Дело №а-2696/2018
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
30 мая 2018 года <адрес>М.<адрес>
Ногинский городской суд М.<адрес> в составе:
председательствующего судьи Жуковой О.В.,
при секретаре Буянове Е.Ю.,
а также с участием административного истца <данные изъяты> ее представителя <данные изъяты> представителя административного ответчика Совета депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес><данные изъяты>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску <данные изъяты> к Совету депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес> о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об инициативе главы Ногинского муниципального района М.<адрес> об объединении территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец <данные изъяты> обратилась в суд с административным иском к Совету депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес> о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об инициативе главы Ногинского муниципального района М.<адрес> об объединении территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района», в котором просит суд указанное решение признать незаконным и отменить.
В обосновании заявленных требований административный истец <данные изъяты> указывает, что она является жителем городского поселения Э., которое входит в состав муниципального образования «Ногинский муниципальный район М.<адрес>». Оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ№, принятым по инициативе главы Ногинского муниципального района, Совет депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес> решил: назначить и провести публичные слушания по вопросу об объединении территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ с 17 ч. 00 мин. до 19 ч.00 мин. в Районном доме культуры по адресу: <адрес>. Указанное Решение Совета депутатов административный истец считает незаконным, противоречащим действующему законодательству, нарушающим конституционное право административного истца на местное самоуправление, его законные интересы, а также создающим препятствия к осуществлению права административного истца на местное самоуправление по следующим основаниям. Публичные слушания - одна из форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Перечень вопросов и проектов муниципальных правовых актов, которые подлежат вынесению на публичные слушания, приведен в ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Вопрос «объединения территорий поселений» в указанной статье не поименован. Такой нормативный правовой акт должен предусматривать, в том числе, заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования. Правоотношения в сфере организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Ногинский муниципальный район М.<адрес>» регламентированы Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Ногинский муниципальный район М.<адрес>», утвержденным решением Совета депутатов Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№. Советом депутатов Ногинского муниципального района на публичные слушания вынесен вопрос «Объединения территорий городских и сельских поселений Ногинского муниципального района». Однако, процедура «объединения территорий поселений» действующим законодательством о местном самоуправлении не предусмотрена. При этом Федеральный закон №-Ф3 (ст. 13) содержит правовое регулирование вопроса объединения муниципальных образований (но не территорий муниципальных образований либо территории поселений), которое является преобразованием муниципальных образований. Статьей 12 Федерального закона №-Ф3 предусмотрена процедура установления и изменения границ муниципальных образований (в том числе при образовании, преобразовании муниципальных образований), как влекущая, так и не влекущая отнесение территорий входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других поселений. Однако тождество вопроса «объединения территорий городских и сельских поселений Ногинского муниципального района» (вынесенного на публичные слушания Советом депутатов Ногинского муниципального района) и вопроса преобразования муниципальных образований Ногинского муниципального района путем их объединения в одно муниципальное образование (которое предусмотрено Федеральным законом №- ФЗ) административный истец может только предполагать, поскольку вопросы формирования (преобразования) муниципальных образований и административно - территориального устройства хотя и связаны между собой, однако каждый из них имеет самостоятельное значение, обладает собственным юридическим содержанием. Кроме того, в оспариваемом решении отсутствует указание на статус образования, которое возникнет в результате такого объединения территорий поселений, предлагаемое его наименование. Административный истец считает, что Советом депутатов Ногинского муниципального района до нее не доведена полная и точная информация о вопросе, вынесенном на публичные слушания. Исходя из целей проведения обозначенных публичных слушаний, их результатом должен стать муниципальный нормативный правовой акт о поддержке инициативы <адрес> об объединении территории городских и сельских поселений Ногинского муниципального района. Однако проект указанного нормативного акта совместно с Решением Совета депутатов № не опубликован, в нарушение п. 4.5. Положения о публичных слушаниях. Административный истец указывает, что она была лишена возможности полноценно участвовать в публичных слушаниях, высказать предложения, замечания по вопросу, вынесенному на публичные слушания, поскольку вопрос «об объединении территорий городских и сельских поселений Ногинского муниципального района» не имеет под собой никакой законодательной основы. Сам факт назначения публичных слушаний по вопросу объединения территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района грубейшим образом нарушает ее право на участие в местном самоуправлении, поскольку ранее Совет депутатов муниципального образования «Город Э. М. области» решением от ДД.ММ.ГГГГ№ инициативу <адрес> об объединении территорий отклонил, выразив мнение населения городского поселения Э., в том числе ее.
Административный истец <данные изъяты> и ее представитель <данные изъяты> в судебном заседании административный иск поддержали, просили удовлетворить иск по доводам в нем изложенным.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес><данные изъяты>. административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска <данные изъяты>. к Совету депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес>, по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В соответствии с принципами территориальной организации местного самоуправления, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изменение территориальной организации местного самоуправления осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.
Учет мнения населения по вопросам изменения территориальной организации местного самоуправления осуществляется в формах, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 28 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не устанавливает исчерпывающий перечень случаев проведения публичных слушаний. Таким образом, выявление мнения населения по вопросу изменения территориальной организации местного самоуправления на публичных слушаниях не противоречит требованиям законодательства.ДД.ММ.ГГГГ главой Ногинского муниципального района инициировано объединение территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено- Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района.
В целях выявления мнения населения решениями Советов депутатов городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района назначены и в период с октября 2017 года по май 2018 года проведены публичные слушания по вопросу об объединении территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района.
По результатам публичных слушаний Советами депутатов Ногинского муниципального района, городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района, приняты решения о согласии на соответствующие изменения территориальной организации местного самоуправления.
Решением Совета депутатов городского поселения Э. от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об инициативе Главы Ногинского муниципального района об объединении территорий городских и сельских поселений, входящих в состав Ногинского муниципального района» отклонена инициатива главы Ногинского муниципального района об объединении территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района. Публичные слушания по указанному вопросу не проводились.
По смыслу ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проведение публичных слушаний является обязательным условием для принятия представительным органом решения об изменении территориальной организации местного самоуправления. Отказ Советом депутатов городского поселения Э. в назначении и проведении публичных слушаний по вопросу об объединении территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района нарушило права жителей городского поселения Э., лишив их права высказать свое отношение к вопросу об изменении территориальной организации местного самоуправления.
Учитывая принятые Советами депутатов поселений Ногинского муниципального района решения и в целях выявления мнения населения, проживающего на всей территории Ногинского муниципального района, Советом депутатов Ногинского муниципального района принято решение ДД.ММ.ГГГГ№о назначении ДД.ММ.ГГГГ публичных слушаний по вопросу об объединении территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района.
Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Порядок проведения публичных слушаний на территории Ногинского муниципального района регулируется Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Ногинский муниципальный район М.<адрес>», утвержденным решением Совета депутатов Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями, внесенными решениями Совета депутатов Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с пунктом 4.3 Положения в муниципальном правовом акте о назначении публичных слушаний указываются: дата, время и место проведения публичных слушаний, наименование проекта муниципального правового акта или формулировка вопроса, выносимого на публичные слушания; орган администрации Ногинского муниципального района или иное юридическое лицо, на которое возлагается проведение публичных слушаний (далее - орган, уполномоченный на проведение публичных слушаний); порядок приема замечаний и предложений по проекту муниципального правового акта или вопросу, выносимому на публичные слушания.
Согласно пункту 4.5 указанного Положения в целях ознакомления с проектом муниципального правового акта и оповещения жителей Ногинского муниципального района о времени и месте проведения публичных слушаний муниципальный правовой акт о назначении публичных слушаний и прилагаемый к нему проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за пять дней до дня проведения публичных слушаний, если иные сроки пе установлены федеральными законами, законами М.<адрес>, иными нормативными правовыми актами для определенного вида проектов муниципальных правовых актов и вопросов, подлежащих вынесению на публичные слушания.
Оспариваемым решением установлены: место проведения публичных слушаний (Районный дом культуры по адресу: <адрес>); формулировка вопроса, выносимого на публичные слушания (об объединении территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района); орган, уполномоченный на проведение публичных слушаний (администрация Ногинского муниципального района); указан порядок принятия замечаний и предложений.
Решение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Волхонка» №, а также размещено ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Ногинского муниципального района.
Что касается вопрос неопубликования проекта муниципального правового акта, то согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичные слушания проводятся в целях обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. К указанным проектам законом отнесены проекты уставов муниципальных образований, местных бюджетов, стратегии социально- экономического развития муниципальных образований. При этом статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что на публичные слушания могут быть вынесены вопросы о преобразовании муниципальных образований.
Следовательно, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматриваются разные вопросы, подлежащие вынесению па публичные слушания, которые, соответственно, требуют оформления проектами муниципальных актов, либо не имеют такой необходимости.
Доводы административного истца о том, что, в нарушение требований федерального законодательства, преобразование поселений Ногинского муниципального района М.<адрес> посредством их объединения произошло в отсутствие чьей-либо инициативы и без выявления мнения населения посредством принятия решений соответствующими представительными органами поселений, поскольку инициатива глав поселений и решения их представительных органов касались не преобразования поселений, а объединения территорий поселений Ногинского муниципального района М.<адрес>, суд находит необоснованными.
В силу принципов территориальной организации местного самоуправления, закрепленных в главе 2 (ст. 10-13.2) Федерального закона № 131-ФЗ, объединение территорий муниципальных образований является одновременно их преобразованием в виде объединения, поскольку в соответствии с данными нормами муниципального образования без территории не существует.
При таких обстоятельствах осуществление процедуры, предусмотренной ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ для преобразования муниципальных образований посредством их объединения, являлось правомерным и необходимым, в том числе, в части порядка инициирования такого преобразования и учета мнения населения относительно этого.
Доводы административного истца о нарушении при принятии решения Советом депутатов Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № ввиду отсутствия учета мнения населения, являются несостоятельными.
Как следует из положений ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ, при преобразовании муниципальных образований учет мнения населения в той и или иной форме требуется только в случаях, когда при таком преобразовании происходит изменение границ муниципальных образований (ч. 3, 3.1, 3.2, 4-6, 6.1-6.3, 7, 7.1, 7.2 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ).
С учетом изложенного, решение № «Об инициативе главы Ногинского муниципального района М.<адрес> об объединении территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ, принято Советом депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес> в пределах своих полномочий и в соответствии требованиям действующего законодательства.
Кроме того, административным истцом не представлено объективных и достаточных доказательств нарушения ее прав и законных интересов указанным решением Совета депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес>.
Учитывая изложенное, в удовлетворении административного иска <данные изъяты> к Совету депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес> о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об инициативе главы Ногинского муниципального района М.<адрес> об объединении территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района» следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 170-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска <данные изъяты> к Совету депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес> о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов Ногинского муниципального района М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об инициативе главы Ногинского муниципального района М.<адрес> об объединении территорий городских поселений им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Э., сельских поселений Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Ямкинское Ногинского муниципального района» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в М. областной суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Ногинский городской суд М.<адрес>.
Судья: О.В.Жукова
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГг
Судья: О.В.Жукова