ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2757/2022 от 07.06.2022 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело а-2757/2022

91RS0-07

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

07 июня 2022 года

Киевский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Охота Я.В.,

при секретаре – ФИО2,

с участием:

представителей истца – ФИО5, Чернёнок И.В.,

представителя ответчика

Администрации – ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор» к Администрации Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Республики Крым и Муниципальному казенному учреждению Департаменту развития муниципальной собственности администрации Республики Крым о признании ответов незаконными и их отмене,–

у с т а н о в и л :

Садоводческое некоммерческое товарищество «Мелиоратор» в лице представителя ФИО5 обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации Республики Крым, в котором просила признать незаконным и отменить ответ МКУ Департамента архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить срок на обжалование ответа МКУ Департамента развития муниципальной собственности администрации от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным и отменить ответ МКУ Департамента развития муниципальной собственности администрации от ДД.ММ.ГГГГ и обязать МКУ Департамент архитектуры и градостроительства утвердить внесение изменений в проект межевания территории СНТ «Мелиоратор».

Исковые требования мотивированы тем, что СНТ «Мелиоратор» осуществляет свою деятельность на земельном участке, который был предоставлен СНТ «Мелиоратор» в постоянное пользование решением исполнительного комитета Симферопольского горсовета народных депутатов «О прекращении фирме Крымканалстрой» права пользования земельным участком в Каменском массиве и предоставлении его СОТ «Мелиоратор» от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации от был утвержден проект межевания территории СНТ «Мелиоратор». Ввиду того, что в утвержденный проект межевания территории необходимо было внести изменения, кооператив внес необходимые корректировки и обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации для согласования и утверждения изменений. Однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ исх. кооперативу было отказано в утверждении изменений к проекту межевания территории, поскольку были обнаружены замечания касаемо земельных участков под , 20, 32, 48, 51, 33, 45, 56, 60,61, 62, 44, 49, 55, 56, 57. Так, решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ гражданам-членам СТ «Мелиоратор» были переданы в частную собственность участки. Указанное решение было принято на основании ответа МКУ Департамент развития муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.Административный истец считает обжалуемые ответы незаконными, необоснованными и нарушающими права кооператива, что и послужило основанием для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.

Представители административного истца исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании против заявленных требований возражала, просила отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

В соответствии с требованиями ст. 151 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска по следующим основаниям.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдение порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

Законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Так, частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона определено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», принятый в соответствии с Земельным кодексом (далее - ЗК и Федеральным конституционным законом), устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым муниципальной собственности.

Так, в соответствии со статьей 1 Закона -ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом PK/2015.

Поскольку Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, предоставление земельных участков гражданам - членам садовых огороднических или дачных некоммерческих объединений осуществляется на основании Закона.

Таким образом, Законом -ЗРК/2015 и Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земель участков, находящихся в государственной или муниципальной собственно садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые за к Республики Крым» урегулирован порядок реализации прав членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на получение земельного участка бесплатно в собственность.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» введен в действие Земельный кодекс Российской Федерации со дня его официального опубликования, однако данный закон не исключает предоставление земель участков в соответствии со статьей 39.17 ЗК РФ.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в соответствии со статьей 39.17 ЗК РФ.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета Симферопольского горсовета народных депутатов СОТ «Мелиоратор» предоставлено право пользования спорным земельным участком в Каменском массиве.

Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ гражданам Украины членам садоводческих товариществ, в том числе СТ «Мелиоратор», в частную собственность переданы земельные участки для ведения садоводства, согласно приложению .

Постановлением Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.

Постановлением Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор».

На основании протеста прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ и протокола заседания по рассмотрению протеста от ДД.ММ.ГГГГ принято постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О приостановлении действия постановления Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор».

В соответствии с протоколом встречи от ДД.ММ.ГГГГ всестороннего рассмотрения проблемных вопросов, связанных с проектами межевания территории СНТ «Мелиоратор», СПК «Лаванда», а также с целью определения возможных путей урегулирования сложившейся ситуации, было принято решение о корректировке проектов межевания территории вышеуказанных СНТ и СПК с дальнейшей подачей их в адрес Департамента архитектуры и градостроительства.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О приостановлении действия постановления Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор» приостановлено действие указанного постановления администрации .

Как указывает в своих возражениях ответчик, требования градостроительного законодательства в части состава и содержания документации по планировке территории на данный момент значительно изменились относительно 2018 года, в связи с чем возобновить действие постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор» не представляется возможным.

Согласно пункту 1.1. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке проекта межевания территории садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества, принимаются самостоятельно.

В адрес МКУ Департамент архитектуры и градостроительства администрации ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление председателя СНТ «Мелиоратор» ФИО4 об утверждении проекта межевания территории СНТ «Мелиоратор» в , Республики Крым.

