К делу №а-2813/ 2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> | « 26 » ноября 2015 года |
Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего | ФИО3, |
при секретарес участием административного истцас участием административного ответчика | ФИО4ФИО8ФИО7., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО10 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> о признании права на досрочную пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО8 обратилась в Лазаревский районный суд <адрес> с иском и просит признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; обязать включить периоды работы в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии: с 01.08.1986г. по 22.08.1989г.- в должности воспитателя в Черкасском дошкольном учреждении №; с 01.11.1999г. по 24.09.2000г. - в должности учителя мировой литературы, русского языка и литературы на полную ставку в Украинской средней школе №<адрес>а <адрес>; с 25.09.2000г. по 31.12.2001г. - в должности учителя мировой литературы, русского языка и литературы на полную ставку в Украинской общеобразовательной школе 1-3 ступеней №<адрес>а <адрес>; с 01.01.2002г. по 01.09.2011г.- в должности учителя мировой литературы, русского языка и литературы на полную ставку в Украинской общеобразовательной школе 1-3 ступеней №<адрес>а <адрес>, и сведения об уплате взносов на государственное пенсионное страхование отделом образования <адрес> государственной администрации; с 01.01.2013г. по 30.06.2013г.- сведения без указания кода льготы процентной ставки рабочего времени; период обучения с 01.09.1989г. по 29.06.1994г. в Переяслав-Хмельницком филиале Киевского Государственного педагогического института им. ФИО5; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить ей трудовую пенсию досрочно, т.е. с даты обращения за ее назначением с 25.06.2015 г. В обоснование доводов указала, что решением комиссии (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ в <адрес> ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены вышеуказанные периоды работы. Считает решение комиссии неправомерным, т.к. её педагогическую деятельность начата с 1989 г. и продолжается по настоящее время.
В судебном заседании представитель ФИО8 – ФИО6 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в <адрес>ФИО7 в судебном заседании пояснила, что в случае удовлетворения предъявленных требований в подсчет специального стажа не следует включить период повышения курсов квалификации.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.
Исходя из положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа местного самоуправления, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.
В свою очередь пунктами 1-4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет:
-нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
-соблюдены ли сроки обращения в суд;
-соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
-соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.
В свою очередь на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений:
-об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
-об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - управления пенсионного фонда в <адрес>ФИО8 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19, п.1 ст.30 Федерального Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закон) в связи с педагогической деятельностью.
В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены периоды работы:
- с 01.08.1986г. по 22.08.1989г. - работа в дошкольном учреждении № на том основании, что наименование «дошкольное учреждение» не предусмотрено Списками, документ, подтверждающий смену фамилии с Таранущенко на Рыбачек не представлен, на печати, заверяющей записи в трудовой книжке за вышеуказанный период, в наименовании учреждения отсутствуют слова «детский сад», сведения о переименовании не предоставлены;
- с 01.11.1999г. по 24.09.2000г. - наименование учреждения «средняя школа» не предусмотрено Списком от 06.09.1991г. № и №;
- с 25.09.2000г. по 31.12.2001г. - наименование учреждения «общеобразовательная школа» не предусмотрено Списком от 22.09.1999г. № (отсутствует уточнение вида школы), тип учреждения не указан;
- с 01.01.2002г. по 01.09.2011г. - отсутствует справка об уплате страховых взносов в ПФ;
- с 01.01.2013г. по 30.06.2013г. - сведения индивидуального персонифицированного учета представлены без указания кода особых условий труда.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 30 указанного Закона досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Список от 29.10.2002г. №) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Правила от 29.10.2002г. №), вступившие в силу с 14.11.2002г.
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.2004г. №-П установил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
При установлении пенсии до 01.01.2002г. применялись нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, предусматривались в статьях 80 и 83 названного Закона.
В целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении выслуги лет применяются следующие нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа:
- до 01.11.1999г. - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО2 от 06.09.1991г. №, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № (далее Список от 06.09.1991г. №);
- после 01.11.1999г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Список от 22.09.1999г. №> 1067) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Правила от 22,09.1999г. №), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001г. №; с 14.11.2002г. по настоящее время - Список должностей, и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ, №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Часть 8 статьи 13 и части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривают, что в целях определения права на страховую пенсию по выбору застрахованного лица в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Таким образом, периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в соответствующий стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.
Согласно записям трудовой книжки БТ-II № педагогическая деятельность начата ФИО10 (Таранущенко, Рыбачек) И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ и продолжается по настоящее время в должности учителя русского языка и литератыру.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19. п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, работа в должности учителя в засчитывается в стаж при наличии факта самой работы по указанной должности, а не при условии предоставления индивидуальных сведений учреждением. Кроме того, обязанность предоставления сведений лежит на образовательном учреждении, а не на работнике.
Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Таким образом, представление сведений о страховых взносах в ПФ РФ является обязанностью работодателя.
Суд считает, что права истца не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него законом, поэтому возникновение у ФИО1 права на назначение пенсии, не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не сообщил сведения индивидуального (персонифицированною) учета в Пенсионный Фонд РФ.
В этой связи, сам по себе факт отсутствия сведений в Пенсионном фонде Российской Федерации при наличии записей о работе в трудовой книжке не может служить основанием для лишения ФИО9 права на досрочное назначение пенсии.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с положениями постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-П при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Это означает, что при исчислении соответствующего стажа применяются правила и нормы Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность стажа на указанную дату значения не имеет.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего по мнению истца, в специальный стаж работы необходимо учитывать то, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий, осуществляющих истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.).
Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах работников, в том числе и их праве на пенсию за выслугу лет.
Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ истице в назначении пенсии является незаконным. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса, либо названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Педагогическая деятельность ФИО8 в указанные периоды подтверждается записями в трудовой книжке.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы».
Закон РФ «Об образовании» не связывает возможность реализации прав, социальных гарантий и льготы работников образовательных учреждений с организационно-правовыми формами и названиями образовательных учреждений. Право ФИО8 на пенсию вытекает из самого факта занятия педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей и отсутствие сведений не может ограничивать ее право на получение досрочной пенсии по старости.
На день вынесения решения ответчиком, отказавшим ФИО8 в назначении пенсии, ее специальный стаж составлял более 25 лет, поэтому отказ УПФ в <адрес> в назначении пенсии за выслугу лет истице суд считает незаконным, пенсия должна быть назначена с момента наступления права на нее, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за ФИО10 право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в <адрес> засчитать период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в дошкольном учреждении №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить ФИО10 трудовую пенсию досрочно, с даты обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд.
Судья Лазаревского
районного суда <адрес> ФИО3