Дело №а-2765/2019
24RS0№-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2019 года <адрес> края
Ачинский городской суд <адрес>,
в составе председательствующего судьи Парфеня Т.В.,
с участием представителей административного истца <адрес>ФИО1,
представителя заинтересованного лица – Финансового управления <адрес>ФИО2,
представителя административных ответчиков Ачинской городской прокуратуры, прокуратуры <адрес>ФИО3,
при секретаре Зеленко Ю.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <адрес> к Ачинской городской прокуратуре, прокуратуре <адрес> о признании незаконным представления Ачинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений бюджетного законодательства»,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратилась в суд с административным иском к Ачинской городской прокуратуре о признании представления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений бюджетного законодательства» незаконным. Исковые требования мотивированы тем, ДД.ММ.ГГГГ Ачинским городским прокурором в адрес <адрес> внесено представление № «Об устранении нарушений бюджетного законодательства», с которым административный истец не согласен по следующим основаниям. В представлении указано, что «вопреки требованиям бюджетного законодательства по истечении 30 дней после вступления решения о бюджете в законную силу и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией района в <адрес> Совет депутатов проект решения о внесении изменений в решении о бюджете за период временного управления бюджетом, которое имело место быть в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не направлен, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации района, финансового управления администрации <адрес> своих должностных обязанностей, а также отсутствием надлежащего контроля с Вашей стороны». В представлении указаны требования Ачинской городской прокуратуры к администрации <адрес>: принять меры к недопущению впредь нарушений бюджетного законодательства, причин и условий им способствующих (пункт 1); со дня внесения представления должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих (пункт 4).
Представление рассмотрено в установленный срок, ДД.ММ.ГГГГ Ачинскому городскому прокурору дан ответ, в соответствии с которым администрация <адрес> не согласилась с представлением, по следующим основаниям. Проект решения <адрес> Совета депутатов «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» внесен администрацией <адрес> в Ачинский городской Совет депутатов ДД.ММ.ГГГГ, в срок, установленный Бюджетным кодексом РФ, ст. 28 Положения о бюджетном процессе в <адрес>, утвержденного решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-280Р. <адрес> Совет депутатов рассматривал проект решения на сессиях, до начала отчетного финансового года проект решения депутатами районного Совета утвержден не был. Постановлением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№-П на ДД.ММ.ГГГГ была назначена внеочередная сессия по рассмотрению вопроса «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов». <адрес> была информирована районным Советом депутатов о назначении внеочередной сессии на ДД.ММ.ГГГГ. Проект решения <адрес> Совета депутатов «О районном бюджете на 2019 и плановый период 2020-2021 годов» был утвержден ДД.ММ.ГГГГ и решение № Вн-282Р «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ исполнение районного бюджета не осуществлялось. Исполнение бюджета в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном ст. 190 БК РФ, являлось нецелесообразным, у бюджетополучателей в указанный период отсутствовала просроченная кредиторская задолженность и неисполненные финансовые обязательства перед третьими лицами, сроки выплаты заработной платы наступали после ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного просит признать незаконным представление Ачинской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений бюджетного законодательства (л.д. 2-4 т.1).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена <адрес> (л.д. 1 т.1).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ и от 12 08.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Финансовое управление администрации <адрес> и Министерство финансов <адрес> соответственно (л.д. 113 т.1, л.д. 29 т.2).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что проект решения <адрес> Совета депутатов «О внесении изменений в решение <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-282Р «О временном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» подготовлен в связи с необходимостью отражения в решении о бюджете: межбюджетных трансферов, выделенных дополнительно <адрес> в 2019 году из краевого бюджета; распределения остатков средств районного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ; уменьшения и перераспределения средств районного бюджета, иных межбюджетных трансферов поселений на выполнение переданных полномочий на муниципальный уровень, предусмотренные на 2019 год, а не в связи с «временным управлением бюджетом». Необходимости в расходовании бюджетных средств в период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ не имелось, таким образом, исходя из положений ст. 190 БК РФ основания для введения временного управления бюджетом отсутствовали. Указал, что оспариваемое представление Ачинского городского прокурора затрагивает права и интересы административного истца, поскольку в нем констатируется нарушение закона, которое фактически допущено не было, кроме того, в связи с поступлением представления была организована служебная проверка, истребовано объяснение от начальника Финансового управления <адрес>. Полагает что прокурор в рассматриваемом случае безосновательно подменяет другие контрольные органы в полномочия которых входит контроль за соблюдением бюджетного законодательства. Считает также, что Ачинским городским прокурором был нарушен порядок проведения проверки предусмотренный ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Представитель заинтересованного лица – Финансового управления <адрес>ФИО2 заявленные исковые требования поддержала по аналогичным основаниям. Также поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях по делу в соответствии с которыми проект решения «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» внесен администрацией <адрес> в <адрес> Совет депутатов ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также статьей 28 решения <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-280Р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в <адрес>» (далее - Положение о бюджетном процессе). По результатам рассмотрений на комиссиях и сессиях <адрес> Совета депутатов проект решения «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» в 2018 году утвержден не был. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 190 БК РФ финансовый орган наделяется именно правом доведения до главных распорядителей бюджетных средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году. Данное право не является обязанностью финансового органа, при условии, что решение о районном бюджете вступит в силу не позднее, чем в течение трех месяцев после начала финансового года (ч. 2 ст. 190 БК РФ). Районный бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов был принят решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-282Р, и вступил в силу после официального опубликования ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполнение районного бюджета в порядке, предусмотренном статьей 190 БК РФ, не осуществлялось, так как на ДД.ММ.ГГГГ была назначена внеочередная сессия <адрес> Совета депутатов по вопросу рассмотрения и принятия проекта решения «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов». Ввиду того, что временное управление районным бюджетом не вводилось, положения ст. 191 БК РФ применению не подлежат. <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-305 Р «О внесении изменений в решение <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-282Р «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годов» было принято в рамках ст. 33 «Внесение изменений в решение о районном бюджете на текущий финансовый год и плановый период» Положения о бюджетном процессе. (л.д. 116-117 т.1). Указала дополнительно, что перечисление налоговых поступлений, арендных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ происходило в рамках ранее запланированных показателей и внесения изменений в решение <адрес> Совета депутатов «О внесении изменений в решение <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-282Р «О временном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» не требовало. Внесение проекта решения <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-305 Р «О внесении изменений в решение <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-282Р «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годов» в мае 2019 было обусловлено причинами, изложенными в соответствующей пояснительной записке руководителя Финансового управления <адрес> к проекту и не связано с введением временного управления бюджетом.
Представитель административных ответчиков – Ачинской городской прокуратуры, прокуратуры <адрес>ФИО3 против удовлетворения заявленных исковых требований возражала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных отзывах по делу. Согласно представленным отзывам, Ачинской городской прокуратурой по обращению депутата Ачинского городского Совета депутатов ФИО4 проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности <адрес>, в ходе которой установлено, что бюджет <адрес> на 2019-2021 гг. утвержден решением <адрес> Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ № Вн-282Р, которое опубликовано в газете «Уголок России» ДД.ММ.ГГГГ, и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленной информации администрации <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, проект решения о внесении изменений и дополнений в решение <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в Ачинский городской Совет депутатов не направлялся по причине того, что находился в процессе формирования. То есть вопреки требованиям бюджетного законодательства по истечении 30 дней после вступления решения о бюджете в законную силу и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией района в <адрес> Совет депутатов проект решения о внесении изменений в решение о бюджете, уточняющего показатели бюджета с учетом исполнения бюджета за период временного управления бюджетом, которое имело место быть в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не направлен. По данному факту в адрес администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление, в удовлетворении которого было отказано. Проект решения о внесении изменений в решение о бюджете на 2019 год представлен в Совет только ДД.ММ.ГГГГ, который рассмотрен на сессии районного Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ и принят, таким образом требования представления были исполнены. В соответствии с положениями ст. 190 БК РФ, ст. 30 Положения о бюджетном процессе в <адрес>, утвержденном решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн – 280Р если решение о бюджете не вступило в силу с начала текущего финансового года, вводится временное управление бюджетом. В соответствии со ст. 191 БК РФ, ст. 31 Положения о бюджетном процессе если закон (решение) о бюджете вступает в силу после начала текущего финансового года и исполнение бюджета до дня вступления в силу указанного закона (решения) осуществляется в соответствии со статьей 190 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня вступления в силу указанного закона (решения) орган исполнительной власти (местная администрация) представляет на рассмотрение и утверждение законодательного (представительного) органа проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете, уточняющего показатели бюджета с учетом исполнения бюджета за период временного управления бюджетом. Указанный проект закона (решения) рассматривается и утверждается законодательным (представительным) органом в срок, не превышающий 15 дней со дня его представления. Непредставление в представительный орган местного самоуправления проекта решения о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете на очередной финансовый год, уточняющий, в том числе показатели бюджета за период временного управления, нарушает основной принцип бюджетной системы, предусмотренный ст. 36 БК РФ, а также интересы неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о ходе исполнения бюджета. Довод административного истца об отсутствии расходов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может являться основанием для не исполнения требований закона, предусматривающих обязательность внесения проекта решения о корректировке бюджета в представительный орган по истечении 30 дней со дня окончания временного управления бюджетом. В соответствии с положениями статьи 215.1 БК РФ бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Принцип единства кассы, закрепленный в статье 38.2 БК РФ означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. Таким образом, исполнение бюджета осуществляется как по доходам, так и по расходам. Согласно абзаца 2 статьи 218 БК РФ исполнение бюджетов по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со счета УФК по <адрес> на счета бюджета (Финансовое управление) осуществлялись поступления денежных средств, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №№, 527928, 527 487, 528799, от ДД.ММ.ГГГГ№, №, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, в том числе доходы от уплаты налогов и сборов и других обязательных платежей, что свидетельствует об исполнении бюджета по доходам в период временного управления. Таким образом, довод истца об отсутствии необходимости внесения проекта решения о корректировке бюджета за период временного управления по причине отсутствия расходов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельным, так как в указанным период осуществлялись поступления в бюджет, свидетельствующие об исполнении бюджета по доходам. Кроме того, положениями ст. 219.2 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета. В первоначальном бюджете <адрес> на 2019 год (решение от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-282Р) дефицит бюджета запланирован в размере 17 000 000, 00 рублей. Согласно приложению № к решению эти 17млн.руб. – это предполагаемый остаток средств на счете районного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ. Первой корректировкой бюджета 2019 года (решение от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-305Р) дефицит бюджета увеличен до 39 452 790,46 руб. Согласно приложению 1 к решению 39 452 790,46 руб. – это фактический остаток средств на счете районного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ. данные показатели подтверждаются и п.п. 2.2 раздела Расходная часть Пояснительной записки к проекту решения по первой корректировке бюджета: а именно: остаток на счете районного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 11 227 336,93 рублей (остатки на ДД.ММ.ГГГГ всего 39 452 790,46 рублей учтены в первоначальном решении от ДД.ММ.ГГГГ, остатки в сумме 17 млн.руб., средства краевого бюджета – субвенции и субсидии в сумме 6 867 211,35 руб. возвращены в краевой бюджет, иные межбюджетные трансферы от поселений в размере 2 407 046,82 руб. возвращены в бюджет Ключинского сельсовета; средства в сумме 1 593 539,24 руб., неиспользованные в 2018 года от АО «РУСАЛ-Ачинск» на строительство Ястребовского детского сада)». Первой корректировкой бюджета свободные остатки средств районного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ учтены в расходной части бюджета и распределены на различные цели, что подтверждается увеличением расходной части бюджета. Сведения о суммах остатков на счете бюджета были предоставлены Финансовому управлению от Федерального казначейства уже в первые рабочие дни 2019 года. Также о качестве остатков бюджетных средств, подлежащих корректировке в решении о бюджете 2019 года, относятся поступившие в январе 2019 года по платежным поручениям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ доходы от уплаты налогов и сборов за 2018 год, которые не были учтены при принятии решения о бюджете на 2019 год, т.к. проект решения о бюджете на 2018 год поступил в Совет депутатов ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, наличие свободных остатков средств районного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что у администрации <адрес> были средства, которые необходимо было распределять уже в первые рабочие дни 2019 года, с учетом периода временного управления бюджета. Административный ответчик также указывает, что в нарушение положений п. 2 ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении не указаны сведения о правах, свободах, законных интересах административного истца, которые нарушаются оспариваемым представлением прокурора. (л.д. 15-16, 28-29 т.1, л.д. 41-43, 49 т.2).
Представитель заинтересованного лица – Министерства финансов <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 32 т.2) в судебное заседание не явился. Представил отзыв по заявленным требованиям в соответствии с которым полагает возможным согласиться с доводами <адрес> об отсутствии оснований для внесения изменений в решение <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-282Р «Об утверждении районного бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» в соответствии с требованиями ст. 191 БК РФ в виду отсутствия исполнения бюджета до вступления в силу указанного закона (решения) согласно ст. 190 БК РФ. Вместе с тем обращает внимание на то, что юридическую силу имеют разъяснения органов государственной власти, в случае, если данный орган наделен специальной компетенцией давать разъяснения по применению положений толкуемого правового акта. Министерство согласно Положению о министерстве финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п не наделено компетенцией по разъяснению федеральных законов. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. (л.д. 44-45 т.2).
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица – Финансового управления <адрес>, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить административное исковое заявление по следующим основаниям.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с пунктом 15 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В рассматриваемом деле по мнению суда такая совокупность имеется.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ст. <адрес> к исключительной компетенции районного Совета депутатов относится принятие бюджета района и отчета о его исполнении. (л.д. 47-90 т.1). В свою очередь в соответствии со ст. <адрес> представляет на утверждение Совета проект бюджета района и отчет о его исполнении, проекты решений о корректировке бюджета района и распределении средств, полученных в результате экономии расходов бюджета или превышения его расходов над доходами.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.4 Положения о Финансовом управлении <адрес>, утвержденному Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П Финансовое управление администрации <адрес> является уполномоченным органом администрации <адрес> по управлению средствами бюджета <адрес>, обеспечивающим реализацию единой финансовой политики <адрес>. Управление входит в структуру администрации района и подчиняется <адрес>. В соответствии с п. 2.2, 2.3 Положения основными задачами Финансового управления является составление проекта районного бюджета в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством, организация исполнения бюджета <адрес>, управление доходами и расходами бюджета по принципу единства кассы, составление отчета об исполнении бюджета района (л.д. 78-90 т.1).
На основании п. 1 ст. 185 БК РФ местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Аналогичный срок предусмотрен ч. 1 ст. 28 Положения о бюджетном процессе в <адрес> утвержденном <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-280Р. (л.д. 22-24).
Как следует из материалов дела, подтверждается письмом <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10 т.1) и не оспаривалось сторонами, проект <адрес> Совета депутатов «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 -2021 годов» поступил в <адрес> Совет депутатов без нарушений, в срок установленный п. 1 ст. 185 БК РФ и ч. 1 ст. 28 Положения о бюджетном процессе в <адрес>.
Согласно п. 2 ст. 187 БК РФ порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона (решения) до начала очередного финансового года.
В соответствии со ст. 3 Положения о бюджетном процессе в <адрес> районный бюджет разрабатывается и утверждается в форме решения <адрес> Совета депутатов. Решение о районном бюджете вступает в силу с 01 января и действует по 31 декабря финансового года.
Основные характеристики районного бюджета на 2019 год, а также на 2020-2021 годы утверждены <адрес> Совета депутатов № Вн-282Р «О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» только ДД.ММ.ГГГГ, оно опубликовано в официальном печатном издании <адрес> «Уголовк России» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74-76 т.1). Таким образом, исходя из положений ст. 20 Решения № Вн-282Р от ДД.ММ.ГГГГ оно вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 1 ст. 190 Бюджетного Кодекса РФ в случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года: финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году; иные показатели, определяемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год; порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.
Исходя из буквального толкования указанной нормы диспозитивный характер носит только абзац 1 ч. 1 ст. 190 Бюджетного Кодекса РФ, касающийся исключительно объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, которые правомочен ежемесячно доводить финансовый орган до главных распорядителей бюджетных средств. Абзацы 2 и 3 ч. 1 ст. 190 Бюджетного Кодекса РФ касающиеся размера (нормативов) и порядка применения иных показателей, определяемых законом (решением) о бюджете, распределения и предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ в случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года, носят императивный характер, прямо предписывая руководствоваться тем, что было установлено законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что единственным условием введения временного управления бюджетом в соответствии с ч. 1 ст. 190 Бюджетного Кодекса РФ является невступление в силу с начала текущего финансового года закона (решения) о бюджете. Каких – либо дополнительных условий в виде издания соответствующего акта органом местного самоуправления, наступления срока исполнения расходных обязательств и т.д. не требуется. Положения же п. 2 ст. 190 БК РФ устанавливают дополнительные ограничения правомочий органа, исполняющего бюджет, в рамках временного управления бюджетом, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года.
В соответствии со статьями 34, 38, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), а на главного распорядителя бюджетных средств возложена обязанность по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств.
В процессе исполнения бюджета обеспечивается реальное, полное и своевременное поступление денежных средств в бюджет и своевременное выделение и использование реальных денежных средств из бюджета для обеспечения выполнения всех задач и функций муниципального образования, таким образом, исполнение бюджета должно носить непрерывный характер.
Согласно статье 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) исполнение бюджетов по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по установленным нормативам, со счетов органов Федерального казначейства.
Из представленных суду платежных поручений №, 527928, 528799 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-37, 122 -137 т.1), пояснений руководителя финансового управления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с 10 по ДД.ММ.ГГГГ на единый счет доходов районного бюджета поступали налоговые платежи, штрафы, акцизы, плата за негативное воздействие на окружающую среду, арендная плата, субвенции на суммы от 148 до 5 677 250 руб. (л.д. 16 т.2). Таким образом, за период с 10 по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось исполнение бюджета <адрес> по доходам. Кроме того, из раздела 2.2 Пояснительной записки к проекту решения <адрес> Совета депутатов «О внесении изменений в решение <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн -282Р следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ изменился размер остатков на счете районного бюджета по сравнению с запланированными и отраженным в решении от ДД.ММ.ГГГГ № Вн – 282Р, а именно увеличился с 17 000 000,00 рублей до 39 452 790, 46 рублей (л.д. 141, 142, 145-156 т.1).
Таким образом, в спорный период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось исполнению бюджета <адрес> по его доходам, с ДД.ММ.ГГГГ изменились основные характеристики районного бюджета (увеличился дефицит бюджета).
В соответствии с частью 1 статьи 191 БК РФ, если закон (решение) о бюджете вступает в силу после начала текущего финансового года и исполнение бюджета до дня вступления в силу указанного закона (решения) осуществляется в соответствии со статьей 190 БК РФ, в течение одного месяца со дня вступления в силу указанного закона (решения) орган исполнительной власти (местная администрация) представляет на рассмотрение и утверждение законодательного (представительного) органа проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете, уточняющего показатели бюджета, с учетом исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.
Вопреки доводам представителя Финансового управления <адрес> проект решения о внесении изменений в закон (решение) о бюджете, уточняющий показатели бюджета за период временного управления должен быть представлен вне зависимости от того, производилось ли исполнение бюджета по доходам в рамках показателей утвержденных решением от ДД.ММ.ГГГГ № Вн -282Р или превысило их, а также вне зависимости от отсутствия исполнения по расходам бюджета. Таким образом, <адрес> должна была внести на рассмотрение и утверждение районного Совета депутатов проект решения о внесении изменений в решение от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-282Р в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из информации представленной председателем районного Совета депутатов ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Совет депутатов не поступал проект решения о внесении изменений и дополнений в решение <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн -282Р (л.д. 37 т.2).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес <адрес>ФИО6 Ачинским городским прокурором внесено представление № об устранении нарушений бюджетного законодательства (л.д. 5-6 т.1), согласно которому Ачинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного законодательства в деятельности администрации <адрес>, а именно нарушение требований ст. 191 Бюджетного Кодекса РФ. В связи с чем прокурор потребовал принять меры к недопущению впредь нарушений бюджетного законодательства, причин и условий им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения в указанной сфере законодательства. Указано, что представление подлежит безотлагательному рассмотрению, со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер с приложением копий соответствующих документов, в месячный срок сообщить прокурору в письменной форме. (л.д. 5-6 т.1).
В соответствии с Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается - путем своевременного и оперативного реагирования органов прокуратуры на ставшие известными факты нарушения субъектами права законов различной отраслевой принадлежности - неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора).
Согласно пункту 8 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" в сфере экономики следует сосредоточить усилия, в том числе на надзоре за исполнением бюджетного и антимонопольного законодательства.
С учетом приведенных выше правовых норм и фактически установленных обстоятельств, суд полагает, что оспариваемое представление вынесено Ачинским городским прокурором в пределах его компетенции в качестве меры прокурорского реагирования на выявленные нарушения <адрес> положений ст. 191 Бюджетного Кодекса РФ.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст.226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в том числе соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указано на то, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Из положений п. 2 ст. следует, что проверка проводится только на основании полученной информации о тех или иных уже допущенных нарушениях. Пункт 6 Приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 195 определяет, что в качестве источников информации о нарушениях надлежит понимать обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации и т.п., а также другие материалы о допущенных правонарушениях, материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики.
Частью 3 ст. 21 Закона «О прокуратуре» предусмотрено, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П предусмотрено проведение органами прокуратуры проверок исполнения законов с одновременным вынесением соответствующего решения, обусловленного наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности организации и ее должностных лиц, "которые нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с государственным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью... организаций".
ДД.ММ.ГГГГ в Ачинскую городскую прокуратура поступило обращение депутата <адрес> Совета депутатов ФИО4, в котором он просит провести прокурорскую проверку действий администрации <адрес> по фактам нарушения Бюджетного кодекса РФ и решения <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Вн-280Р. Обращение мотивировано тем, что решение о бюджете <адрес> на 2019-2021 г.г. вступило в законную силу после начала текущего финансового года, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ находился на временном управлении бюджетом. Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Совет депутатов проект решения, уточняющий показатели бюджета <адрес> на 2019-2021 годы, не поступал (л.д. 34 т.2).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Ачинского городского прокурора в адрес <адрес> Совета депутатов и <адрес> направлены запросы об истребовании информации, мотивированные проведением проверки доводов обращения депутата <адрес> Совета депутатов ФИО4 (л.д. 35-36 т.2)
ДД.ММ.ГГГГ Ачинским городским прокурором в адрес <адрес> внесено оспариваемое представление. Одновременно в адрес депутата <адрес> Совета депутатов направлено уведомление о том, что по его доводам проведена прокурорская проверка, в ходе которой в деятельности администрации <адрес> установлены нарушения бюджетного законодательства, что явилось основанием для внесения представления (л.д. 47 т.2).
Из приведенных выше материалов однозначно следует, что оспариваемое представление вынесено Ачинской городской прокуратурой в результате проверочных мероприятий, проводимых в свою очередь на основании информации о допущенных нарушениях содержащейся в письменном обращении ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках проверки истребовалась информация непосредственно у проверяемого органа – <адрес>. Указанные обстоятельства, по мнению суда свидетельствуют о необходимости соблюдения требований ч. 3 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре», чего в рассматриваемом случае административным ответчиком сделано не было. Представленное суду решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38 т.1) к представлению от ДД.ММ.ГГГГ отношения не имеет, поскольку вынесено в рамках обращения ФИО5, ее предметом являлось соблюдение бюджетного законодательства при представлении межбюджетных трансфертов сельсоветам района на обеспечение сбалансированности бюджетов, проведение данной проверки ограничено периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии необходимости соблюдения требований ч. 3 ст. 21 Закона «О прокуратуре» в связи с наличием необходимых данных в открытых источниках судом отклоняются, поскольку из представленных материалов дела следует, что в рамках проведения проверки информация истребовалась в том числе у проверяемой <адрес>.
Внесение представления от ДД.ММ.ГГГГ с нарушением процедуры проведения проверки по правилам ч. 3 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре» является существенным нарушением действующего законодательства и влечет признание оспариваемого представления незаконным
Оценивая доводы административного ответчика в соответствии с которыми оспариваемое представление не нарушает права и законные интересы административного истца, суд исходит из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации.
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, ст. 17.7 КоАП РФ в отношении лиц, которым адресовано оспариваемое представление, предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь возможным основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
Как следствие, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административное исковое заявление Администрации Ачинского района Красноярского края.
Признать представление Ачинского городского прокурора от 26.03.2019 года «Об устранении нарушений бюджетного законодательства» внесенное в адрес Главы Ачинского района незаконным.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Парфеня Т.В.