Дело №а-28/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 27 января 2017 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Усольцевой Н.Л.
при секретаре судебного заседания Беловой Е.А.
рассмотрев по адресу: г. Омск, ул. Труда, 29 А в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирнова В.В. к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении без аукциона земельных участков и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов В.В. обратился в Ленинский районный суд г. Омска с административным иском к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении без аукциона земельных участков и возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований Смирнов В.В. указал, что он обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, кадастровый №, кадастровый №, расположенных в Ленинском административном округе г. Омска для индивидуального жилищного строительства. Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ ему было отказано в предоставлении без аукциона указанных земельных участков в связи с наличием нескольких заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении им данных земельных участков. В ознакомлении с заявлениями граждан его представителю было отказано. Считает распоряжение незаконным, поскольку не было представлено доказательств того, что действительно имело место обращение граждан с соответствующими заявлениями в уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня опубликования извещения. Ему также стало известно о том, что в установленный законом тридцатидневный срок после публикации извещения, никто из граждан с заявлениями о предоставлении указанных земельных участков не обращался. Таким образом, распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ является незаконным и нарушает его права. Просил суд признать незаконным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении без аукциона земельных участков и возложить на департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обязанность вынести распоряжение о предоставлении ему без проведения аукциона земельных участков, кадастровый №, кадастровый №, расположенных в Ленинском административном округе г. Омска для индивидуального жилищного строительства.
В дальнейшем Смирнов В.В. уточнил заявленные требования, просит суд признать незаконным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении без аукциона земельных участков и возложить на департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обязанность совершить действия по предоставлению ему без проведения аукциона земельных участков, кадастровый №, кадастровый №, расположенных в Ленинском административном округе г. Омска для индивидуального жилищного строительства по цене, регулируемой нормативными актами на дату вынесения оспариваемого распоряжения - ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Смирнов В.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Галиаскаров М.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска Зубарева Н.М. в судебном заседании заявила, что с заявленными требованиями не согласна, считает их необоснованными, просит суд в удовлетворении заявленных требований Смиронову В.В. отказать.
Представитель административного ответчика Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.
Дяблов В.Г. в качестве заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Полянская О.Н. в качестве заинтересованного лица о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию г. Омска поступило заявление Смирнова В.В. о предоставлении в собственность земельных участков, кадастровый №, кадастровый №, расположенных <адрес> для строительства индивидуального жилого дома и 4 земельных участка, расположенных западнее участка, кадастровый №, указанных на схеме.
Статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Из п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ следует, что граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
Согласно п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Соответствующим органом на территории муниципального образования г. Омск уполномоченным на осуществление функций в сфере земельных отношений является департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, что предусмотрено п. 19 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пп. 8, пп. 9.6, 9.7, п. 19 Положения департамент обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Омска, земельных участков, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, осуществляет рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Омска, земельных участков, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, принимает решение об отказе в предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Омска, земельных участков, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельные участки, кадастровый №, кадастровый №, расположенные в Ленинском административном округе г. Омска принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию городскому округу г. Омск Омской области, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для строительства индивидуальных жилых домов.
Из материалов дела следует, что распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№ Смирнову В.В. было отказано в предоставлении без проведения аукциона земельных участков, кадастровый №, кадастровый №, расположенных в Ленинском административном округе г. Омска для индивидуального жилищного строительства в связи с наличием нескольких заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
В обоснование своих возражений представителем административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска Зубаревой Н.М. были представлены заявления от имени Дяблова В.Г. и Полянской О.Н. о предоставлении им земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Из указанных заявлений, поступивших в Администрацию г. Омска ДД.ММ.ГГГГ следует, что Дяблов В.Г. обратился с заявлением о предоставлении в собственность для строительства индивидуального жилого дома земельного участка, кадастровый №, расположенного в Ленинском административном округе г. Омска, Полянская О.Н. обратилась с заявлением о предоставлении в собственность для строительства индивидуального жилого дома земельного участка, кадастровый №, расположенного в Ленинском административном округе г. Омска.
В судебном заседании Дяблов В.Г. и Полянская О.Н. подтвердили свое желание о предоставлении им без аукциона земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
В связи с тем, что на момент обращения Дяблова В.Г. и Полянской О.Н. с вышеуказанными заявлениями в департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска уже находилось на рассмотрении ранее поступившее от Смирнова В.В. заявление о предоставлении спорных земельных участков, Дяблову В.Г. И Полянской О.Н. было отказано в предоставлении без аукциона земельных участков, в связи с наличием нескольких заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка, что подтверждается распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из материалов дела следует, что департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска обеспечил опубликование извещения о предоставлении спорных земельных участков на официальном сайте Администрации г. Омска в сети «Интернет», а также в газете «Третья столица» от ДД.ММ.ГГГГ№№, однако ни Смирнов В.В., ни Дяблов В.Г., ни Полянская О.Н. не заявили о своем намерении участвовать в аукционе.
Анализ приведенных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные Смирновым В.В. требования о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении без аукциона земельных участков и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворению не подлежат, поскольку действия департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска об отказе административному истцу в предоставлении без аукциона земельных участков при наличии иных претендентов на спорные земельные участки являются правомерными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении без аукциона земельных участков и возложении обязанности совершить определенные действия Смирнову В.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.02.2016 года.
Судья Н.Л. Усольцева