Дело №А-282/2022
18RS0013-01 -2021 -002420-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
УР 08 апреля 2022года
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Д.В., при секретаре судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике о признании незаконным действий должностных лиц Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике по произведению расчета земельного налога, возложении обязанности
установил :
Административный истец ФИО1 обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением к МРИ ФНС № Росси по УР, просил суд признать незаконным действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике по произведению расчета земельного налога за 2019 год исходя из ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельных участок и отказа в произведении перерасчета земельного налога за 2019 год исходя из ставки 0,3% от кадастровой стоимости в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет земельного налога за 2019 г. исходя из ставки 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков.
Свои требования ФИО1 мотивировал тем, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №
Налоговым органом в адрес административного истца направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором произведен расчет земельного налога в отношении указанных земельных участков за 2019 год по налоговой ставке 1.5%. Сумма земельного налога к оплате составила 957 801,00 руб.
Земельные участки, указанные в налоговом уведомлении расположены на территории д.Шудья , Завьяловского сельского поселения, Совхозного сельского поселения Удмуртской Республики.
Не согласившись с данным подходом налогового органа ФИО1 18.06.2021г. обратился с жадобой в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республики. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республики № от 09.07.2021г. в удовлетворении жалобы ФИО1 отказано.
Административный истец полагает действия налогового органа в произведение расчета земельного налога за 2019 года исходя из ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков и отказа в произведение перерасчета исходя из ставки 0,3 % от кадастровой стоимости земельных участков не соответствует действующему законодательству о налогах и сборах ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0.3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Решением Совета депутатов МО «Ягульское» Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, Решение Совета депутатов МО «Пироговское» Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 28 и Решение Совета депутатов муниципального образования "Баграш-Бигринское" Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ. предполагает применение в данном случае налоговую ставку в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков.
Как следует из Решения УФНС по УР № от 09.07.2021г. применение повышенной ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков допустимо в случае использования данных земельных участков в предпринимательской деятельности. Налоговым органом не представлено доказательств использования ФИО1 земельных участков не в соответствии с их целевым назначением, в том числе в предпринимательской деятельности. Сам факт наличия множественности земельный участков и единичные случаи их продажи не свидетельствует о фактическом использовании ФИО1 всех земельных участков не в соответствии с их целевым назначением.
Представленными административным истцом доказательствами по его мнению подтверждается то обстоятельство, что на земельном участке № расположены объекты инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального комплекса, в частности для обеспечения оказания услуг в сферах электро-, газо-, водоснабжения, наружный водопровод среднего давления, водозаборный узел со скважиной, наружный водопровод, трансформаторная подстанция, воздушная линия электроснабжения, высоковольтная линия электроснабжения. Указанные обстоятельства истец полагает основанием для исчисления земельного налога в отношении вышеуказанного земельного участка именно их ставки 0.3%.
В судебное заседание административный истец ФИО1, представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике, заинтересованные лица не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате и месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
В дополнительных письменных пояснениях представителя административного истца ФИО4 указано, что
1.Земельный участок с кадастровым номером № предназначен для сельскохозяйственных угодий, сельскохозяйственного производства соответственно в отношении указанного земельного участка не может быть применима ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков, о чем было сообщено Письмом Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республики № от 05.02.2021г. Выписка из ГРН от 16.07.2015г. №.
2. 3емельный участок с кадастровым номером № предназначен для сельскохозяйственных угодий, сельскохозяйственного производства соответственно в отношении указанного земельного участка не может быть применима ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. Земельные участки с кадастровыми номерами № образованы из состава земельного участка с кадастровым номером № Выписка из ГРН от 16.07.2015г. №.
3. Земельный участок с кадастровым номером № образован из состава земельного участка с кадастровым номером № земли сельскохозяйственного назначения, земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства соответственно в отношении указанного земельного участка не может быть применима ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. Указанное обстоятельство подтверждается Свидетельство о государственной регистрации права от 29.01.2015г. серии
4. 3емельный участок с кадастровым номером № находиться в охранной зоне «Охранная зона ЛЕП 220 кВ от п/с «Удмуртская» до п/с «Ижевск» на территории МО «». В соответствии с п. 2.1.1. Решение Совета депутатов МО "Ягульское" от ДД.ММ.ГГГГ N 65 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории муниципального образования "Ягульское" на 2018 год" в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса устанавливается ставка налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости. Указанное выше обстоятельство подтверждается сведениями из Публичной кадастровой картой расположенной в сети интернет
5. 3емельный участок с кадастровым номером № находиться в охранной зоне электрический сетей с напряжением свыше 1000 вольт. В соответствии с п. 2.1.1. Решение Совета депутатов МО "Ягульское" от ДД.ММ.ГГГГ N 65 "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории муниципального образования "Ягульское" на 2018 год" в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса устанавливается ставка налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости. Указанное выше обстоятельство подтверждается выпиской из ГРН от 21.01.2016г. №.
В письменных возражениях административного ответчика указано, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ18-7425).
Применение индивидуальным предпринимателем, целью экономической деятельности которого является извлечение прибыли, пониженной ставки земельного налога недопустимо (Определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ17-20424).
Необходимость использования земельных участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, была отмечена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ18-20670 по делу № А66-16992/2017 и от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ18-16987 по делу№ А41-80451/2017.
Для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков
В 2019 году в собственности ФИО1 находилось 7 земельных участка, предназначенных для следующих видов использования:
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Индивидуальные жилые этажа с приусадебными земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы, согласно установленным ограничениям. Блокированные 2-х квартирные и многоквартирное жилые дома этажностью не выше 3-х этажей с земельными участками при квартирах. (Ж- Зона застройки индивидуальными жилыми домами)
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Ведение крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) (СХ-1 Зона сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов)
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Блокированные 2-х квартирные и многоквартирные жилые дома этажностью не выше 3-х этажей с земельными участками при квартирах (Ж - Зона застройки индивидуальными жилыми домами)
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Размещение автозаправочной станции со станцией технического обслуживания
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Индивидуальное жилищное строительство
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Для малоэтажного строительства
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Для малоэтажного строительства
По участку с кадастровым номером 18:08:044001:5787 ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет по ставке 0,3% за 2019 год, в результате чего сумма налога уменьшилась на 51 846,0 руб. (с 64 808,0 руб. до 12 962,0 руб.).
По остальным земельным участкам основания для применения налоговой ставки в размере 0,3% отсутствуют.
Пониженная налоговая ставка в размере 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставленной в целях стимулирования использования земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик.
Поскольку ФИО1 не имел намерения использовать земельные участки для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства, наоборот, они использовались не в соответствии с видом разрешенного использования и не по целевому назначению в целях необоснованного извлечения прибыли от дальнейшей их реализации, не имеется оснований для применения льготной ставки 0,3%.
С учетом изложенного в заявленных исковых требованиях просят отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается сторонами административный истец ФИО1 являлся собственником 7 земельных участка, предназначенных для следующих видов использования:
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Индивидуальные жилые этажа с приусадебными земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы, согласно установленным ограничениям. Блокированные 2-х квартирные и многоквартирное жилые дома этажностью не выше 3-х этажей с земельными участками при квартирах. (Ж- Зона застройки индивидуальными жилыми домами), 175/184 доля
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Ведение крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) (СХ-1 Зона сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов), 175/184 доля
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Блокированные 2-х квартирные и многоквартирные жилые дома этажностью не выше 3-х этажей с земельными участками при квартирах (Ж - Зона застройки индивидуальными жилыми домами), 389362/399349 доля
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Размещение автозаправочной станции со станцией технического обслуживания
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Индивидуальное жилищное строительство, 14/73 доля
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Для малоэтажного строительства, 1/5 доля
- земельный участок кадастровый № разрешенное использование Для малоэтажного строительства
Указанные обстоятельства следуют из материалов дела и не оспариваются сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в адрес административного истца ФИО1 было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о расчете земельного налога за 2019 г.
Не согласившись с расчетом земельного налога административный истец ФИО1 обратился с заявлением (жалобой) к административному ответчику с просьбой произвести перерасчет земельного налога исходя из ставки 0.3%
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республики № от 09.07.2021г. в удовлетворении жалобы ФИО1 отказано..
Указанные обстоятельства повлекли обращение ФИО1 в суд с настоящим административным иском.
В отношении законности заявленных административным истцом требований и возражения административного ответчика на заявленные требования суд считает необходимым отметить следующее.
В отношении законности заявленных административным истцом требований и возражения административного ответчика на заявленные требования суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно выписок из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, данные земельные участки имеют ограничения по использованию в виде охранных сон сетей электроснабжения
Земельный участок кадастровый № имеет разрешенное использование Ведение крестьянско-фермерского хозяйства
На основании п. 1 статьи 396 Налогового Кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Пунктом 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять федеральное законодательство о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, закреплено, что, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса.
Как установлено пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу части 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Совета депутатов МО «Ягульское» от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, Решением Совета депутатов МО «Каменское » от ДД.ММ.ГГГГ№, Решением Совета депутатов МО «Пироговское » от ДД.ММ.ГГГГ№ ( в соответствующей редакции) утверждены соответствующие положения о земельном налоге. В соответствии с пунктом 2 ставки земельного налога устанавливаются от кадастровой стоимости земельных участков в следующих размерах:
В отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения - 0,3%;
- в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и использования для сельскохозяйственного производства - 0,3%;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства - 0,3%;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства - 0,3%;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- в отношении прочих земельных участков, расположенных в черте поселений, - 1,5%;
- в отношении прочих земельных участков, расположенных за чертой поселений, - 1,5%;
Таким образом, для установления ставки земельного налога в размере 0.3% от кадастровой стоимости по тому основанию на которое указывает административный истец необходимо, чтобы земельный участок был занят либо жилищным фондом, либо объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
То обстоятельство, что земельные участки кадастровый №, №, существовавшие и принадлежащие административному истцу был занят и занят в настоящий момент объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в периоды за который административным ответчиком произведен расчет земельного налога – 2019 г.г. установлен в судебном заседании представленными административным истцом доказательствами.
Поскольку земельный участок кадастровый № разрешенное использование Ведение крестьянско-фермерского хозяйства, что является основанием для применения налоговой ставки в размере 0,3%.
Поскольку земельный участок кадастровый № имеет разрешенное использование Размещение автозаправочной станции со станцией технического обслуживания, что является основанием для применения налоговой ставки в размере 1.5%
Земельный участок кадастровый № имеет разрешенное использование Индивидуальное жилищное строительство. Объектав инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не имеет, поэтому суд соглашается в доводами административного ответчика, что административный истец данный земельный участок использовался в коммерческих целях, что в соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О налоговой ставке в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, принадлежащих индивидуальным предпринимателям» является основанием для применения налоговой ставки в размере 1.5%.
Совокупность исследованных доказательств свидетельствует о незаконности произведенного административным ответчиком расчета земельного налога выраженного в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ за 2019 г., в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № по ставке 1,5% и необходимости возложения на Межрайонную ИФНС России № по УР обязанности произвести перерасчет земельного налога административному истцу ФИО1 за 2019 г. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № исходя из налоговой ставки 0.3% от кадастровой стоимости.
В связи с чем, при изложенных обстоятельствах заявленные требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В этой связи с административного ответчика в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, уплаченные административным истцом в соответствии с чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике о признании незаконным действий должностных лиц Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике по произведению расчета земельного налога, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконными действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике по произведению расчета земельного налога за 2019 год исходя из ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельных участок и отказа в произведении перерасчета земельного налога за 2019 год исходя из ставки 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
Возложить на Межрайонную ИФНС России № по Удмуртской Республике обязанность произвести переасчте земельного налога за 2019 г. исходя из ставки 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики..
Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.В.Орлов