ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-287/2022 от 20.06.2022 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело а-287/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Бикинский городской суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.

при секретаре ФИО3

с участием зам. Бикинского городского прокурора ФИО5, представителя административного ответчика администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес>ФИО4, действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бикинского городского прокурора, действующего в интересах ФИО1 к администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Бикинский городской прокурор, действуя в интересах Покрачинской ФИО6., обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести определенные действия.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Бикинской городской прокуратурой по результатам рассмотрения обращения Покрачинской ФИО7. установлено, что администрацией городского поселения «<адрес>» не издано распоряжение о дальнейшем использовании непригодных для проживания помещений аварийного индивидуального жилого <адрес> в <адрес>, сроках переселения собственника. Заявителю по свидетельствам о государственной регистрации права от <дата><адрес>, № <адрес> принадлежат <адрес> в <адрес> и земельный участок под ним. Актом обследования от <дата> администрацией зафиксировано неудовлетворительное состояние помещений обозначенного дома, в связи с чем, заключением комиссии от <дата> в связи с износом всего здания жилье заявителя признано непригодным для проживания. Распоряжением администрации от <дата>-р жилье заявителя по <адрес> в <адрес> признано непригодным для проживания, без указания иных сведений об обеспечении защиты жилищных прав собственника сооружения. В нарушение ст. 40 Конституции Российской Федерации, пп. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 15, ч. 1, 8 ст. 32 ЖК РФ, п. п. 47, 49 Положения орган местного самоуправления в течении 30 дней с даты издания заключения от <дата> и по настоящее время не принял мер для издания распоряжения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физического лица из аварийного дома. Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> ранее принимались меры для защиты жилищных прав заявителя, однако, согласно письму администрации от <дата> орган местного самоуправления проигнорировал рекомендации регионального органа исполнительной власти, продолжил бездействовать, минимизируя затраты бюджета, связанные с изъятием у собственника жилого помещения с земельным участком под ним, возмещением стоимости его имущества. Заявитель в силу пожилого возраста (76 лет) не может самостоятельно обратиться с иском. Просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения «<адрес>» в части не решения вопроса местного значения об издании распоряжения о дальнейшем использовании непригодных для проживания помещений аварийного индивидуального жилого <адрес> в <адрес>, принадлежащего на праве собственности Покрачинской <данные изъяты>, сроках переселения собственника, способе обеспечения ее жилищных прав в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Возложить на администрацию городского поселения «<адрес>» обязанность определить дальнейшее использование помещений аварийного индивидуального жилого <адрес> в <адрес>, принадлежащего на праве собственности Покрачинской ФИО12ФИО1, срок переселения собственника, способ обеспечения ее жилищных прав в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Определением судьи Бикинского городского суда <адрес> от <дата> суд перешел к рассмотрению настоящего дела в порядке, предусмотренном Кодексом об административном судопроизводстве Российской Федерации.

В судебном заседании заместитель Бикинского городского прокурора ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме. Дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес>ФИО4 исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии с п.47 Постановления правительства РФ от <дата>, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания, что и было сделано по результатам обследования дома Покрачинской. Согласно п. 49 Положения, на который ссылается прокуратура, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней, со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Указано, что администрация издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц только в случае, если данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В п.47 Постановления правительства РФ от <дата>, указано, что может быть признан аварийным и подлежащим сносу только многоквартирный дом, индивидуальный жилой дом не может быть признан аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, сроки отселения, а также способ дальнейшего использования не устанавливаются в отношении частного дома. В данном случае они не могут издать никакое иное распоряжение, кроме как признания помещения непригодным для проживания, что и было сделано. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Всудебное заседание административный истец Покрачинская ФИО8. не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно телефонограмме просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В отзыве указали, что Покрачинской ФИО9. в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от <дата><адрес>, № <адрес> принадлежат <адрес> в <адрес> и земельный участок под ним. В административном исковом заявлении указано, что актом обследования от <дата> администрацией города зафиксировано неудовлетворительное состояние помещений МКД , заключением комиссии от <дата> в связи с износом всего здания жилье заявителя признано непригодным для проживания. Распоряжением администрации от <дата>-р жилье заявителя МКД признано непригодным для проживания, без указания иных сведений об обеспечения защиты жилищных прав собственника сооружения. Поскольку МКД является индивидуальным жилым домом, он не включен в Адресную программу <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дата>, утвержденную постановлением <адрес> от <дата>-пр. В силу ч. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата>- ФЗ (ред. от <дата>) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав доводы административного истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организаций, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и "распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> (далее Положение).

В свою очередь, в соответствии с п. п. 47, 49 Положения, после издания органом местного самоуправления городского поселения заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан у администрации возникает обязанность в течении 30 календарных дней издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом, перечисленные пункты Порядка не содержат положений о том, что срок расселения указывается только в отношении многоквартирного дома, следовательно, сроки расселения также определяются органом местного самоуправления в отношении индивидуальных жилых строений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Покрачинской ФИО10. на основании свидетельств о государственной регистрации права от <дата><адрес>, № <адрес> принадлежат дом и земельный участок по адресу: <адрес>.

<дата> Покрачинская ФИО11. обратилась с заявлением в администрацию городского поселения «<адрес>» с просьбой обследовать жилое помещение по адресу: <адрес>, выдать заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодному к проживанию.

Актом обследования от <дата> администрацией зафиксировано неудовлетворительное состояние вышеуказанного дома, в связи с чем, заключением межведомственной комиссии от <дата> об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в связи с физическим износом в порядке эксплуатации здания в целом, приведшего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, комиссией по жилому помещению <адрес> в <адрес> выявлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Распоряжением администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>-р жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, без указания иных сведений об обеспечении защиты жилищных прав собственника сооружения.

Издание органом местного самоуправления распоряжения с указанием о дальнейшем использовании признанного непригодным жилого помещения (в том числе жилого дома), сроках отселения физических и юри­дических лиц, в п. 49 Положения не ставится в зависимость от вида жилого помещения: многоквартирный дом, индивидуальный жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Согласно п. 5 Поло­жения жилой дом признается жилым помещением.

Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под муниципальной потребностью в изъятии земельного участка следует понимать необходимость в исключении наличия жилых домов, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с ч. 1-7 ст. 32 ЖК РФ в случае, когда собственники жи­лых помещений в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жило­го помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего со­глашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с за­четом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Кроме того, для случаев, предусмотренных ч. 2 ст.57 ЖК РФ, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке не­пригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства по предостав­лению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст.49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование, согласуется с ч. 3 ст. 40 Консти­туции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом норма­ми не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Для получения жилого помещения по договору социального найма гражданину, чье жилое помещение признано непригодным для проживания, необходимо встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищ­ных условий. После постановки на учет собственник жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, вправе обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

При этом тот факт, что гражданин не состоял на учете в качестве нуж­дающегося в жилом помещении до признания его непригодным для прожи­вания и встал на учет только после признания жилого помещения непригод­ным, не исключает возможность предоставления жилого помещения во вне­очередном порядке.

Судом установлено, что в нарушение п.п. 47, 49 Положения орган местного самоуправления в течении 30 дней с даты издания заключения от <дата> об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и по настоящее время не принял мер для издания распоряжения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физического лица из аварийного дома.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и приведенные нормы права, суд считает исковые требования Бикинского городского прокурора, действующего в интересах ФИО1 подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

Исковые требования Бикинского городского прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> в части нерешения вопроса местного значения об издании распоряжения о дальнейшем использовании непригодных для проживания помещений индивидуального жилого <адрес> в <адрес>, принадлежащего на праве собственности Покрачинской ФИО14ФИО1, сроках переселения собственника, способе обеспечения ее жилищных прав в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Возложить на администрацию городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> обязанность определить дальнейшее использование помещений индивидуального жилого <адрес> в <адрес>, принадлежащего на праве собственности Покрачинской ФИО13, срок переселения собственника, способ обеспечения ее жилищных прав в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке через Бикинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Лавенецкая

Решение суда изготовлено в окончательной форме <дата>