ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2680/2023 от 21.12.2023 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело а-2680/2023

УИД 24RS0-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2023 года пгт. Емельяново

Емельяновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Хомченко И.Ю.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО1- ФИО6,

представителя ответчиков <адрес>, Муниципального казенного учреждения «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управлению земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», и.о. начальника отдела архитектуры Муниципального казенного учреждения «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО5, администрации <адрес> о признании незаконным градостроительного плана в части, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истецФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к МКУ «Управление земельно– имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании незаконными действия и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО5 по внесению в градостроительный план земельного участка №РФ-0131 от ДД.ММ.ГГГГ информации в разделы 2, 2.2, 2.3, раздел 1 «чертеж градостроительного плана» в части указания отсутствия Правил землепользования и застройки, градостроительного регламента и территориальной зоны, видов размешенного использования как несоответствующие Правилам землепользования и застройки МО Элитовский сельсовет <адрес>, утвержденного решением Элитовского сельского совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным градостроительного плана №РФ-0131 от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340106:847 в части указания недостоверной информации в разделах 1 «чертеж градостроительного плана», 2, 2.2, 2.3; возложении на МКУ «Управление земельно– имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» обязанности внести изменения в разделы 2, 2.2, 2.3 и раздел 1 «чертеж градостроительного плана» путем отражения сведений о градостроительном регламенте, видах разрешенного использования, о предельных параметрах разрешенного строительства, о минимальных отступах от границ земельного участка, допустимом месте размещения объектов капитального строительства соответствующих Правил землепользования и застройки МО Элитовский сельсовет <адрес>, утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 получен градостроительный план№РФ-0131 от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером24:11:0340106:847, площадью 2112 кв.м., расположенном в <адрес>. В выданном градостроительном плане нарушены положения ч. 3 ст.57.3 ГрК РФ, а именно не указаны сведения о документе градостроительного зонирования со ссылкой на то, что градостроительный регламент не установлен, Правила землепользования и застройки не утверждены, отсутствуют сведения о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства и минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, отсутствуют сведения об основных, вспомогательных и условно-разрешенных видах разрешенного использования, что нарушает права истца на обеспечение субъекта градостроительной деятельности информацией необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства в границах земельного участка. В связи с чем градостроительный план в части является незаконным, поскольку сведения, указанные в разделах 2, 2.2, 2.3 не соответствуют Правилам землепользования и застройки МО Элитовский сельсовет <адрес>, утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. У МКУ «Управление земельно– имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» отсутствовали правовые основания для указания в разделах 2, 2.2, 2.3 градостроительного плана земельного участка сведений об отсутствии градостроительного регламента и территориальных зон для данной категории, что является препятствием отражении сведений в видах разрешенного использования и отражения «пятна застройки» в разделе 1 «чертеж градостроительного плана», и о нарушении абз. 26, 27, 30-32, 37-39 порядка заполнения градостроительного плана, утвержденного Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/<адрес> основании изложенного истец обратился в суд с данным иском (л.д. 3,4).

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены <адрес>, и.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО5, в качестве заинтересованного лица Администрация Элитовского сельского совета (л.д.108,109).

Административный истец ФИО1 надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания, посредством направления судебного извещения почтовой связью, в судебное заседание не явился, обеспечил явку представителя.

Представитель административного истца ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административных ответчиков <адрес>, МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО4, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

И.о. начальника отдела архитектуры МКУ «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО5, представитель заинтересованного лица Администрации Элитовского сельсовета <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, в суд не явились.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В силу ч. 2 ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон (ч.4 ст. 30 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 указанного кодекса градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (п.3); видов территориальных зон (п.4).

В соответствии с ч. 2 ст. 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Из материалов дела следует и установлено судом, что с ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:11:0340106:847, площадью 2112+-16 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, из категории земель – земли населенных пунктов (л.д. 140-145).

ФИО1 обратился в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры <адрес>» с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером (л.д. 26).

Согласно ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Градостроительный план (ГПЗУ) представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте, о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Форма ГПЗУ, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.9 ст.57.3 ГрК РФ).

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 741/пр утверждены форма градостроительного плана земельного участка и порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка, согласно которому в п. 26 раздела 1 градостроительного плана земельного участка на чертеже градостроительного плана отображаются в том числе минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, и границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии). В соответствии с п. 27 границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, устанавливаемые с учетом минимальных отступов от границ земельного участка, указываются в виде участков, заштрихованных сплошными линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм перпендикулярно друг к другу, информация о градостроительном регламенте земельного участка заполняется, если в отношении земельного участка установлен градостроительный регламент и на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента (п.30), в разделе 2 «Информация о градостроительном регламенте либо требованиях к параметрам и размещению объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается» указывается информация об установлении градостроительного регламента. Если в отношении земельного участка установлен градостроительный регламент, в строке пишется «Земельный участок расположен в территориальной зоне «N». Установлен градостроительный регламент». В случае, если в отношении земельного участка не устанавливается градостроительный регламент или на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, в строке вносится запись "Градостроительный регламент не устанавливается" или "Действие градостроительного регламента не распространяется" (п. 31), в подразделе 2.1 «Реквизиты акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, содержащего градостроительный регламент либо реквизиты акта федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иной организации, определяющего, в соответствии с федеральными законами, порядок использования земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается» указываются наименование представительного органа местного самоуправления, утвердившего правила землепользования и застройки, вид и наименование нормативного правового акта об утверждении правил землепользования и застройки, дата и номер его утверждения (п. 32), подраздел 2.2 «Информация о видах разрешенного использования земельного участка» включает основные виды разрешенного использования земельного участка, условно разрешенные виды использования земельного участка, вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка (п. 37), в строке «Основные виды разрешенного использования земельного участка» указываются все установленные основные виды разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, а при наличии утвержденной документации по планировке территории, один или несколько основных видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории (п. 38), в строке «Условно разрешенные виды использования земельного участка» указываются все установленные условно разрешенные виды использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, а при наличии утвержденной документации по планировке территории, один или несколько условно разрешенных видов использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории (п.39).

