Дело №а-2792/20 06 марта 2020 года
47RS0№-41
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Береза С.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Комитету государственного жилищного надзора и контроля <адрес> о признании незаконными действий и отказа в принятии мер по обращению от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился с административным исковым заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и контроля <адрес>, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ через Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства обратился в Комитет государственного жилищного надзора и контроля <адрес> с заявлением 47-№ о нарушениях жилищного и лицензионного законодательства в деятельности ООО «УК «ФИО20» в качестве управляющей организации многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в части нарушения требований действующего законодательства ст. 45 Жилищного кодекса РФ по предоставлению реестра собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, <адрес>.
На указанное обращение ФИО2 в Комитет государственного жилищного надзора и контроля <адрес> через систему ГИС ЖКХ от заместителя председателя Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ № гжи-08-№.
Согласно содержанию указанного ответа, обращение ФИО2 было рассмотрено, но в принятии мер реагирования, проведения проверочных мероприятий, привлечении виновных лиц к административной ответственности и отзыва у управляющей организации лицензии на право управления многоквартирным домом было отказано.
ФИО2 считает, что со стороны административного ответчика допущены незаконные бездействия в виде не принятия мер реагирования, не проведения проверочных мероприятий в отношении управляющей организации МКД, не привлечения виновных лиц к административной ответственности и не рассмотрении вопроса и не принятии мер по отзыву у управляющей организации ООО «Управляющая компания «ФИО21» лицензии на право управления многоквартирным домом.
Административный истец является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, <адрес>, кадастровый №.
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, <адрес>, осуществляет в качестве управляющей организации ООО «Управляющая компания «ФИО22», ИНН №, ОГРН №.
Ранее в адрес управляющей организации ООО «УК «ФИО23» через ГИС ЖКХ было направлено обращение о предоставлении реестра собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, <адрес>, в целях созыва общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. На обращение административного истца управляющей компанией не был представлен реестр собственников помещений многоквартирного дома
Вышеуказанный ответ административного ответчика административный истец считает незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца, противоречащим целям и задачам деятельности административного ответчика и направлено на незаконное бездействие в рамках административного регулирования лицензионной деятельности управляющих организаций, уклонение (освобождение) правонарушителей жилищного законодательства от выполнения требований закона и предусмотренной законом ответственности, что возможно является проявлением коррупционной составляющей в деятельности указанного государственного органа и его должностных лиц, в связи с чем, просит суд:
- признать незаконным действия (бездействие) Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> по отказу в принятии мер реагирования в отношении управляющей компании ООО «Управляющая компания «ФИО24» по обращению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № 47-№, проведении проверочных мероприятий (внеплановой проверки), привлечении виновных лиц к административной ответственности и отзыве у управляющей организации лицензии на право управления многоквартирным домом.
В настоящее судебное заседание административный истец, будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела, не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддерживая первоначальные административные исковые требования с учетом представленных письменных возражений на отзыв административного ответчика, представленных в суд ДД.ММ.ГГГГ, в которых ФИО2 о незаконности оспариваемого ответа Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исходящий номер гжи-08-№ в части обращения административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, по тем основаниям, что по обращению истца было установлено нарушение ООО «УК «ФИО25», однако нарушенные права ФИО2 восстановлены не были, проведение проверочных мероприятий, привлечение виновных лиц к административной ответственности и отзыва у управляющей организации лицензии на право управления многоквартирным домом было отказано.
В настоящем судебном заседании представитель административного ответчика возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, дополнениях к возражениям на иск.
Представитель заинтересованного лица ООО ФИО19, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела, в настоящее судебное заседание не явился, ДД.ММ.ГГГГ присутствовал в судебном заседании, в котором представил письменные возражения на административный иск, в которых просил об отказе в удовлетворении административных исковых требований, как необоснованных.
При таких обстоятельствах, суд, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ, приступает к рассмотрению административного дела в отсутствие не явившихся лиц, так как их явка не была признана судом обязательной.
