуществления хозяйственной деятельности именно котельная, а не отдельный земельный участок, где допущено загрязнение почвы нефтепродуктами. Административный ответчик считает, что Администрация Большесельского сельского поселения намеренно уклоняется от исполнения своих полномочий по благоустройству земельного участка.

В судебном заседании представитель привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области ФИО2, действующий согласно доверенности, просил принять решение на усмотрение суда, пояснил, что арендатор земельного участка ФИО4 за весь период действия договора аренды арендную плату не вносил, по акту приема – передачи ФИО4 земельный участок арендатору не передал, об освобождении земельного участка в связи с окончанием срока действия договора он Администрацию Большесельского муниципального района не уведомлял в письменной форме, в связи с чем, действие договора аренды земельного участка от 05.06.2012 до настоящего времени не прекращено.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица МУП «Коммунальник» Большесельского района Ярославской области ФИО3, действующий согласно доверенности, в судебном заседании просил принять решение по административному иску на усмотрение суда, пояснил, что до 2009 года котельная, расположенная в <адрес>, находилась в хозяйственном ведении МУП «Коммунальник», принадлежала на праве муниципальной собственности Большесельскому муниципальному району Ярославской области, впоследствии была передана АО «Яркоммунсервис», МУП не располагает данными о том, когда и кем был произведен разлив мазутного топлива. Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО4 и представитель заинтересованного лица АО «Яркоммунсервис», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали.

Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.

Заслушав представителя административного истца, представителей заинтересованных лиц, свидетеля, исследовав материалы, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Из претензии №11/4031 от 14.08.2018 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, направленной Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 14.08.2018 №44/4031, вынесенного указанным Межрегиональным управлением в отношении Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, решения Угличского районного суда Ярославской области от 16.03.2018, вступившего в законную силу 29.05.2018, следует, что в мае 2017 года Межрегиональным управлением было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту разлива мазута на территории котельной, расположенной в <адрес>, согласно публичной кадастровой карте Росреестра указанный земельный участок расположен в кадастровом квартале и собственность на него не разграничена. Площадь земельного участка, загрязненного нефтепродуктами, составляет 13 м.кв., с привлечением специалистов филиала ЦЛАТИ по Ярославской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» были отобраны пробы почвы в месте утечки нефтепродуктов, по результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных и рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, было установлено наличие превышения концентраций по нефтепродуктам в сравнении с условно-чистой пробой. На основании экспертного заключения Ярославского филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» по результатам анализа почв было установлено, что в результате разлива нефтепродуктов на земельный участок, расположенный в <адрес>, произошло загрязнение почвы нефтепродуктами. Между <адрес> и ФИО4 был заключен договор аренды земельного участка от 05.06.2012 , согласно которому земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 450 кв.м, был передан в аренду ФИО4 на срок с 05.06.2012 по 03.06.2013. Платежи арендной платы за пользование земельным участком за весь период действия договора ФИО4 не вносились. Но Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области договор аренды расторгнут не был, по состоянию на сентябрь 2017 года считался действующим. В отношении ФИО4 было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, указанное постановление было отменено решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 06.12.2017 в связи с отсутствием в действиях ФИО4 состава правонарушения. Межрегиональным управлением был осуществлен расчет размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почвы в результате разлива нефтепродуктов на земельном участке в районе котельной, расположенной в <адрес>, определен размер причиненного вреда 40560 руб., поскольку в добровольном порядке ФИО4 ущерб возмещен не был, Межрегиональное управление обратилось с иском в суд к ФИО4 и Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области о возмещении ущерба. Решением Угличского районного суда Ярославской области от 16.03.2018 в удовлетворении требований было отказано. Угличским районным судом Ярославской области при рассмотрении указанного гражданского дела было установлено, что вред, причиненный почве разливом нефтепродуктов, вызван осуществлением хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией производственного объекта - котельной в <адрес>. Данная котельная находилась в собственности Большесельского района Ярославской области. На основании постановления Правительства Ярославской области от 26.08.2009 № 890-п «О принятии в собственность Ярославской области муниципального имущества Большесельского муниципального района, расположенного по адресу <адрес> указанная котельная была принята в собственность Ярославской области и закреплена на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области «Яркоммунсервис». Исходя из положений ст. 271 ГК РФ, собственником всего комплекса котельной, а также земельного участка, на котором расположена указанная котельная, является Ярославская область. В 2010 году данная котельная была переведена на газ. Сведения о том, что при этом мазутное топливо было ликвидировано, а также проведены необходимые мероприятия природоохранного порядка, отсутствуют. Из фотоматериалов следует, что разлив нефтепродуктов находится непосредственно под емкостями для хранения мазута и на прилегающей к ним территории, разлив мог образоваться как в результате аварийной утечки, так и в течение длительного времени в связи с неудовлетворительным состоянием емкостей для хранения мазута. Решением Угличского районного суда Ярославской области от 16.03.2018 было также установлено, что не имеется доказательств, подтверждающих, что емкости для хранения мазута и помещение насосной Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области были переданы в аренду ФИО4 и использовались им для осуществления хозяйственной деятельности, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований было отказано. 11.05.2018 административным ответчиком был осуществлен осмотр земельного участка, расположенного в <адрес>, на котором расположено здание котельной, с участием специалистов Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области был установлен факт загрязнения земельного участка нефтепродуктами, загрязнения не устранены, нефтепродукты продолжают оставаться на почве в месте разлива.