Требования к информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, предусмотрены ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ, согласно которой, в градостроительном плане земельного участка содержится, в том числе информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.

Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается ( ч. 10 ст. 57.3 ГрК РФ).

Из содержания приведенных норм ГрК РФ следует, что ГПЗУ по существу представляет собой выписку, в том числе из правил землепользования и застройки применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом ГПЗУ не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в правилах землепользования и застройки в отношении территории, на которой расположен данный участок.

Из градостроительного плана№РФ-0131 от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером24:11:0340106:847, расположенного по адресу:<адрес>, следует, что в его графической части отсутствует место допустимого размещения объектов капитального строительства; в разделе 2 указано: земельный участок не расположен ни в одной из территориальных зон. Правила землепользования и застройки отсутствуют; в разделе 2.2 указано: градостроительный регламент не установлен; в разделе 2.3 не указаны предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства (л.д.8-13).

Вместе с тем, вопреки доводам ответчика, судом установлено, что на территории Элитовского сельсовета <адрес> действуют Правила землепользования и застройки населенных пунктов муниципального образования Элитовский сельсовет <адрес>, утвержденные решением Элитовского сельсовета депутатов <адрес>р от ДД.ММ.ГГГГ.

Также суд не может согласиться с доводами представителя ответчиков о том, что действуют только градостроительные регламенты, которые без карт градостроительного зонирования невозможны к применению, в связи с чем, в градостроительном плане №РФ-0131 от ДД.ММ.ГГГГ сведения из правил землепользования и застройки отсутствуют, по следующим основаниям.

<адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ Правила землепользования и застройки населенных пунктов муниципального образования Элитовский сельсовет <адрес>, утвержденные решением Элитовского сельсовета депутатов <адрес>р от ДД.ММ.ГГГГ в части Карты градостроительного зонирования, опубликованной ДД.ММ.ГГГГ на сайте администрации <адрес> признаны не действительными с даты опубликования. При этом, из мотивировочной части указанного решения следует, что Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры их принятия; на сайтах администрации <адрес> и администрации Элитовского сельсовета <адрес> были опубликованы разные Карты градостроительного зонирования; Карта градостроительного зонирования действует в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, опубликована она была на сайте администрации Элитовского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ, и в нее изменения и дополнения не вносились.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, размещенная на сайте Элитовского сельсовета <адрес> Карта градостроительного зонирования в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, является действующей, судебным решением отменена не была.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что подготовленный МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» градостроительный план№ РФ-0131 от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером24:11:0340106:847в разделах 2, 2.2, 2.3 содержит недостоверную информацию.

Поскольку оспариваемый градостроительный план был выдан МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», являющегося функциональным органом местного самоуправления уполномоченным на осуществление деятельности администрации <адрес> по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, лесными и земельными участками, находящимися в собственности <адрес>, а также земельными участками государственная собственность на которые не разграничено, то надлежащим ответчиком по настоящему делу является МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>».

На основании изложенного, учитывая, что отсутствие в чертеже градостроительного плана земельного участка указания на место допустимого размещения объекта капитального строительства, влечет фактическую невозможность проектирования и возведения любого объекта капитального строительства на земельном участке, невозможность выдачи разрешения на планируемое строительство, а указание сведений в разделах 2, 2.2, 2.3 градостроительного плана об отсутствии градостроительного регламента и территориальных зон для данной категории создает необоснованные препятствия для осуществления деятельности в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка и нарушает права и законные интересы административного истца, при установленных по делу обстоятельствах, заявленные исковые требования о признании незаконным градостроительного плана №РФ-0131 от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером 24:11:0340106:847 в части указания недостоверной информации в разделах 1 «чертеж градостроительного плана», 2, 2.2, 2.3; возложении обязанности внести изменения в разделы 2, 2.2, 2.3 и раздел 1 «чертеж градостроительного плана» в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО Элитовский сельсовет <адрес>, утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управлению земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», и.о. начальника отдела архитектуры Муниципального казенного учреждения «Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО5, администрации <адрес> о признании незаконным градостроительного плана в части, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным градостроительный план№ РФ-0131 от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером24:11:0340106:847в части указания недостоверной информации в разделах 1, 2, 2.2, 2.3.

Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» обязанность внести изменения в разделы 1, 2, 2.2, 2.3 градостроительного плана№РФ-0131 от ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям соответствующим Правилам землепользования и застройки МО Элитовский сельсовет <адрес>, утвержденным решением Элитовского сельсовета депутатов <адрес>р от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья И.Ю. Хомченко

Мотивированное решение изготовлено 12.01.2024.

Решение в законную силу не вступило.