Выслушав мнение представителя административного ответчика, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено, что из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 является собственником жилого помещения площадью 29,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись в реестре №.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 через Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства обратился в Комитет государственного жилищного надзора и контроля <адрес> с заявлением входящий номер гжи-08-12559 о нарушении управляющей организацией обязательств по управлению многоквартирным домом, указав, что административный истец является собственником жилого помещения площадью 59,5 кв.м., этаж №, назначение: жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, <адрес> (ныне <адрес>, кадастровый №.
Административный истец в заявлении указал, что согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. согласно абзацу 2 пункта 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. В соответствии с пунктом 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов); е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год; к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом. По смыслу положений пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается, в том числе, путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде, Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке (пункт 4 Стандарта). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №485-ФЗ в статье 45 Жилищного кодекса РФ введена часть 3.1, согласно которой управляющая организация, обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Статьей 45 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Из содержания статей 44, 45 Жилищного кодекса РФ следует, что любой собственник помещений в многоквартирном доме может инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Учитывая изложенное, а также в целях инициирования и подготовки проведения ФИО2 общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, <адрес>, в том числе, с повесткой дня в рамках проведения в рамках проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном дома административный истец обратился в управляющую организацию ООО «ФИО26» с заявлением о предоставлении ему реестра собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, <адрес>. На указанное обращение от управляющей организации ООО «ФИО27» в системе ГИС ЖКХ размещен ответ следующего содержания: «Управляющая компания неоднократно направляла в Ваш адрес реестр собственников, о чем имеются подтверждения в виде почтовых квитанций. Обращаем Ваше внимание, что законом не регламентирован способ отправки данного реестра, а в связи с его большим объемом он может быть направлен только почтой России. В соответствии с ст.45 Жилищного кодекса РФ реестр собственников должен быть предоставлен лицу, инициирующему собрание. Учитывая изложенное, просим Вас документально подтвердить тот факт, что Вы действительно инициируете общее собрание собственников в данном многоквартирном доме, а не запрашиваете данный реестр в иных целях». Таким образом, управляющая организация отказала в предоставлении по запросу в целях инициирования ОСС реестра собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, <адрес>.
Учитывая изложенное, административный истец просил принять меры к управляющей организации ООО «Управляющая компания «ФИО28» в рамках компетенции Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес>, включая проведение внеплановой проверки, выдачу предписания и привлечения виновных лиц к административной ответственности и отзыв у управляющей организации лицензии на право управления многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес>.
Комитет Государственного жилищного надзора и контроля <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ исходящий номер гжи-08-№ в части обращения административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, входящий номер гжи-08-12559, сообщил, что управляющая организация при поступлении обращения в письменной форме, в том числе с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в ст.45 Жилищного кодекса РФ, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязана предоставить инициатору общего собрания реестр собственников помещений в таком доме в течение 5 дней с момента получения письменного запроса. Указанный реестр должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в многоквартирном доме, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве собственности на общее имущество (ч.1 ст.45 ЖК РФ). Указанная обязанность закреплена в жилищном законодательстве Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». По вопросу исполнения управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, мкр.Новый Оккервиль, <адрес>, ООО «УК «ФИО29» указанной обязанности сообщено следующее. По информации общества реестр собственников помещений в многоквартирном доме направлен в адрес административного истца заказным почтовым отправлением с описью вложения ДД.ММ.ГГГГ и получении им ДД.ММ.ГГГГ (подтверждается письмом общества от ДД.ММ.ГГГГ гг. №, копией описи вложения, информацией об отслеживании почтового отправления). Реестр собственников помещений в многоквартирном доме направлен также в адрес административного истца заказным почтовым отправлением с описью вложения ДД.ММ.ГГГГ и получен им ДД.ММ.ГГГГ (подтверждается письмом общества от ДД.ММ.ГГГГ№, копией описи вложения, информацией об отслеживании почтового отправления). Кроме того, в связи с рассмотрением обращения административного истца от ДД.ММ.ГГГГ №гжи-08-8188 на основании распоряжения Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой постановлением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ общество привлечено к административной ответственности за нарушения лицензионного требования, предусмотренного пп.«в» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в части нарушения установленного ч.3.1. ст.45 Жилищного кодекса РФ срока предоставления указанного реестра. По информации общества, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у общества, как лица, ответственного за ведение в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, отсутствуют сведения об изменениях в реестре собственников помещений в многоквартирном доме (подтверждается письмом общества от ДД.ММ.ГГГГ№). Кроме того, периодичность обновления сведений реестра собственников помещений в многоквартирном доме действующим законодательством не урегулирована. Таким образом, на обращения административного истца в общество от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ посредством ГИС ЖКХ административному истцу направлены ответы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с указанием на исполнение обязанности по предоставлению административному истцу реестра собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего актуальные сведения, в целях организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Норма ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ направлена на обеспечение соблюдения баланса интересов проживающих в многоквартирном доме граждан и управляющей организации при осуществлении полномочий по управлению многоквартирным домом и участию в содержании общего имущества в таком доме, а также гарантией реализации права собственника на организацию и проведение общего собрания в соответствии с ч. 2 ст. 45 Жилищного кодекса РФ. Законодателем предусмотрено предоставление реестра собственников помещений в многоквартирном доме собственнику или иному лицу, указанному в ст. 45 Жилищного кодекса РФ, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Рассмотрение ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ вне системной связи с ее назначением не отвечает целям правового регулирования жилищных правоотношений. Сведения о проведении по инициативе собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, по инициативе административного истца, общих собраний в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у общества отсутствуют. (подтверждается письмом общества от ДД.ММ.ГГГГ№). В Комитет указанная информация по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в порядке ч. 1-1.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ также не поступала. Назначение субъективного права состоит в предоставлении уполномоченному субъекту юридически гарантированной возможности удовлетворить свои потребности, не нарушая при этом интересов других лиц, общества и государства. При этом субъективному праву корреспондирует соответствующая юридическая обязанность. Осуществление субъективного права отдельно взятого лица в противоречии с назначением такого права, даже при формальном соблюдении требований законодательства, находится в противоречии с интересами общества и может содержать признаки злоупотребления предоставленными правами. Учитывая, что обществом в адрес административного истца предоставлен реестр собственников помещений в многоквартирном доме, препятствий к реализации полномочий административного истца на проведение общего собрания со стороны общества административному истцу не усматривается. Вместе с тем, корреспондирующая субъективному праву обратиться в управляющую организацию с заявлением о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по проведению общего собрания с использованием такого реестра собственников административным истцом не реализована. Следовательно, факта нарушения лицензионного требования, предусмотренного пп.«в» п.3 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, со стороны общества в рамках представления сведений на обращение от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ не усматривается. Обществом исполнена обязанность по предоставлению административному истцу реестра собственников помещений в многоквартирном доме. Вместе с тем, обществу Комитетом выдано предостережение о необходимости своевременной актуализации такого реестра. В случае несогласия с действиями общества административный истец вправе обратиться в суд с требованием о понуждении предоставить реестр собственников помещений в многоквартирном доме при доказанности факта нарушения такими действиями прав административного истца. При проведении общего собрания в решении собственника по вопросам повестки дня наряду со сведениями об участнике голосования должны быть указаны сведения о документе, подтверждающем его право собственности на помещение в многоквартирном доме (ч.5.1 ст.48 Жилищного кодекса РФ). Реестр собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным приложением к протоколу общего собрания и долен содержать в том числе реквизиты правоустанавливающих документов на занимаемое помещение в многоквартирном доме (п.20 Требований к оформлению протокола общего собрания, утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр). Обязанность управляющей организации по предоставлению сведений о документах, подтверждающих право собственности участников общего собрания на помещение в многоквартирном доме и их реквизитах нормой ч.3.1 ст.45 Жилищного кодекса РФ не предусмотрена. Следовательно, получение указанных сведений инициатором общего собрания в целях надлежащей подготовки к его проведению возможно только от органа, уполномоченного на ведение единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Указанный ответ административного ответчика административный истец считает незаконным, а также полагает незаконными действия Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> по его вынесению.
Статьей 192 Жилищного кодекса РФ, пунктом 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Помимо требований, перечисленных в пп. 1 - 6.1 ч. 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования (п. 7).
Так, перечень лицензионных требований предусмотрен п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Жилищный кодекс ФИО1 Федерации и Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривают для собственников жилых помещений возможность направлять различные обращения и заявления в адрес управляющей организации.
Такие обращения и заявления могут быть связаны как с выполнением управляющей организацией лицензионных требований, так и с соблюдением последней иных требований по управлению многоквартирными домами. Кроме того, для таких обращений установлены различные порядок и сроки рассмотрения.
Согласно части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация в течение пяти дней с момента получения обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязана предоставить собственнику реестр собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае нарушения указанных требований управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного квалификация действий (бездействия) управляющей организации, выразившихся в невыполнении обязанности или нарушении порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, по ч. 1 ст. 7.23.3 или ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ зависит от существа такого заявления (обращения), а именно от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами.
При этом при рассмотрении дела об административном правонарушении с учетом требований ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ следует исходить из конкретных обстоятельств каждого дела.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 1.1 пункта 1 Положения о комитете государственного жилищного надзора и контроля <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что Комитет государственного жилищного надзора и контроля <адрес> (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории <адрес> (региональный государственный жилищный надзор), контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда <адрес>, соответствием жилых помещений жилищного фонда <адрес> установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль на территории <адрес>.
Согласно пункту 2 Положения о комитете государственного жилищного надзора и контроля <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, административный ответчик в пределах своих полномочий, помимо прочего: осуществляет региональный государственный жилищный надзор, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль; рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, частями 4 и 5 статьи 9.16, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; рассматривает обращения граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Комитета.
Таким образом, исходя из перечня полномочий, Комитет государственного жилищного надзора и контроля <адрес> имел полномочия по проведению государственного жилищного надзора, рассмотрению заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов настоящего дела следует, что Комитетом государственного жилищного надзора и контроля <адрес> ООО «УК «ФИО30» предоставлена лицензия от ДД.ММ.ГГГГ№ на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами на территории <адрес>. Заинтересованное лицо на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ№ является управляющей организацией в многоквартирном доме.
Из материалов административного дела следует, и не отрицалось участниками процесса, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> муниципального района <адрес> обслуживается управляющей компанией ООО «УК «ФИО31».
ДД.ММ.ГГГГФИО2 через портал ГИС ЖКХ обратился с заявлением, входящий №, в котором указал, что является собственником жилого помещения – квартиры, площадью 59,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, <адрес>, кадастровый №. ссылаясь на положения ст.ст.44, 45, 161 ЖК РФ, в целях инициирования, подготовки и проведения ФИО2 общего собрания собственников многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> муниципального района <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управляющая компания «ФИО32» в адрес ФИО2 дала ответ за исходящим номером 47-2019-4916/1, в котором указала, что управляющая компания в адрес административного истца неоднократно направляла реестр собственников, о чем имеется подтверждение в виде почтовых квитанций. Обращено внимание административного истца на то, что законом не регламентирован способ отправки данного реестра, в связи с его большим объёмом он может быть направлен только почтой России. В соответствии со ст.45 ЖК РФ, реестр собственников должен быть предоставлен лицу, инициирующему собрание. Учитывая вышеизложенное, генеральный директор ООО УК «ФИО33» просил ФИО2 подтвердить тот факт, что он действительно инициирует общее собрание собственников в данном многоквартирном доме, а не запрашивает реестр в иных целях.
Указанный ответ ООО «УК «ФИО34» послужил основанием для обращения ДД.ММ.ГГГГФИО2 в Комитет государственного жилищного надзора и контроля <адрес>.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 1.5 Административного регламента исполнения комитетом государственного жилищного надзора и контроля <адрес> государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории <адрес> и признании утратившим силу приказа комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержденного Приказом комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, предметом проверок является соблюдение проверяемыми лицами, помимо прочего, управлению многоквартирными домами; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с пунктом 1.6.1 Административного регламента, утвержденного Приказом комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, должностные лица Комитета, являющиеся государственными жилищными инспекторами, при исполнении государственной функции имеют право: - запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; - беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения Комитета о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома; наемные дома социального использования; помещения общего пользования в многоквартирных домах; - с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; - проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 Жилищного кодекса Российской Федерации, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и(или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и(или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров; - выдавать проверяемым лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о прекращении нарушений обязательных требований; о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям; - принимать меры по пресечению административных правонарушений, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях; - направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Пунктом 3.4.1 Административного регламента, утвержденного Приказом комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что помимо прочих, основанием для проведения внеплановой проверки является поступления в Комитет, в частности посредством системы, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление Комитетом в системе информации о фактах нарушений обязательных требований.
Пунктом 3.4.2 Административного регламента, утвержденного Приказом комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что решение о проведении внеплановой проверки (в форме документарной и(или) выездной проверки) принимается в форме распоряжения Комитета.
Согласно пункту 3.5.2 Административного регламента, утвержденного Приказом комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, административная процедура проведения проверки включает в себя следующие административные действия: проведение проверки; составление акта проверки.
Согласно пункту 3.5.4 Административного регламента, утвержденного Приказом комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, проверка проводится в виде плановой или внеплановой. Предметом внеплановой проверки является соблюдение проверяемым лицом юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний Комитета.
Согласно пункту 3.5.7 Административного регламента, утвержденного Приказом комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, документарная проверка проводится по месту нахождения Комитета. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Комитета, проводящими проверку, в первую очередь рассматриваются документы проверяемого лица, имеющиеся в распоряжении Комитета, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих объектов жилищного надзора.
Как выше судом было установлено и не отрицалось участниками процесса, ООО «УК «ФИО35» на обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ не предоставила ему реестр собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> городского поселения Всеволожского муниципального района <адрес>.
Между тем, данная обязанность наложена на управляющую компанию вышеуказанными нормами федерального законодательства, которое, в свою очередь не устанавливает для заявителя каких-либо ограничений в получении данной информации.
Между тем, несмотря на установленные нарушения, должностное лицо Комитата Государственного жилищного надзора и контроля <адрес> не принял меры реагирования, о которых в своем обращении просил заявитель ФИО2, а также в оспариваемом ответе не указал нормы права, на основании которых не проводилась проверка по установленному факту нарушений в отношении ООО «УК «ФИО36».
При этом суд не может принять во внимание представленное стороной административного ответчика предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ№, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «УК «ФИО38», так как данные проверочные мероприятия проведены Комитетом государственного жилищного надзора и контроля <адрес> не по обращению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, а значит, не относятся к предмету настоящего спора.
Оспариваемый ответ в части обращения ФИО2 не основан на нормах Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также не представлено доказательств обоснованности данного ответа заявителю.
При таком положении дела, суд приходит к выводу о том, что в нарушение положений ст.62 КАС РФ административный ответчик не представил доказательств отсутствия факта нарушения лицензионного требования, предусмотренного пп. «в» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, а равно и законности оспариваемых действий и законности оспариваемого письма в части обращения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах административные исковые требования ФИО2 к Комитету государственного жилищного надзора и контроля <адрес> о признании незаконными действий и отказа в части принятия мер по обращению от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст.ст.178, 227 КАС РФ, суд полагает нужным в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца обязать Комитет Государственного жилищного надзора и контроля <адрес> в течение 30 календарных дней, со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть обращение ФИО2, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ и имеющего входящий №.
Таким образом, административные исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению по вышеизложенным судом основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.150, 175-180, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 к Комитету государственного жилищного надзора и контроля <адрес> о признании незаконными действий и отказа в принятии мер по обращению от ДД.ММ.ГГГГ.– удовлетворить.
Признать незаконными действия и ответ Комитета Государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исходящий номер гжи-08-№ в части обращения ФИО2 зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ и имеющего входящий №.
Обязать Комитет Государственного жилищного надзора и контроля <адрес> в течение 30 календарных дней, со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть обращение ФИО2, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ и имеющего входящий №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья: