ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2708/2022 от 25.04.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело а-2708/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Саая А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-2708/2022 по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва Дябкина С.Н. к Правительству Республики Тыва, Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушение,

у с т а н о в и л:

прокурор Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) к Правительству Республики Тыва, Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (далее - Служба) о признании незаконным бездействия Правительства Республики Тыва, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной ч. 3 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3, по утверждению зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения на территории Республики Тыва, возложить на Правительство Республики Тыва обязанность по реализации полномочий в указанной сфере путем принятия в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу государственной программы Республики Тыва в сфере охраны объектов культурного наследия и утверждению зоны охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения на территории Республики Тыва.

В обоснование своих требований указывает на следующие обстоятельства.

Прокуратурой республики проведена проверка исполнения федерального законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В нарушение требований ст. ст. 9.2, 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 на территории республики, несмотря на значительное количество объектов культурного наследия, зоны охраны объектов культурного наследия не установлены, решения об их установлении не приняты, проекты зон охраны и программное решение в целях планирования и финансирования мероприятий по установлению зон охраны не разработаны и не утверждены.

До настоящего времени на территории республики не разработана и не реализована региональная программа в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Пунктами 6.30, 6.34 положения о Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Служба осуществляет полномочия по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Республики Тыва, а также государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой республики в адрес заместителя председателя Правительства республики ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона. Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного заместителем председателя Правительства республики, следует, что Службе по лицензированию и надзору отельных видов деятельности Республики Тыва поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект государственной программы Республики Тыва в сфере охраны объектов культурного наследия и направить на согласование в Правительство республики. В дополнительном ответе Службы от ДД.ММ.ГГГГ сообщалось, что Службой по лицензированию и надзору отельных видов деятельности Республики Тыва разработан проект государственной программы Республики Тыва «Сохранение историко-культурного наследия народов Республики Тыва на 2022 - 2025 гг», который проходит процедуру согласования. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Службой по лицензированию и надзору отельных видов деятельности Республики Тыва в прокуратуру республики предоставлена информация о том, что принятие государственной программы приостановлено, зоны охраны не установлены. Бездействие Правительства Республики Тыва может привести к уничтожению объектов культурного наследия федерального и регионального значения, находящихся на территории Республики Тыва.

Представитель административного истца – помощник прокурора Каркавина В.В. в судебном заседании полагала необходимым удовлетворить исковые требования по указанным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика – Правительства Республики Тыва Куулар А.-А.К. просила отказать в удовлетворении требований.

Представитель административного ответчика – Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва Ондар М.Ю. с административным иском также не согласился, пояснив, что программа находится на стадии согласования.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Республики Тыва не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассматривает дело без их участия.

Выслушав сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1.1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что, если данным Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась. Срок для обращения в суд прокурором не пропущен.

Как следует из материалов дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Тыва на государственной охране находится всего 1191 объект культурного наследия, из них: 731 – федерального значения (730 – объекты археологического значения, 1 – памятник В.И. Ленину в ), 73 – регионального значения, 387 – выявленные объекты культурного наследия, согласно реестрам объектов культурного наследия.

На основании поручения Генеральной прокуратуры Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства при строительстве в зонах охраны объектов культурного наследия, привлечении к ответственности за уничтожение или повреждение таких объектов.

Из письма Службы от ДД.ММ.ГГГГ за , на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в Республике 1104 объекта культурного наследия, границы территорий зон охраны на указанные объекты не устанавливались и не изменялись, в связи с их отсутствием.

ДД.ММ.ГГГГ первому заместителю председателя Правительства Республики Тыва направлено представление о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь, указав на отсутствие в республике региональной программы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на представление сообщается о согласии с доводами, изложенными в представлении, Службе поручено разработать проект государственной программы Республики Тыва в сфере охраны объектов культурного наследия и направить на согласование в соответствии с регламентом правительства Республики Тыва в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

По поручению правительства Службой разработан проект постановления «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «сохранение историко-культурного наследия народов Республики Тыва на 2022-2025 годы».

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проект не утвержден, соответствующее постановление не принято.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», (подпункт 1 статьи 1).

Согласно преамбуле указанного закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в частности, разработка и реализация региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (статья 9.2 вышеуказанного закона).

Для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия разрабатываются федеральные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральные программы охраны объектов культурного наследия) и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пункт 1 статьи 12 № 73-ФЗ).

Как предусмотрено Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 1772 ВХ-1 «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия народов Республики Тыва» утверждение государственных программ Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится к полномочиям Правительства Республики Тыва (статья 6), разработка и реализация государственных программ Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесено к полномочиям регионального органа охраны объектов культурного наследия Республики Тыва (статья 7).

Таким региональным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, находящихся на территории Республики Тыва является Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (Постановление Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 39 «Об утверждении Положения о Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва»).

В силу приведенных положений, для сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия разрабатываются также региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, обязанность по утверждению которого возложено на Правительство Республики Тыва, с учетом постановки на государственную охрану объектов культурного наследия федерального и регионального значения еще в 1997-1998 года, на момент рассмотрения настоящего дела соответствующая программа не утверждена, доказательств обратного ответчиком не предоставлено, с учетом представления сведений о разработке проекта Службой, суд возлагает на Правительство Республики Тыва обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу утвердить государственную программу Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, тем самым иск подлежит удовлетворению в части требований.

Вместе с тем, не усматривается оснований для признания бездействия Правительства Республики Тыва, выразившегося в неисполнении обязанности, предусмотренной частью 3 статьи 34 Федерального закона № 73-Ф3, по утверждению зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения на территории Республики Тыва, в виду следующего.

Статьей 34 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 34 № 73-ФЗ).

Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 34 № 73-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 утверждено положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, пунктом 7 которого предусмотрено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Вышеупомянутым Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 1772 ВХ-1 устанавливается, что утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, режимов использования земель объектов культурного наследия регионального значения, а также градостроительных регламентов в границах данных зон отнесено к полномочиям Правительства Республики Тыва (статья 6), согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва о предоставлении земель и изменении их правового режима отнесено к полномочиям регионального органа охраны объектов культурного наследия Республики Тыва (статья 7).

В силу приведенных норм права, органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия принимается решение об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, утверждаются требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон, на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия, вопрос о разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы. В силу изложенного, вопрос о принятии решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия неразрывно связан с действием по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Каких-либо сведений о наличии федеральной или региональной программ, в рамках которых предусмотрена обязанность разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, не имеется, региональная программа находится только на стадии разработки. Кроме того, каких-либо сроков, в пределах которых административный ответчик обязан установить зоны охраны объектов культурного наследия, вышеприведенным нормативными актами не определены.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения в части указанных исковых требований прокурора к Правительству Республики Тыва, Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, оснований полагать о наличии бездействия со стороны ответчиков, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3, по утверждению зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения на территории Республики Тыва, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решИл:

административное исковое заявление прокурора Республики Тыва Дябкина С.Н. в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Тыва, Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушение, удовлетворить частично.

Обязать Правительство Республики Тыва в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу утвердить государственную программу Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Монгуш Р.С.