Дело №а-2997/21
УИД 25RS0№-41
Мотивированное решение
изготовлено 18.08.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2021 года <адрес>
Фрунзенский районный суд <адрес> Приморского края в составе председательствующего судьи О.О.Ясинской, при секретаре К.С.Рахимовой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО УФССП России по <адрес>, УФССП России по <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО8 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО УФССП России по <адрес>, УФССП России по <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанности, указав, что дата районным ОСП было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ФИО1, 24.06.2019г. ФИО1 было подано заявление об отложении исполнительных действий. дата со счета ФИО7 было снято 1251,98 руб., дата- 3748,02 руб. исполнительского сбора. дата в адрес районного ОСП было направлено заявление о прекращении исполнительного производства и возврате списанного исполнительского сбора в размере 5000 рублей, а также Постановление президиума <адрес>вого суда, которым отменено решение районного суда, на основании которого возбуждено исполнительное производство. Ответ на заявление и постановление о прекращении исполнительного производства не получены, денежные средства не возвращены. Просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО4 И.С. ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО УФССП России по <адрес>, обязать судебного пристава-исполнителя ФИО4 И.С. ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО УФССП России по <адрес> прекратить исполнительное производство №-ИП и вернуть ФИО1 исполнительский сбор 5000 руб.
ФИО1, представитель ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО УФССП России по <адрес>, представитель УФССП России по <адрес>, представитель заинтересованного лица ТСЖ «Нижнепортовый» в судебное заседание не явились, извещены были надлежаще.
В судебном заседании ФИО8 заявленные требования поддержал.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО УФССП России по <адрес>ФИО4 И.С. в судебном заседании с требованиями административного искового заявления не согласилась, пояснила, что заявитель не обращался с заявлением о приостановлении исполнительного производства. По заявлению об отложении исполнительных действий, действия откладываются на 10 дней. Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено до отмены решения районного суда. В феврале 2021г. на основании заявления ФИО1 исполнительное производство было окончено.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Федеральный закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения - мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Также названной нормой определен перечень исполнительных действий, которые в процессе исполнения требований исполнительных документов вправе совершить судебный пристав-исполнитель, к таким мерам, среди прочего, относится взыскание исполнительского сбора.
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона).
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона).
Пунктом 4 части 2 статьи 43 поименованного выше Федерального закона установлено, что исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Судом установлено, что решением Фрунзенского районного суда <адрес> от дата исковые требования ТСЖ «Нижнепортовый», ФИО9 к ООО «Жилищно-строительная компания «Стройтрест» ФИО12, ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО13, ФИО14 о сносе самовольной постройки.
дата судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения: обязать ответчиков ООО «Жилищно-строительная компания «Стройтрест» ФИО12,, ФИО10, ФИО1,, ФИО11, ФИО13, ФИО14 произвести за свой счет проект производственных работ по демонтажу самовольной постройки и снести постройку, представляющую мансарду, возведенную на 7 этажном доме по <адрес>Г в <адрес> с сохранением плит перекрытий дома, отделяющих последний этаж дома и мансарду, в отношении должника- ФИО1, в пользу взыскателя- ТСЖ «Нижнепортовый».
Копия постановления направлена в адрес должника, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа, дата ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО вынесено постановление о взыскании с ФИО1 исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
датаФИО1 в ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО подано заявление об отложении исполнительных действий.
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней.
Постановлением Президиума <адрес> суда от дата решение Фрунзенского районного суда <адрес> от дата и апелляционное определение ФИО2 коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от дата отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Из материалов исполнительного производства следует, что дата и дата постановлениями ФИО2-исполнителя денежные средства в сумме 1251,98 руб. и 3748,02 руб., поступившие на депозитный счет районного ОСП от плательщика ФИО1 распределены в доход бюджета.
18.12.2020г. в ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО поступило заявление ФИО1 о прекращении исполнительного производство и возврате взысканного исполнительского сбора 5000 рублей. Одновременно заявитель направил постановление <адрес>вого суда от дата, которым отменено решение Фрунзенского районного суда <адрес> от дата.
датаФИО2 - исполнителем вынесено постановление о прекращении исполнительного производства в связи с отменой на основании п.4 ч.2 ст.43 Федерального закона.
Публичное производство направлено на восстановление нарушенных прав и свобод заявителя. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Для признания незаконным действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этого действия (бездействия) прав и законных интересов истца.
Из материалов дела усматривается, что действия по списанию со счета должника по исполнительному производству ФИО1 денежных средств, были произведены ФИО2-исполнителем до поступления заявления о прекращении исполнительного производства.
Исполнительное производство №-ИП прекращено дата после направления должником ФИО1 в районное ОСП заявления о прекращении исполнительного производства с ФИО2 актом.
Копия данного постановления получена представителем административного истца в судебном заседании.
В связи с чем, суд не усматривает в данном случае незаконного бездействия со стороны должностных лиц ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО УФССП России по <адрес>.
Требование административного истца о восстановлении нарушенного права в связи с незаконным, по его мнению, списанием денежных средств со счета заявителя, при условии отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, в данном случае не подлежит удовлетворению.
Возможность возвращения денежных средств регулируется Законом №229-ФЗ, который, в частности предусматривает: при поступлении на депозитный счет подразделения судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму (п. 11 ст. 70).
Из содержания данной нормы следует, что вопрос о возвращении должнику излишне удержанных по исполнительному производству денежных средств разрешается судебным приставом-исполнителем при наличии остатка денежных средств на депозитном счете подразделения судебных приставов.
Из представленных материалов следует, что денежные средства, взысканные с ФИО1 в общей сумме 5000 рублей, перечислены в доход бюджета постановлениями пристава от дата и дата.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения спора, на депозитном счете ОСП денежные средства, взысканные с ФИО1 отсутствуют, оснований для возврата денежных средств в соответствии с п.11 ст.70 Закона N 229-ФЗ не имеется.
При таком положении суд полагает, что требования к ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО УФССП России по <адрес>, УФССП России по <адрес> возвратить денежные средства административному истцу, не отвечает требованиям закона и не подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" исковой порядок установлен для рассмотрения требований, в том числе, о возмещении убытков, причиненных в результате совершения исполнительных действий и/или применения мер принудительного исполнения.
В силу ч. 5 ст. 1 КАС РФ положения данного Кодекса не распространяются на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решение об отказе в удовлетворении требований об устранении допущенных нарушений, не препятствует ФИО1 предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства к надлежащим ответчикам о возмещении убытков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к ОСП по Ленинскому и <адрес>м ВГО УФССП России по <адрес>, УФССП России по <адрес> об оспаривании бездействия, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированной форме.
Судья О.О.Ясинская