Исходя из положений п. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.13, ст.42 ЗК РФ, п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2.24.6 Правил благоустройства Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, утвержденных Решением Муниципального Совета Большесельского сельского поселения от 27.03.2018 № 298, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям считает лицом, ответственным за содержание территории общественного назначения, Администрацию Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области.

В указанной претензии Администрации Большесельского сельского поселения предложено в добровольном порядке возместить вред, причиненный окружающей природной среде, в размере 40560 руб. в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения претензии.

В обжалуемом административным истцом предостережении Администрации Большесельского сельского поселения предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в части ликвидации мест разлива нефтепродуктов вблизи емкостей с мазутом, расположенных в <адрес>, и решить вопрос по утилизации емкостей с мазутом в установленном порядке, в срок до 01.11.2018 уведомить Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям об исполнении предостережения.

В судебном заседании свидетель ФИО5, консультант по имущественным и земельным вопросам Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, пояснила, что после получения административным истцом претензии и предостережения она в сентябре 2018 года выезжала на место обнаружения разлива нефтепродуктов в <адрес>, где установила, что на месте разлива, около здания котельной, находится старая насосная станция, рядом с ней расположены три емкости с мазутным топливом, которые находятся в углублении, вырытом в почве и на деревянных сваях, разлив нефтепродуктов имеется в указанном углублении. Емкости для хранения мазута, изготовленные из железа, подвержены коррозии, дно емкостей вследствие ржавчины повреждено. Свидетелем изучались снимки аэрофотосъемки программы «Земресурс 76», было установлено, что земельный участок, на котором имеется разлив нефтепродуктов, не входит в границы территории земельного участка, на котором расположено здание котельной, он находится на расстоянии около 20 метров, указанный земельный участок был передан на условиях аренды ФИО4, договор аренды от 05.06.2012 до настоящего времени сторонами не расторгнут. К землям общественной территории указанный земельный участок не относится.

Согласно п. 2.24.1 Правил благоустройства Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, утвержденных решением Муниципального Совета Большесельского сельского поселения Ярославской области от 27.03.2018 №298, объектами благоустройства на территории общественного назначения являются общественные пространства населенного пункта, участки и зоны общественной застройки, которые в различных сочетаниях формируют разновидности общественных территорий муниципального образования: центры общегородского и локального значения, многофункциональные, примагистральные и специализированные общественные зоны муниципального образования.

Судом установлено, что, административный ответчик, направляя претензию, и предлагая исполнить административному истцу требования предостережения, исходил, из положений п. 2.24.6 Правил благоустройства Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, утвержденных Решением Муниципального Совета Большесельского сельского поселения от 27.03.2018 № 298, согласно которым лицом, ответственным за содержание территории общественного назначения, является Администрация Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что земельный участок, на котором произошел разлив нефтепродуктов, относится к территории общественного назначения.

Судом установлено, что емкости для хранения топлива (место разлива нефтепродуктов) расположены на территории земельного участка площадью 450 кв.м., находящемся в <адрес>, предоставленном Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области в аренду ФИО4 согласно договору аренды земельного участка от 05.06.2012, заключенному между сторонами. До настоящего времени действие указанного договора аренды в соответствии с положениями п.6.3 договора не прекращено, по акту приемки – передачи арендодатель ФИО4 не возвратил земельный участок арендатору. Из положений п.1.1 договора аренды земельного участка от 05.06.2012 следует, что видом разрешенного использования земельного участка являлась производственная деятельность. Доказательств, подтверждающих, что указанные емкости являются безхозяйным имуществом, суду не представлены.

Согласно п.2 ч.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Отказ в удовлетворении исковых требований о взыскании со ФИО4 и Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате разлива нефтепродуктов согласно решению Угличского районного суда Ярославской области от 16.03.2018 не является основанием для возложения административным ответчиком на Администрацию Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области обязанности добровольно возместить указанный вред.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд приходит к выводу о том, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 14.08.2018 №44/4031, вынесенное Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, по своему содержанию является предписанием, поскольку административному истцу предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в части ликвидации мест разлива нефтепродуктов вблизи емкостей с мазутом, расположенных в <адрес>, и решить вопрос по утилизации емкостей с мазутом в установленном порядке, в срок до 01.11.2018 уведомить Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям об исполнении.

Суд считает, что обжалуемые претензия и предостережение нарушают права административного истца, в нарушение требований закона возлагают на него обязанности по возмещению вреда и выполнению мероприятий по ликвидации мест разлива нефтепродуктов вблизи емкостей с мазутом, расположенных в <адрес>, утилизации емкостей с мазутом на земельном участке, предоставленном для осуществления производственной деятельности, не относящемся к территории общественного назначения.

С учетом изложенного, указанные претензию №11/4031 от 14.08.2018 и предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 14.08.2018 №44/4031 следует признать незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области удовлетворить.

Признать незаконной претензию №11/4031 от 14.08.2018 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, направленную Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области.

Признать незаконным предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 14.08.2018 №44/4031, вынесенное Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Большесельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 5 декабря 2018 г.

Судья