К делу №а-26/2021
УИД 23RS0№-67
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> |
Лазаревский районный суд <адрес> края
в составе
судьи Н.И. Трухана,
при секретаре ФИО3
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации <адрес> о признании незаконным действий (бездействия) органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в Лазаревский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к администрации <адрес>, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) ответчика, выразившееся в возвращении уведомления о планируемом строительстве с приложенными к нему документами без рассмотрения по существу.
В обоснование своих требований административный истец указал, что ему, на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:01090286:5446, расположенный по адресу: <адрес>, жилой квартал № набережной <адрес>, участок 16. Земельный участок расположен на территориальной зоне Ж-2 – малоэтажная жилая застройка, высотой до 15 метров. Индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящие жилые дома на одну семью) для данной территориальной зоны отнесено к числу основных видов разрешенного использования земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ заявителем в администрацию <адрес> подано уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства администрации <адрес> уведомление возвращено без рассмотрения по существу.
Считал данные действия (бездействия) ответчика незаконными, необоснованным.
Ответчиком, в качестве обоснования возврата уведомления без рассмотрения указано о несоответствии количества этажей в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ количеству надземных этажей в графической части описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства.
Истец ФИО2 в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований искового заявления.
Ответчик представитель Администрации г. ФИО4 (по доверенности) в судебном заседании настаивала на отказе в удовлетворении требований искового заявления. Обоснованных доводов и возражений не представила.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного иска по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.
Исходя из требований ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд проверяет законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа местного самоуправления, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.
Пунктами 1-4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет:
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
- соблюдены ли сроки обращения в суд;
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
- порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен;
- основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.
В свою очередь, на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм права в их взаимной связи с п. 2 ст. 3 КАС РФ, требования административного иска могут быть удовлетворены судом только в случае установления того факта, что оспариваемыми действием (бездействием) или решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца в сфере административных и иных публичных правоотношений, что соответствует правовой позиции, сформулированной в определениях Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-О и от ДД.ММ.ГГГГ№-О.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений:
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По делу установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:01090286:5446 по адресу: <адрес>, жилой квартал № набережной <адрес>, участок 16. Земельный участок расположен на территориальной зоне Ж-2 – малоэтажная жилая застройка, высотой до 15 метров. Индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящие жилые дома на одну семью) для данной территориальной зоны отнесено к числу основных видов разрешенного использования земельных участков.
Как следует из пункта первого статьи 263 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку и снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в администрацию <адрес>, предоставив Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, что соответствует нормам права ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, а также Приложению №, утверждено приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ№) (л.д. 7).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным заместителем директора Департамента архитектуры и градостроительства администрации <адрес> уведомление возвращено истцу ФИО2 без рассмотрения по существу.
В качестве обоснования возвращения уведомления о планируемом строительстве без рассмотрения административным ответчиком указано о несоответствии технико-экономических показателей проектируемого объекта с описанием внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства друг другу, а именно: количество надземных этажей проектируемого объекта индивидуального жилищного строительства в уведомлении не соответствует количеству наземных этажей в графической части описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства. Таким образом, к уведомлению о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома приложено описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, которое выполнено в отношении другого объекта капитального строительства.
Полагая, что возврат без рассмотрения уведомления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 23:49:01090286:5446 по адресу: <адрес>, жилой квартал № набережной <адрес>, участок 16 является незаконным, необоснованным ФИО2 обратился с административным исковым заявлением в суд.
Согласно п. 2 ч.7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В обоснование доводов истец указывает на п. 3.11 «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001» (утв. И введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр) (ред. От ДД.ММ.ГГГГ): «подполье»: Помещение, расположенное в пространстве под домом между поверхностью грунта и нижней поверхностью перекрытия первого этажа, предназначенное для размещения трубопроводов инженерных систем или хранения продуктов. По смыслу указанного определения, подполье при определении количества этажей не учитывается.
Так, в приложенном истцом ФИО2 описании внешнего облика объекта к Уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено подполье, которое администрация <адрес> необоснованно посчитала как самостоятельный этаж.
В соответствии с частью 1 ст. 77 КАС РФ, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Согласно части 2 вышеуказанной статьи, суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами.
С целью выяснения вопроса соответствия указанного в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства и описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, поданных истцом 19.06.2020г. в администрацию <адрес>, предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным Кодексом РФ; другим федеральным законам действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации по делу проведена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО «Зодчий» ?
Экспертом ООО «Зодчий», в Заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что планируемое к строительству здание соответствует требованию Градостроительного кодекса РФ – в отдельно стоящем здании истца высотой 14,85 метра предусмотрено три надземных этажа. Количество надземных этажей проектируемого объекта индивидуального жилищного строительства в уведомлении соответствует количеству надземных этажей в графической части описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства. Указанные в уведомлении о планируемом строительстве и в описании внешнего облика параметры объекта индивидуального жилищного строительства, поданные истцом ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес>, соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательными требованиями Градостроительного Кодекса РФ.
Суд принимает выводы указанного экспертного заключения и считает их достоверными, поскольку экспертиза произведена лицом, имеющим соответствующую квалификацию, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения. Выводы эксперта ответчиком не опровергнуты.
В соответствии с частью 1 статьи 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Частью 1 статьи 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В силу пункта 4 части 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в границах территории исторического поселения регионального значения необходимо наличие описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу положений части 6 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, или документов, предусмотренных пунктами 2-4 части 3 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.
По делу установлено, что истцом ФИО2 в администрацию <адрес> подано уведомление о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 23:49:01090286:5446 по адресу: <адрес>, жилой квартал № набережной <адрес>, участок 16. Указанные в уведомлении о планируемом строительстве и в описании внешнего облика параметры объекта индивидуального жилищного строительства, поданные истцом ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес>, соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательными требованиями Градостроительного Кодекса РФ. В связи с изложенным, у ответчика отсутствовали основания для возврата застройщику уведомления без рассмотрения, в связи с чем, данные действия ответчика являются незаконными. Требования искового заявления ФИО2 о признании незаконными действий (бездействия) ответчика, выразившееся в возвращении уведомления о планируемом строительстве с приложенными к нему документами без рассмотрения по существу подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования административного искового заявления ФИО2 к администрации <адрес> о признании незаконным действий (бездействия) органа местного самоуправления – удовлетворить.
Признать незаконными действия (бездействие) администрации <адрес>, выразившиеся в возвращении ФИО2 уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 23:49:01090286:5446 по адресу: <адрес>, жилой квартал № набережной <адрес>, участок 16 с приложенными к нему документами без рассмотрения по существу.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд.
Судья Н.И. Трухан