Дело №а-2695/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2018 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Ракуц В.С.
при секретаре Симачук А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2695/2018 по административному исковому заявлениюЖК «Ленинец» к Государственной жилищной инспекции Ростовской области об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ в части
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявленных требований указав что, Государственной жилищной инспекцией Ростовской области по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, ЖК «Ленинец» было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№.
Данное предписание в части обязания произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> в составе платы за содержание жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ года (1 строка предписания) и в части обязания включить в платежный документ информацию о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии (3 строка предписания) по следующим основаниям.
1) Что касается обязания произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> в составе платы за содержание жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ года (1 строка предписания):
В предписании указано на нарушение требований ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в части начисления платы за холодную, горячую воду, электроэнергию, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>, а именно - за ДД.ММ.ГГГГ года начисление производится в размере, не соответствующем нормативам потребления коммунальных ресурсов.
Расчет определяется по формуле 10: Р одн = V одн х Т кр, где:
V одн - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Т кр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подобный довод ГЖИ РО основан на не действующей с ДД.ММ.ГГГГ редакции указанной нормы кодекса.
Действующая редакция предусматривает, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской
Как следует из единого платежного документа за ДД.ММ.ГГГГ года, показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в нем указаны и составляют 17,716 Гкал.
Как следует из предписания в указанной части, ГЖИ РО указывает на обязанность устранить выявленное нарушение путем включения в платежный документ информации о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии. Однако в этой части предписание является неисполнимым, поскольку не указано в какой именно, а именно за какой месяц, какого года или с какого месяца какого года, включить в платежный документ информацию о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии.
Учитывая изложенное, предписание в части обязания включить в платежный документ информацию о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии (3 строка предписания) является незаконным.
Указанным предписанием в оспариваемой части нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца в части начисления платы за холодную, горячую воду, электроэнергию, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>, а также в части указания в платежном документе информации о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии.
Административный истец просит суд признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в части обязания произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> в составе платы за содержание жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ года (1 строка предписания) и в части обязания включить в платежный документ информацию о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии (3 строка предписания).
Обязать Государственную жилищную инспекцию Ростовской области в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения в законную силу:
Исключить из предписания Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ указаний на устранение нарушений в части обязания произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> в составе платы за содержание жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ года (1 строка предписания) и в части обязания включить в платежный документ информацию о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии (3 строка предписания), а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, в организацию, в отношении которой допущены нарушения, созданы препятствия.
Представитель административного истца по доверенности Липатова В.И. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила удовлетврить.
Административный ответчик – представитель Государственной жилищной инспекции Ростовской области Ковачева Е.А. в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 1.1. Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее – Положение о ГЖИ РО), утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№, Государственная жилищная инспекция Ростовской области (далее – ГЖИ РО) является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора (далее – жилищный надзор) лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, проведениеорганизационныхмероприятийдляформированиялицензионнойкомиссииРостовскойобластиполицензированиюдеятельностипоуправлениюмногоквартирнымидомамииорганизационно-техническоеобеспечениееедеятельности и иных функций, предусмотренных настоящим Положением.
Пунктом 2.1. Положения о ГЖИ РО предусмотрено, что инспекция в пределах, предусмотренных федеральным и областным законодательством: планирует, организует и проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления Ростовской области, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в муниципальных образованиях Ростовской области – через государственных жилищных инспекторов, размещенных в городах: Ростов-на-Дону, Батайск, Белая Калитва, Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Цимлянск, Шахты; осуществляет систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления Ростовской области, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ведет прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с федеральным законом уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 статьи 172 Кодекса, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии с пунктом 2.2. Положения о ГЖИ РО должностные лица Инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, осуществляют полномочия, предусмотренные Порядком осуществления жилищного надзора, Положением о лицензировании, пользуются правами, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, связанные с осуществлением указанных полномочий, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации занеисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Судом установлено, что на основании распоряжения (приказа) заместителя начальника Госжилинспекции области, А., было издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ с целью проверки сведений о фактах, изложенных в обращении Дядичкина Е.А. по вопросам порядка размера платы за коммунальные ресурсы по горячему и холодному водоснабжению, электроэнергии, водоотведения, протрубленным при содержании многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>, а так же соответствия технической документации: площадей мест общего пользования, площади жилых и нежилых помещений, применяемых при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги, оформления счет-извещений в указанном многоквартирном доме.
В соответствии с актом проверки при проведении внепланово документарной проверки в отношении ЖК «Ленинец» Госжилинспекци установлено, что плата за холодную и горячую воду, электроэнергию, водоотведение, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> по притачки в <адрес> производится с нарушением ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской?Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно – в размере, не соответствующем нормативу потребления коммунального ресурса.
В связи с указанными обстоятельствами государственным жилищным инспектором <адрес>Я.. выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ ЖК «Ленинец» обязано устранить указанные нарушения всем собственникам данного МКД и впоследствии осуществлять начисление в соответствии с действующим законодательством. Произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> в составе платы за содержание жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ года. Устранить указанные нарушения всем собственникам данного МКД и впоследствии осуществлять начисление в соответствии с действующим законодательством. Произвести перерасчет платы за за отведение сточных вод, потребленное при содержании общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения, за ДД.ММ.ГГГГ года. Устранить выявленное нарушение путем включения в платежный документ информации о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В силу пункта 1 части 2 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Таким образом, судом установлено, что внеплановая документарная проверка в отношении ЖК «Ленинец» проводилась с целью контроля, предписание, составленное по результатам проведения проверки, вынесено государственным жилищным инспектором в пределах полномочий, предоставленных законом.
Рассматривая доводы административного истца о незаконности выданного предписания, суд приходит к следующему.
Согласно с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из разъяснений Минстроя России (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№), новые нормативы потребления коммунальных услуг, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, должны быть утверждены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а до их утверждения применяются нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действовавшие на ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время на территории Ростовской области действуют нормативы потребления холодной и горячей воды на общедомовые нужды (постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№) и электроэнергии на общедомовые нужды (постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№).
Нормативы были утверждены в соответствии с положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п. 27 Правил №, при расчёте нормативов потребления холодной и горячей воды на общедомовые нужды применяется общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
В соответствии с п. 37 Правил №, при расчёте норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды, применяемая площадь помещений, относящихся к общему имуществу, не конкретизируется.
Так как, проведенной проверкой Госжилинспекцией области в отношении ЖК «Ленинец», установлено, что плата за холодную и горячую воду, электроэнергию, водоотведение, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> производится в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил №. Расчет платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества указанного дома, в период за ДД.ММ.ГГГГ года производится с нарушением ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил №, а именно - в размере, не соответствующем нормативу потребления коммунального ресурса.
Расчет платы за отведение холодной и горячей воды, потребленных в целях содержания общего имущества указанного дома в октябре 2017 года производились с нарушением ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил №, а именно учитывалась площадь помещений, не подтвержденных технической документацией на дом.
В нарушение п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в платежном документе отсутствовали сведения о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии.
На основании изложенного, ЖК «Ленинец» было выдано Госжилинспекцией области предписание об устранении выявленных нарушений.
Между тем, в судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о незаконности вынесенного ГЖИ РО предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдения срока обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым предписанием нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, судом не установлено.
Напротив, судом установлено, что оспариваемое предписание вынесено государственным жилищным инспектором в соответствии с законом, в пределах полномочий, нарушений прав административного истца не выявлено.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ЖК «Ленинец» к Государственной жилищной инспекции Ростовской области об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ в части - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Текст мотивированного решения суда изготовлен 17 апреля 2018 г.
СУДЬЯ: