ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2781/2016 от 03.10.2016 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело а-2781/ 2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>

« 03 » октября 2016 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе судьи С.П. Богдановича, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 и ФИО3 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> об оспаривании решения органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее по тексту – Инспекция), в котором просят признать незаконным решение административного ответчика об отказе в выдаче копий свидетельств ОГРН и ИНН Общества с ограниченной ответственностью «ФАНБОРД» (далее по тексту – Общество).

В обоснование своих требований ФИО2 и ФИО3 указали, что решением Общего собрания участников Общества от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) освобождена от должности директор Общества ФИО4, а его директором и ответственным за регистрацию изменений в ЕГРЮЛ назначен ФИО3ФИО4 на собрании участников Общества отсутствовала, заказным письмом с уведомлением о вручении ей сообщено о принятом в отношении нее кадровом решении. Для реализации решений общего собрания участников Общества требуется регистрация изменений в ЕГРЮЛ как связанных, так и не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества. В составе пакета документов, необходимых для государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, требуется предоставить оригиналы, дубликаты или надлежащим образом заверенные копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство ОГРН) и свидетельства о постановке на налоговый учет (свидетельство ИНН). Оригиналы указанных свидетельств находятся у бывшего директора Общества ФИО4, которая уклоняется от их предоставления. ФИО2 на основании п. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ обратился в Инспекцию с заявлением о выдаче заверенных копий документов, содержащихся в регистрационном деле Общества, в чем ему было отказано письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ввиду несовпадения данных заявителя с содержащимися в ЕГРЮЛ данными о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Общества, а также с указанием на то, что содержащаяся в регистрационном деле юридического лица информация является конфиденциальной и составляет налоговую <данные изъяты> в соответствии со ст. 102 НК РФ. На решения Инспекции об отказе в предоставлении запрашиваемых документов административными истцами подана жалоба на имя начальника Инспекции, которая оставлена без удовлетворения. Перечисленные обстоятельства послужили поводом для обращения ФИО2 и ФИО3 в суд с рассматриваемыми требованиями.

От административных истцов в лице представителя по доверенности – ФИО5 поступило заявление о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного ответчика Инспекции по доверенности – ФИО6 не возражала против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Предоставила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении его требований отказать. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ учредители Общества ФИО2 и ФИО7 обратились в Инспекцию с заявлением о предоставлении архивного дела Общества для ознакомления, на которое административный ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил об отсутствии правовых оснований для предоставления архивного дела Общества его учредителям.

ДД.ММ.ГГГГ учредители Общества ФИО2 и ФИО7 обратились в Инспекцию с заявлением о выдаче дубликатов учредительных документов Общества: устава, свидетельств о государственной регистрации. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Инспекция проинформировала заявителей о том, что копии документов предоставляются при оплате государственной пошлины, а также обратила внимание заявителя на наличие в ЕГРЮЛ сведений о том, что право действовать от имени Общества без доверенности, в том числе обращаться в регистрирующий орган с заявлением о предоставлении указанных в запросе свидетельств, предоставлено иному физическому лицу.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 подал жалобу руководителю налогового органа, мотивировав ее незаконным отказом в выдаче заверенных копий документов, содержащихся в регистрационном деле Общества. Названная жалоба рассмотрена в установленном порядке и ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 направлено письмо, в котором заявителю повторно разъяснено, что выдача копий документов осуществляется за плату, определенную ст. 333.33 НК РФ, повторная выдача документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ, производится по заявлению лица, имеющего право действовать без доверенности, или лица, имеющего доверенность.

В связи с изложенным и на основании п. 2 ст. 291 КАС РФ дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, суд полагает отказать в удовлетворении требований административного иска по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.

Исходя из требований ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа государственной власти, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа государственной власти, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.

Пунктами 1-4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа государственной власти суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.

В свою очередь на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.

Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа государственной власти, судом принимается одно из следующих решений:

- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что протоколом Общего собрании участников Общества от ДД.ММ.ГГГГФИО4 освобождена от занимаемой должности директора Общества, на должность директора Общества избран ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ учредители Общества ФИО2 и ФИО7 обратились в Инспекцию с заявлением о предоставлении архивного делопроизводства Общества для ознакомления учредителям данного Общества.

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией ФИО2 направлено письмо , в котором фактически отказано в ознакомлении заявителей с архивным делопроизводством Общества с указанием на то, что в соответствии со ст. 102 НК РФ содержащаяся в регистрационном деле юридического лица информация является конфиденциальной.

ДД.ММ.ГГГГ учредители Общества ФИО2 и ФИО7 обратились в Инспекцию с заявлением о выдаче дубликатов учредительных документов: устава Общества и свидетельств о государственной регистрации.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Инспекция сообщила ФИО2, что предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов на бумажном носителе осуществляется за плату, размер которой установлен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В письме также указано, что сведения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Общества, не совпадают с данными лица, обратившегося с заявлением на предоставление дубликатов документов Общества.

На направленную ФИО2 руководителю Инспекции жалобу, данному административному истцу письмом от ДД.ММ.ГГГГ повторно сообщено о необходимости оплаты государственной пошлины и о наличии в ЕГРЮЛ сведений об ином лице (ФИО4), имеющем право действовать от имени Общества без доверенности.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, истцы указывают, что запрашиваемые у административного ответчика копии документов, содержащие сведения об ОГРН и об ИНН Общества, не отнесены законом к категории сведений, составляющих налоговую <данные изъяты>, и должны быть предоставлены в виде копии документа (документов), содержащихся в соответственном государственном реестре (п. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ).

Разрешая требования административных истцов, суд учитывает, что ими фактически произведена подмена понятий. А именно, обращаясь в Инспекцию ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 требовали предоставления им не копий, а дубликатов документов Общества, в том числе свидетельств ОГРН и ИНН.

В административном исковом заявлении истцы просили признать незаконным отказ Инспекции в предоставлении им именно копий свидетельств ОГРН и ИНН Общества, хотя обращение административных истцов в Инспекцию по вопросу предоставления копий документов суду не предоставлено. На такое обстоятельство административные истцы не ссылались.

Вместе с этим дубликатом признается повторный экземпляр подлинника документа (пункт 22 раздела 3 ФИО9 7.0.8-2013, утверждённого Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст).

Копией документа является экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа (пункт 23 раздела 3 ФИО9 7.0.8-2013, утверждённого Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст).

При этом, учитывая обстоятельства, на которых административные истцы основывают свои требования, следует признать, что ими фактически оспаривается решение Инспекции, изложенное в форме письма от ДД.ММ.ГГГГ.13/14094, принятое по результатам рассмотрения заявления ФИО2 и ФИО7 о предоставлении дубликатов документов Общества, поступившего в Инспекцию ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, разрешая требования иска, суд учитывает, что нормы действующего законодательства не предусматривают выдачу дубликатов свидетельств о регистрации юридического лица и присвоении ему ИНН. Законом не предусмотрено нахождение подлинников данных документов в регистрационных делах юридических лиц (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Из письма ФНС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ШС-6-09/05@ следует, что под выдачей дубликатов свидетельств о регистрации юридического лица понимается повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства.

Таким образом, следует признать, что административные истцы не обращались в Инспекцию по вопросу предоставления им копий свидетельств ОГРН и ИНН Общества и решение по данному обращению административным ответчиком не принималось. Письмом Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ.13/14094 ФИО10 были проинформированы о порядке получения копий документов либо их дубликатов. В письме изложено, что для получения документа необходим соответствующий запрос и оплата государственной пошлины. Разъяснено, кто вправе действовать в интересах Общества без доверенности.

Кроме того, исходя из предоставленных документов ФИО2, являясь учредителем Общества, не наделен правом действовать в интересах юридического лица без предоставления доверенности, а, следовательно, получать правоустанавливающие документы юридического лица.

Таким правом обладает вновь избранный директор Общества ФИО3, который, однако, в Инспекцию с заявлением о предоставлении дубликатов документов не обращался. В связи с этим права ФИО3 оспариваемым решением не затронуты, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных последним требований.

В силу ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» полномочия единоличного исполнительного органа общества возникают с момента его избрания общим собранием участников общества и прекращаются с момента принятия решения о прекращении полномочий. Гражданское законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в реестр.

С учетом изложенного в удовлетворении предъявленного административного иска следует отказать полностью.

Данное решение не является препятствием для административных истцов получить копии документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц во исполнение ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в порядке, установленном ст. 6 того же закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований административного искового заявления ФИО2 и ФИО3 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> об оспаривании решения органа государственной власти – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: С.П. Богданович

Копия верна:

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> С.П. Богданович