ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2703/2022 от 21.07.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело а-2703/2022

УИД: 23RS0036-01-2021-002975-23

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Краснодар 21 июля 2022 года

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

Председательствующего – Судьи Казанской Н.Б.,

Секретаря судебного заседания Сироткиной А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконным бездействия и обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконным бездействия и обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды.

В обоснование требований указано, что ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером в соответствии с Договором аренды лесного участка а-052 от 18.03.2011г. В связи с включением в 2018 году указанного земельного участка в границы населенного пункта, ФИО1 в январе 2019 года обратился в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) за разъяснением вопросов, связанных с использованием земельных участков, включенных в границы населенных пунктов, а также вопросов внесения арендной платы. ДД.ММ.ГГГГ Рослесхоз письмом № НК-06-50/2521 сообщило, что для переоформления договора аренды лесного участка, необходимо обратиться в территориальный орган Росимущества. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МТУ Росимущества ви Республике Адыгея с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды в части смены стороны арендодателя. В середине декабря 2019 г. на телефон ФИО1 поступил звонок из МТУ Росимущества с сообщением о том, что в рамках рассмотрения заявления будет направлен дополнительно запрос в Министерство природных ресурсов Краснодарского края о разъяснении порядка заключения вышеуказанного договора аренды. ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 с помощью Интернет-сайта Министерства природных ресурсов Краснодарского края запросил сведения о соответствии местоположения конфигурации границ вышеуказанного земельного участка части выделов и о пересечении либо включении в границы земельного участка с кадастровым номером части береговой линии моря. 20.12.2019г. на адрес электронной почты представителя ФИО1 поступил ответ Министерства природных ресурсов Краснодарского края исх. -ОП/19, в котором указано, что Договор аренды лесного участка а от 18.03.2011г. заключен в соответствии с формой примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 12.12.2010г. . В июне 2020 года МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея обратилось в Приморский районный суд г. Новороссийска с исковым заявлением о признании вышеуказанного Договора аренды лесного участка недействительным и применении последствий недействительности сделки путем погашения записи в ЕГРН. Решением от ДД.ММ.ГГГГ, в ступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований МТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Республике Адыгея было отказано. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил в адрес административного ответчика письмо с требованием подготовить и направить в адрес ФИО1 для подписания дополнительное соглашение вышеуказанного договора аренды в части смены стороны арендодателя и указания реквизитов для перечисления арендной платы, однако ответ на данное обращение не поступил, дополнительное соглашение в адрес ФИО1 не направлено.

Просит суд признать незаконным бездействие МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выразившееся в незаключении дополнительного соглашения к Договору аренды лесного участка а-052 от 18.03.2011г. в части смены стороны «Арендодателя» с Министерства природных ресурсов Краснодарского края на МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с указанием реквизитов для перечисления арендной платы; обязать МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу изготовить и направить в адрес ФИО1 подписанное дополнительное соглашение к Договору аренды лесного участка а-052 от 18.03.2011г. в части смены стороны «Арендодателя» с Министерства природных ресурсов Краснодарского края на МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с указанием реквизитов для перечисления арендной платы; взыскать с МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, за счет казны Российской Федерации судебные расходы в размере 50 300 рублей.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились. Просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился. О даре, времени и месте судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом – судебной повесткой заказным письмом. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления ДД.ММ.ГГГГ судебное извещение вручено адресату. О причинах своей неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. О даре, времени и месте судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом – судебной повесткой заказным письмом. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления ДД.ММ.ГГГГ судебное извещение вручено адресату. О причинах своей неявки суду не сообщил.

В соответствии с ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу.

Исходя из содержания нормы ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Суд признает, что нежелание сторон лично являться в суд (или направить своего представителя) для участия в состязательном процессе, не должно отражаться на правах других лиц на доступ к правосудию, в связи с чем

суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся сторон.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 2500 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — осуществление рекреационной деятельности, находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116022:1071 в соответствии с Договором аренды лесного участка а-052 от 18.03.2011г. В отношении данного земельного участка установлены ограничения (обременения) сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виде аренды в пользу ФИО1

Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ на данный лесной участок.

Согласно данных Министерства природных ресурсов Краснодарского края, содержащихся в письме от ДД.ММ.ГГГГ-ОП/18, земельный участок с кадастровым номером отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, и осуществляется процедура передачи земельного участка в подведомственность МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.

В связи с включением в 2018 году вышеуказанного земельного участка в границы населенного пункта, ФИО1 в январе 2019 года обратился в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) за разъяснением вопросов, связанных с использованием земельных участков, включенных в границы населенных пунктов, а также вопросов внесения арендной платы.

По результатам рассмотрения обращения Рослесхоз своим письмом № НК-06-50/2521 от 19.02.2019г. уведомило ФИО1 необходимости переоформления договора аренды лесного участка, переведенного в земли иных категорий, в территориальном органе Росимущества.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды в части смены стороны арендодателя и указания реквизитов для внесения арендной платы.

09.12.2019г. ФИО1 обратился в Министерство природных ресурсов Краснодарского края для получения сведений о соответствии местоположения конфигурации границ вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером , площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу:, лесничество Новороссийское, участковое лесничество Абраусское, квартал 44А, части выделов 22, 25, и о пересечении либо включении в границы земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116022:1071 части береговой линии моря.