Постановлением администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (с изменениями и дополнениями), утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

На основании пункта 2.9.2, 2.9.3 Порядка проведена проверка представленной документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По результатам проведенной проверки проект межевания территории СНТ «Мелиоратор», , Республики Крым был направлен главе администрации для принятия решения в соответствии с действующим законодательством.

Проект межевания территории СНТ «Мелиоратор» направлен на согласование в Департамент развития муниципальной собственности администрации в части своей компетенции. По итогу рассмотрения были обнаружены замечания касаемо земельных участков СНТ «Мелиоратор» , 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 20, 32, 48, 51, 33, 45, 56, 60, 61, 62, 44, 49, 55, 56, 57 решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ приложение «О передаче земельных садоводческих участков в частную собственность гражданам Украины» переданы в частную собственность гражданам для ведения садоводства.

На основании изложенного истцу Департаментом был дан от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ввиду обнаруженных замечаний Департаментом развития муниципальной собственности администрации в отношении проекта постановления «Об утверждении проекта межевания территории, расположенной по адресу: , Каменский массив, СНТ «Мелиоратор» согласовать и утвердить проект межевания территории СНТ «Мелиоратор» не предоставляется возможным.

Оспариваемый ответ МКУ Департамент развития муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ является документом внутреннего характера, был дан в рамках взаимодействия со структурными подразделениями администрации и содержит информацию относительно земельных участков СНТ «Мелиоратор» , 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 20, 32, 48, 51, 33, 45, 56, 60, 61, 62, 44, 49, 55, 56, 57, которые решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ приложение «О передаче земельных садоводческих участков в частную собственность гражданам Украины» переданы в частную собственность гражданам для ведения садоводства.

Как следует из возражений ответчика, по итогам рассмотрения очередного обращения ФИО4, в ходе личного приема Главой администрации в режиме видеоконференцсвязи ДД.ММ.ГГГГ, председателю правления СПК «Мелиоратор» было рекомендовано обратиться в адрес Департамента с исправленным проектом межевания территории в соответствии с направленными замечаниями. Также администрацией было разъяснено, что в случае отсутствия нарушения требований градостроительного законодательства в документации по планировке территории, проект будет направлен на утверждение в соответствии со ст. 45, 46 ГрК РФ.

Таким образом, признание незаконным и отмена ответов не приведет к восстановлению прав истца, поскольку по своей правовой сути письмо в целом, как не является отказом и не препятствует обращению административного истца с исправленным проектом межевания территории в соответствии с направленными замечаниями.

При этом суд полагает необходимым отметить, что ответчиком постановление об отказе в утверждении внесения изменений в проект межевания территории СНТ «Мелиоратор» не принималось.

Кром того, правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Правила) являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменения.

Настоящие Правила обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории городского округа Симферополь, судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки, а также иных органов.

В соответствии с пунктом 6 Правила применяются, в том числе, при подготовке, проверке и утверждении документации по планировке территории, а также градостроительных планов земельных участков.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п.1 ст. 7 Правил).

При использовании и застройке земельных участков соблюдение требований градостроительных регламентов является обязательным наряду с требованиями технических регламентов, санитарных норм, нормативов градостроительного проектирования Республики Крым и городского округа Симферополь, публичных сервитутов, предельных параметров, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в зонах с особыми условиями использования территории, и другими требованиями, установленными в соответствии с действующим законодательством (п.2 ст. 7 Правил).

Применительно к каждой территориальной зоне Правилами установлены: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 ст. 7 Правил).

Согласно пункту 9 статьи 7 Правил, земельные участки или объекты капитального строительства, созданные (образованные) в установленном порядке до введения в действие настоящих Правил, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В соответствии с п.3 ст. 28 настоящие Правила применяются к отношениям, возникшим после вступления их в силу. К отношениям, возникшим до вступления в силу настоящих Правил, Правила применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления их в силу, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. Настоящие Правила не применяются к отношениям, возникшим в связи с принятием до вступления в силу настоящих Правил решений о предоставлении земельных участков для строительства (п.4 ст. 28 Правил).

Из изложенного следует, что образование земельных участков возможно исключительно при соблюдении требований установленных ПЗЗ.

Относительно требований административного истца о восстановлении срока, суд считает необходимым указать, что поскольку административным истцом оспариваемые ответы были получены ДД.ММ.ГГГГ, а административное исковое было направлено в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ, срока на обжалование истцом не был пропущен.

При изложенных обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175,176,179, 181, 218-219 КАС РФ,

р е ш и л :

В удовлетворении административного иска Садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор» – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Я.В. Охота

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Я.В. Охота