копия
Р Е Ш Е Н И Е дело №а-298/2022
ИФИО1
<адрес> 7 июня 2022 года
Дорогобужский районный суд <адрес>
в составе: председательствующего (судьи): ФИО10
при секретаре: ФИО11
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 и ФИО3 к Управлению Росреестра по <адрес>, офис межмуниципального отдела по Сафоновскому, Дорогобужскому, <адрес>м Управления Росреестра по <адрес>, ФИО4 о признании незаконным решения об оставлении без рассмотрения государственной регистрации права собственности на квартиру
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по <адрес>, офис межмуниципального отдела по Сафоновскому, Дорогобужскому, <адрес>м Управления Росреестра по <адрес>, ФИО4 о признании незаконным решения об оставлении без рассмотрения государственной регистрации права собственности на квартиру и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности, указав, что на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ они совместно обладают правом собственности на жилую <адрес> в <адрес>, общей площадью 51,4 кв.м. с кадастровым номером 67:06:0010225:1551. Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права истцов на объект недвижимости, не имеется.
В соответствии с п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п.1 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В настоящее время у них возникла необходимость распорядиться своим имуществом, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ они подали заявления о государственной регистрации права собственности на вышеуказанное жилое помещение в ГБУ «МФЦ Дорогобужского МР СО» с приложением необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято Решение № КУВД-001/2022-16494441/1 и № КУВД-001/2022-16494441/2 об оставлении без рассмотрения государственной регистрации на объект недвижимости с указанием оснований: неуплата госпошлины, регистрация права собственности ненадлежащим лицом.
Требование об уплате госпошлины в размере 2000 рублей не выставлялось и работником ГБУ «МФЦ Дорогобужского МР СО» было разъяснено, что согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» госпошлина на права, которые были приобретены до 31.01.1998г., на данный момент не взымается. БТИ подтвердило переход права и отсутствие других собственников и обременений. Таким образом ненадлежащая регистрация права 10.11.2000г. не может препятствовать надлежащей, уполномоченным лицом – Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Поэтому просят суд признать незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2022-16494441/1 и № КУВД-001/2022-16494441/2 об оставлении без рассмотрения государственной регистрации права собственности на жилую <адрес> в <адрес>, общей площадью 51,4 кв.м с кадастровым номером 67:06:0010225:1551 и обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на вышеуказанную квартиру.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в дело в качестве административного ответчика было привлечено Управление Росреестра по <адрес>.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.
Административный истец ФИО2 административное исковое заявление поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес> по доверенности в лице начальника Межмуниципального отдела по Сафоновскому, Дорогобужскому, <адрес>м Управления Росреестра по <адрес>ФИО12 с требованиями истцов не согласилась и поддержала письменный отзыв, согласно которомуУправление осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0263 (далее - Положение). К компетенции Управления в соответствии с Положением отнесена, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в нем, проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав, внесение записей в ЕГРН при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, а также осуществление иных полномочий в сфере государственной регистрации прав. В силу ст.4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее-Закон о регистрации) участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, ФИО1 и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, ФИО1, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой. В соответствии с ст. 66 Закона о регистрации орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения ЕГРН, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Государственный регистратор прав в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам, сведениям, за исключением сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости из других государственных информационных ресурсов. Предъявление требований к государственному регистратору является необоснованным, поскольку ответственность за действия государственного регистратора (необоснованные отказ или приостановление, уклонение, если таковыми признаны судом) в силу вышеизложенных норм Закона № 218-ФЗ несет Управление. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановления) граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении квартиры с кадастровым номером 67:06:0010225:1551, расположенной по адресу: <адрес>, имеются следующие записи: квартира, общая площадь: 51,4 кв.м., 2-й этаж, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о правах в отношении указанного объекта недвижимости в ЕГРН отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ за № КУВД-001/2022-16494441, №РКРУВМРС№ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> поступило заявление ФИО2 и ФИО3 о государственной регистрации права общей долевой собственности (по 1/2 доле) на объект недвижимости: квартиру с кадастровым номером 67:06:0010225:1551, расположенную по адресу: <адрес>. В качестве правоустанавливающего документа, подтверждающего наличие права общей долевой собственности в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, представлен дубликат договора мены, заключенного в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Сафоновской нотариальной конторы ФИО13ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №, выданный ДД.ММ.ГГГГФИО14, временно исполняющей обязанности нотариуса Сафоновсого нотариального округа ФИО13, реестровый №. Административный истец указывает, что подавая документы на государственную регистрацию права общей долевой собственности на основании дубликата договора мены, заключенного в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, руководствуется положениями ст.69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусматривающими, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Госпошлина за регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимости не уплачивается (пп. 8 п. 3 ст. 333.35 НК РФ). Таким образом, право общей долевой собственности ФИО2 и ФИО3 на основании представленного ими договора мены, должно было возникнуть до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с ст.255 "Гражданского кодекса РСФСР" (утв. ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) к договору мены применяются соответственно правила статей 237-239.1 и 241-251 настоящего Кодекса. При этом каждый из участвующих в договоре мены считается продавцом имущества, которое он дает, и покупателем имущества, которое он получает. Право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации (ст. 135 ГК РСФСР). Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 164, п.1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. На основании ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» до введения в действие Закона о регистрации (то есть до ДД.ММ.ГГГГ) применялся действующий порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании в <адрес> Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» создана Регистрационная палата <адрес>, начавшая осуществлять свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. До создания Регистрационной палаты <адрес> (до ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с п.2. ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и п. 1.1. Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес> осуществляли Бюро технической инвентаризации (далее- БТИ), АО "Смоленсккоммунсервис" производственная фирма, Комитет по строительству и архитектуре, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по управлению государственным имуществом. В соответствии с п.3 Положения о регулировании совершения сделок с недвижимым имуществом в <адрес>, утвержденным Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенные сделки с недвижимым имуществом подлежали обязательной регистрации в соответствующих БТИ и рай(гор) комземе, без которой они считались недействительными. В качестве документа, подтверждающего проведение государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО2 и ФИО3 в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора мены, представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации» о наличии в реестровой книги записи № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права общей долевой собственности ФИО2 и ФИО3 в отношении спорной квартиры. Таким образом, представленный в качестве правоустанавливающего документа, договор мены, не зарегистрирован в установленном законодательством порядке, т.к. была запись о регистрации права общей долевой собственности ФИО2 и ФИО3 в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, внесена органом, утратившим свои полномочия органа исполнительной власти по обеспечению соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области с момента создания Регистрационной палаты <адрес>, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, в нарушение требований Закона о регистрации договор мены, заключенный в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный нотариусом Сафоновской нотариальной конторы, реестровый № совершенный в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки не зарегистрирован в соответствии с требованиями ст. 135 ГК РСФСР уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области до создания учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и не может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа, подтверждающего наличие права общей долевой собственности ФИО2 и ФИО3 в отношении спорной квартиры, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с требованиями Закона о регистрации, регистрация права общей долевой собственности ФИО2 и ФИО3 в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, должна осуществляться на основании заявления сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом с приложением документы, являющихся основанием для осуществления государственной регистрации прав, иных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Также, на основании ч.1 ст.333.16 Налогового кодекса РФ лицом при обращении в государственные органы за совершением в отношении этого лица юридически значимых действий должна уплачиваться государственная пошлина. Для физических лиц пп. 22 п. 1 ст. 33.33 НК РФ за государственную регистрацию права государственная пошлина установлена в размере 2000 рублей. Согласно части 2 ст.333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Информация о об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав ФИО2 и ФИО3, отсутствует, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором в соответствии с п.3 ст.25 Закона о регистрации: «информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем», принято решение о возврате без рассмотрения заявления о государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, представленного ДД.ММ.ГГГГ за № КУВД-001/2022-16494441, №РKPVDМFС№ФИО2 и ФИО3 в отношении квартиры с кадастровым номером 67:06:0010225:1551, расположенной по адресу: <адрес>. На основании изложенного Решение государственного регистратора ФИО4 о возврате без рассмотрения заявления о государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, представленного ДД.ММ.ГГГГ за № КУВД-001/2022-16494441, №РKPVDМFС№ вынесено обоснованно. Права и законные интересы административных истцов не нарушены. Поэтому просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Административный ответчик – ФИО4 в судебное заседание не явилась. Извещена надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящего дела. Представлен письменный отзыв, смысловое содержание которого аналогично письменному отзыву представленному представителем административного ответчика Управления Росреестра по <адрес> по доверенности в лице начальника Межмуниципального отдела по Сафоновскому, Дорогобужскому, <адрес>м Управления Росреестра по <адрес>ФИО12.
Изучив доводы иска, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: (полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от дата "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст. 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Для признания ненормативного акта недействующим, решения и действия (бездействия) государственного органа, должностного лица незаконными необходимо установить какие права и свободы заявителя нарушаются этим актом, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, а также какому нормативно-правовому акту не соответствует оспариваемое решение.
Таким образом, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов Административных истцов.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) и иными нормативными правовыми актами на основании Положения об Управлении.
Согласно ст. 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.
Таким образом, государственная регистрация прав носит заявительный характер.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном п. п. 3, п. 1 ст. 29 Закона о недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о недвижимости, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 15 Закона о недвижимости, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 был заключен договор мены квартир, принадлежащих им по праву собственности. По условиям договора мены, в собственность ФИО3, ФИО2 в равных долях перешла квартира, расположенная по адресу: <адрес> (п.5 Договора). ДД.ММ.ГГГГ настоящий договор был удостоверен нотариусом Сафоновской государственной нотариальной конторы <адрес>ФИО13, который зарегистрирован в реестре за № (л.д.9).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации», <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> зарегистрирована в равных долях в собственности на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 (1/2 доля), ФИО3 (1/2 доля) и записан в реестровую книгу под № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГФИО2 и ФИО3 обратились с заявлениями в многофункциональный центр о государственной регистрации прав собственности на вышеуказанную квартиру (л.д.10,11).
ДД.ММ.ГГГГ Межмуниципальным отделом по Сафоновскому, Дорогобужскому, <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> были приняты решения №КУВД-001/2022-16494441/1 и №КУВД-001/2022-16494441/2 ФИО2 и ФИО3 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения (л.д.13,14). Основанием послужило отсутствие информации об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации права по истечении пяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления, документ об уплате госпошлины не был предъявлен. Кроме этого было также сообщено, что регистрация права ДД.ММ.ГГГГ на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена ненадлежащим лицом, так как на этот момент Бюро технической инвентаризации не имело полномочий на совершение данных действий.
Из представленной выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что квартира с кадастровым номером №, расположена по адресу: <адрес>, общая площадь 51,4 кв.м. Сведения о собственника недвижимого имущества отсутствуют (л.д.16).
В соответствии со ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 255 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, по договору мены между сторонами производится обмен одного имущества на другое. К договору мены применяются соответственно правила статей 237 - 239.1 и 241-251 настоящего Кодекса. При этом каждый из участвующих в договоре мены считается продавцом имущества, которое он дает, и покупателем имущества, которое он получает.
В соответствии со ст. 135 ГК РСФСР, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит государственной регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Согласно ст. 14 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Правоустанавливающим документом может являться либо свидетельство о государственной регистрации прав, либо выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП). Такие документы выдает Росреестр. Учреждения Росреестра были образованы в 1998 г. До этого момента сделки с недвижимостью регистрировались в бюро технической инвентаризации (БТИ). Если на договоре купли-продажи, дарения, мены и т.п., заключенном до 1998 г., стоит штамп БТИ, документ имеет юридическую силу.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании в <адрес> Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» создана Регистрационная палата <адрес>, начавшая осуществлять свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. До создания Регистрационной палаты <адрес> (до ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с п.2. ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и п. 1.1. Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес> осуществляли Бюро технической инвентаризации (далее-БТИ), АО "Смоленсккоммунсервис" производственная фирма, Комитет по строительству и архитектуре, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по управлению государственным имуществом.
В соответствии с п.3 Положения о регулировании совершения сделок с недвижимым имуществом в <адрес>, утвержденным Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенные сделки с недвижимым имуществом подлежали обязательной регистрации в соответствующих БТИ и рай(гор) комземе, без которой они считались недействительными
Договор мены в установленном ст. 239 ГК РСФСР (действовавшего на момент заключения сделки) порядке зарегистрирован не был; государственный технический учет осуществлен ДД.ММ.ГГГГ.
Также на основании ч.1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации лицом при обращении в государственные органы за совершением в отношении этого лица юридически значимых действий должна уплачиваться государственная пошлина.
Подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества с физических лиц взимается государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратилось несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2022-16494441/1 и №КУВД-001/2022-16494441/2 представленные документы возвращены без рассмотрения в связи с отсутствием информации об уплате государственной пошлины. Разъяснено, что государственная пошлина на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ составляет 2 000 рублей.
Доказательств оплаты государственной пошлины административными истцами не представлено. Кроме того, разъяснено о необходимости регистрации права собственности на основании заявления всех участников сделки мены. Заявления от всех участников сделки мены от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности на квартиру не поступало.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не установлено нарушения прав административных истцов действиями ответчиков, поэтому оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО2 и ФИО3 в удовлетворении требований административного искового заявления к Управлению Росреестра по <адрес>, офису межмуниципального отдела по Сафоновскому, Дорогобужскому, <адрес>м Управления Росреестра по <адрес>, ФИО4 о признании незаконным решений №КУВД-001/2022-16494441/1 и №КУВД-001/2022-16494441/2 от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Дорогобужский районный суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна
Судья Дорогобужского районного суда
<адрес> Шкредов С.А.