20.12.2019г. Министерство природных ресурсов Краснодарского края письмом исх. -ОП/19 указало, что Договор аренды лесного участка а-052 от 18.03.2011г. заключен в соответствии с формой примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 12.12.2010г. . Формой договора не предусмотрено включение в условия договора положений, регулирующих вопрос использования береговой линии. Согласно имеющейся в министерстве информации при обследовании в натуре земельного (лесного) участка площадью 0,25 га, с кадастровым номером 23 расхождения в площади конфигурации и местоположении не выявлены.

В июне 2020 года МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея обратилось в Приморский районный суд г. Новороссийска с исковым заявлением о признании вышеуказанного Договора аренды лесного участка недействительным и применении последствий недействительности сделки путем погашения записи в ЕГРН, указав в обоснование требований, что, согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах береговой полосы Черного моря, а также, что в оспариваемом договоре аренды отсутствуют условия, устанавливающие обязанность арендатора обеспечить доступ граждан к водному объекту водного пользования и его береговой полосе, что не соответствует требованиям п. 4 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ.

Решением Приморский районный суд г. Новороссийска от 29.07.2020г., вступившего в законную силу, в удовлетворении искового заявления МТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Республике Адыгея было отказано.

Таким образом, договор аренды является действующим и стороны должны исполнять свои обязательства по такому договору.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил в адрес административного ответчика письмо с требованием подготовить и направить в адрес ФИО1 для подписания дополнительное соглашение вышеуказанного договора аренды в части смены стороны арендодателя и указания реквизитов для перечисления арендной платы, однако ответ на данное обращение в адрес ФИО1 не поступил: дополнительное соглашение, сведения о порядке внесения арендной платы административный ответчик в адрес ФИО1 не направил, чем существенно нарушил права ФИО1 в части своевременной оплаты арендных платежей за земельный участок, ввиду чего ФИО1 при действующем договоре аренды фактически лишен возможности вносить своевременно арендную плату.

То обстоятельство, что административный ответчик бездействует в заключении дополнительного соглашения в части смены стороны арендодателя и указания реквизитов для внесения арендной платы, может послужить основанием для расторжения вышеуказанного договора аренды по обстоятельствам, не зависящим от ФИО1, чем будут нарушены права административного истца в части пользования земельным участком.

В соответствии со Схемой градостроительного зонирования (ИСОГД) от 15.06.2021г. земельный участок с кадастровым номером расположен в Зоне «Р-4. Зона лесных территорий», допускающий установление вида разрешенного использования «отдых (рекреация)», что соответствует установленному виду разрешенного использования спорного земельного участка.

Судом установлено, что изменилась только категория земель, иные характеристики спорного земельного участка, в том числе площадь, вид разрешенного использования, границы, не изменились.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Такой перевод производится на основании акта органа государственной власти и не зависит от воли арендатора.

В соответствии с п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В соответствии с п. 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

При этом, согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ, право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Согласно п. 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного п. 7 статьи 53.7 Лесного кодекса РФ.

Таким образом, в Лесном кодексе РФ содержится запрет на изменение условий аукциона (которыми являются, в том числе, предмет аукциона и цена предмета аукциона) исключительно на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон договора аренды.

В соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Однако само по себе изменение категории земельного участка при условии сохранения вида его разрешенного использования не является существенным изменением обстоятельств, возникновение которых нельзя предвидеть, применительно к ст. 451 Гражданского кодекса РФ. В данном случае разрешенное использование лесного (земельного) участка, предоставленного ФИО1, не изменилось. Смена представителя публичного собственника спорного участка произошла на основании закона (ст. 617 Гражданского кодекса РФ, п.п. 23, 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой"). Переход прав на сданное в аренду федеральное имущество является основанием для внесения изменений в договор в части смены стороны арендодателя и реквизитов для внесения арендной платы и не является существенным изменением обстоятельств, при которых допускается расторжение или изменения условий договора аренды в судебном порядке.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что бездействие МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выразившееся в незаключении с ФИО1 дополнительного соглашения к действующему договор аренды лесного участка а-052 от 18.03.2011г. в части смены стороны арендодателя и указания реквизитов для внесения арендной платы, является незаконным, существенно нарушающими права административного истца, ввиду чего заявленные требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии со ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, в том числе относятся расходы на оплату услуг представителей.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (ст. 112 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела ФИО1 понесены расходы на оплату юридических услуг, стоимость которых, согласно представленным договору оказания юридических услуг от 03.09.2018г.. и кассовым чеком от 12.02.2021г., составила 50 000 рублей.

Вместе с тем, представитель Федерального казначейства к участию в деле не привлекался, в связи с чем взыскание каких бы то ни было сумм в их отсутствии не возможно в настоящем процессе.

Вместе с тем, истец не лишен права заявить данные требования после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования административного искового заявления ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконным бездействия и обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выразившееся в незаключении дополнительного соглашения к Договору аренды лесного участка а-052 от 18.03.2011г. в части смены стороны «Арендодателя» с Министерства природных ресурсов Краснодарского края на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея с указанием реквизитов для перечисления арендной платы.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу изготовить и направить в адрес ФИО1 подписанное дополнительное соглашение к Договору аренды лесного участка а-052 от 18.03.2011г. в части смены стороны «Арендодателя» с Министерства природных ресурсов Краснодарского края на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея с указанием реквизитов для перечисления арендной платы.

Меры предварительной защиты по административному иску не применялись.

Решение суда может быть обжаловано ввой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий –