ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2813/2015 от 26.11.2015 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу а-2813/ 2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>

« 26 » ноября 2015 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего

Чехутской Н.П.,

при секретарес участием административного истцас участием административного ответчика

ФИО4ФИО8ФИО7.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коршуновой Иры к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> о признании права на досрочную пенсию,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО8 обратилась в Лазаревский районный суд <адрес> с иском и просит признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; обязать включить периоды работы в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии: с 01.08.1986г. по 22.08.1989г.- в должности воспитателя в Черкасском дошкольном учреждении ; с 01.11.1999г. по 24.09.2000г. - в должности учителя мировой литературы, русского языка и литературы на полную ставку в Украинской средней школе <адрес>а <адрес>; с 25.09.2000г. по 31.12.2001г. - в должности учителя мировой литературы, русского языка и литературы на полную ставку в Украинской общеобразовательной школе 1-3 ступеней <адрес>а <адрес>; с 01.01.2002г. по 01.09.2011г.- в должности учителя мировой литературы, русского языка и литературы на полную ставку в Украинской общеобразовательной школе 1-3 ступеней <адрес>а <адрес>, и сведения об уплате взносов на государственное пенсионное страхование отделом образования <адрес> государственной администрации; с 01.01.2013г. по 30.06.2013г.- сведения без указания кода льготы процентной ставки рабочего времени; период обучения с 01.09.1989г. по 29.06.1994г. в Переяслав-Хмельницком филиале Киевского Государственного педагогического института им. ФИО5; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить ей трудовую пенсию досрочно, т.е. с даты обращения за ее назначением с 25.06.2015 г. В обоснование доводов указала, что решением комиссии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ в <адрес> ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены вышеуказанные периоды работы. Считает решение комиссии неправомерным, т.к. её педагогическую деятельность начата с 1989 г. и продолжается по настоящее время.

В судебном заседании представитель ФИО8ФИО6 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в <адрес>ФИО7 в судебном заседании пояснила, что в случае удовлетворения предъявленных требований в подсчет специального стажа не следует включить период повышения курсов квалификации.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.

Исходя из положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа местного самоуправления, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.

В свою очередь пунктами 1-4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет:

-нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

-соблюдены ли сроки обращения в суд;

-соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

-соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.

В свою очередь на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.

Частью 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений:

-об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

-об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела, Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - управления пенсионного фонда в <адрес>ФИО8 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19, п.1 ст.30 Федерального Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закон) в связи с педагогической деятельностью.

В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены периоды работы:

- с 01.08.1986г. по 22.08.1989г. - работа в дошкольном учреждении на том основании, что наименование «дошкольное учреждение» не предусмотрено Списками, документ, подтверждающий смену фамилии с Таранущенко на Рыбачек не представлен, на печати, заверяющей записи в трудовой книжке за вышеуказанный период, в наименовании учреждения отсутствуют слова «детский сад», сведения о переименовании не предоставлены;

- с 01.11.1999г. по 24.09.2000г. - наименование учреждения «средняя школа» не предусмотрено Списком от 06.09.1991г. и ;

- с 25.09.2000г. по 31.12.2001г. - наименование учреждения «общеобразовательная школа» не предусмотрено Списком от 22.09.1999г. (отсутствует уточнение вида школы), тип учреждения не указан;

- с 01.01.2002г. по 01.09.2011г. - отсутствует справка об уплате страховых взносов в ПФ;

- с 01.01.2013г. по 30.06.2013г. - сведения индивидуального персонифицированного учета представлены без указания кода особых условий труда.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 30 указанного Закона досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Список от 29.10.2002г. ) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Правила от 29.10.2002г. ), вступившие в силу с 14.11.2002г.

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.2004г. -П установил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

При установлении пенсии до 01.01.2002г. применялись нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, предусматривались в статьях 80 и 83 названного Закона.

В целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении выслуги лет применяются следующие нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа:

- до 01.11.1999г. - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО2 от 06.09.1991г. , в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. (далее Список от 06.09.1991г. );

- после 01.11.1999г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Список от 22.09.1999г. №> 1067) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Правила от 22,09.1999г. ), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. , в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001г. ; с 14.11.2002г. по настоящее время - Список должностей, и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. .

В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Часть 8 статьи 13 и части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривают, что в целях определения права на страховую пенсию по выбору застрахованного лица в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Таким образом, периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в соответствующий стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.

Согласно записям трудовой книжки БТ-II педагогическая деятельность начата Коршуновой (Таранущенко, Рыбачек) И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ и продолжается по настоящее время в должности учителя русского языка и литератыру.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19. п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, работа в должности учителя в засчитывается в стаж при наличии факта самой работы по указанной должности, а не при условии предоставления индивидуальных сведений учреждением. Кроме того, обязанность предоставления сведений лежит на образовательном учреждении, а не на работнике.

Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Таким образом, представление сведений о страховых взносах в ПФ РФ является обязанностью работодателя.

Суд считает, что права истца не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него законом, поэтому возникновение у ФИО1 права на назначение пенсии, не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не сообщил сведения индивидуального (персонифицированною) учета в Пенсионный Фонд РФ.

В этой связи, сам по себе факт отсутствия сведений в Пенсионном фонде Российской Федерации при наличии записей о работе в трудовой книжке не может служить основанием для лишения ФИО9 права на досрочное назначение пенсии.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с положениями постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Это означает, что при исчислении соответствующего стажа применяются правила и нормы Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность стажа на указанную дату значения не имеет.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего по мнению истца, в специальный стаж работы необходимо учитывать то, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий, осуществляющих истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.).

Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах работников, в том числе и их праве на пенсию за выслугу лет.

Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ истице в назначении пенсии является незаконным. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса, либо названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Педагогическая деятельность ФИО8 в указанные периоды подтверждается записями в трудовой книжке.

В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы».

Закон РФ «Об образовании» не связывает возможность реализации прав, социальных гарантий и льготы работников образовательных учреждений с организационно-правовыми формами и названиями образовательных учреждений. Право ФИО8 на пенсию вытекает из самого факта занятия педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей и отсутствие сведений не может ограничивать ее право на получение досрочной пенсии по старости.

На день вынесения решения ответчиком, отказавшим ФИО8 в назначении пенсии, ее специальный стаж составлял более 25 лет, поэтому отказ УПФ в <адрес> в назначении пенсии за выслугу лет истице суд считает незаконным, пенсия должна быть назначена с момента наступления права на нее, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Коршуновой Ирой право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в <адрес> засчитать период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в дошкольном учреждении ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить Коршуновой Ире трудовую пенсию досрочно, с даты обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> Чехутская Н.П.