ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2981/2021 от 20.10.2021 Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело а-2981/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2021г. г.Липецк

Правобережный районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Дробышевой Т.В.,

при секретаре Сазоновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным решения комиссии УМВД России по Липецкой области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения комиссии УМВД России по Липецкой области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на нарушение требований к форме выписки из протокола заседания комиссии, к оформлению протокола, предвзятость членов комиссии, нарушение порядка принятия оспариваемого решения, в рамках которого не оценивались знания в соответствии с Едиными критериями.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель по устному заявлению ФИО2 доводы административного иска поддержали, также ссылались на необязательность требований КИМ, не являющихся критерием оценивания.

Представитель административного ответчика – УМВД России по Липецкой области по доверенности ФИО3 административный иск не признала, указывая на законность оспариваемого решения.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия)…должностного лица…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении заявления полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Одним из оснований приобретения иностранным гражданином или лицом без гражданства гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве) является признание такого лица носителем русского языка.

Согласно ч.1 ст.33.1 указанного Федерального закона, иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (ч.1 ст.33.1ФЗ).

Единые критерии признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, используемых при проведении комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (в том числе требования к режиму защиты таких материалов, порядку и условиям размещения содержащейся в них информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (ч.2.1 ст.331 ФЗ).

Приказом МВД России от 16.03.2020г. №227 определена организация работы комиссий, в частности, требования к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка Правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (приложение N 3), Единые критерии признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 4), порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, используемых при проведении комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (в том числе требования к режиму защиты таких материалов, порядку и условиям размещения содержащейся в них информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (приложение №5).

Так, в состав Комиссии МВД России (территориальной комиссии МВД России) включаются специалисты, которые должны:

1. Иметь высшее образование не ниже специалитета или магистратуры, подтвержденное дипломом государственного образца для сотрудников, гражданских служащих ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, работников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, к компетенции которых отнесены вопросы гражданства Российской Федерации.

2. Относиться к числу профессорско-преподавательского состава для представителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки "Филология" и (или) "Лингвистика" или дополнительные образовательные программы, касающиеся изучения русского языка как иностранного.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства при проведении комиссией собеседования, проводимого с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, могут быть признаны носителями русского языка по следующим критериям:

1. Умение инициировать диалог в бытовых ситуациях, поддерживать беседу.

2. Умение достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения.

3. Понимание информации, представленной в отдельных диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера.

4. Использование грамматических и лексических навыков оформления высказываний в соответствии с намерениями в социально-бытовых ситуациях.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УМВД России по Липецкой области с заявлением о признании его носителем русского языка. Основанием для подачи заявления послужило повседневное использование русского языка, прохождение его отцом военной службы на территории России.

ДД.ММ.ГГГГ созданной в соответствии с вышенауказанными требованиями комиссией УМВД России по Липецкой области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с гражданином ФИО1 проведено собеседование, по результатам которого решением комиссии он не был признан носителем русского языка. В частности, как следует, в том числе, из Бланка регистрации ошибок, им было допущено 3 орфоэпических, 8 лексических, 3 морфологических и 7 синтаксических ошибок. Ответа на третий вопрос от ФИО1 не поступило в виду непонимания им смыслового контекста.

Довод о том, что при принятии оспариваемого решения комиссия не руководствовалась Едиными критериями, является субъективным мнением административного истца и его представителя, не основанном на положениях действующего законодательства.

Порядок оценивания вышеназванным критериям определяется в контрольных измерительных материалах, разрабатываемых в соответствии с п.3.1 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 16.04.2020г. №227.

Так, согласно разработанным в соответствии с вышеназванным порядком КИМ, при наличии более 20 ошибок (орфоэпических, лексических, грамматических (морфологических, синтаксических) в ответах иностранного гражданина комиссия принимает решение о непризнании этого иностранного гражданина носителем русского языка (собеседование считается пройденным «неудовлетворительно»). В случае, если иностранный гражданин ввиду непонимания смыслового контекста вопроса затрудняется дать на него развернутый ответ, собеседование считается пройденным «неудовлетворительно».

Таким образом, собеседование проведено в соответствии с предъявляемыми требованиями, оснований ставить под сомнение принятое в отношении ФИО1 решение у суда не имеется.

Протокол заседания комиссии соответствует требованиям к форме решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, доводы административного истца в указанной части, равно как и в части нарушения требований к выписке из протокола, надуманы.

Представленный суду ответ Союза «Липецкая торгово-промышленная палата» от ДД.ММ.ГГГГ, указывающий на допущенную в протоколе заседания ошибку в склонении фамилии административного истца, и, по мнению истца, указывающий на некомпетентность членов комиссии, о незаконности принятого в отношении ФИО1 решения не свидетельствует.

Порядок принятия оспариваемого решения соблюден, нарушений прав административного истца при проведении собеседования не допущено, оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным решения комиссии УМВД России по Липецкой области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г.Липецка в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.В.Дробышева

Мотивированное решение составлено 03.11.2021г.