Дело №а-300/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2018 года Железнодорожный районный суда <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Домниковой М.В.,
при секретаре - Солохине С.С.,
с участием представителя административного истца – Люмановой Л.А.,
представителя административных ответчиков Службы государственного и строительного надзора Республики Крым, начальника Службы государственного и строительного надзора Республики Крым Сергеевой М.В. – Грединой Н.В.,
административного ответчика - консультанта восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым - Третяк В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> административное дело по административному иску Евтягиной Инны Николаевны к Службе государственного и строительного надзора Республики Крым, заведующему восточным отделом строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Горбунову Юрию Николаевичу, консультанту восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Третяк Виталию Васильевичу, главному специалисту восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Бабкиной Нелли Валентиновне, Врио начальника Службы государственного и строительного надзора Республики Крым Исаеву Нариману Ризаевичу, начальнику Службы государственного и строительного надзора Республики Крым Сергеевой Марине Викторовне о признании незаконным действий должностных лиц, о признании предписания от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
Евтягина И.Н. обратилась в суд с административным иском к Службе государственного и строительного надзора Республики Крым, заведующему восточным отделом строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Горбунову Юрию Николаевичу, консультанту восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Третяк Виталию Васильевичу, главному специалисту восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Бабкиной Нелли Валентиновне, в котором просила суд: признать незаконными действия должностных лиц Службы Государственного строительного надзора Республики Крым – заведующего восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Горбунова Юрия Николаевича, консультанта восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Третяк Виталия Васильевича, главного специалиста восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Бабкиной Нелли Валентиновны, при проведении внеплановой проверки, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, объекта строительства кафе с гостевыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Коктебель, <адрес>; признать незаконным и отменить Предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства в отношении объекта капитального строительства кафе с гостевыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Коктебель, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Евтягиной Инне Николаевне.
Исковые требования мотивированы тем, что должностными лицами Госстройнадзора Республики Крым в лице: заведующего Восточным отделом строительного надзора Службы Госстройнадзора Республики Крым Горбуновым Ю.Н., консультанта Восточного отдела строительного надзора Службы Госстройнадзора Республики Крым Третяк В.В., главного специалиста Восточного отдела строительного надзора Службы Госстройнадзора Республики Крым Бабкиной Н.В., проведена внеплановая выездная проверка объекта строительства «Кафе с гостевыми помещениями», расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Коктебель, <адрес>», по результатам данной проверки составлен акт проверки, а ввиду изложенного в акте проверки от 09.11.2017г., Евтягиной И.Н. выдано Предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства в отношении объекта капительного строительства «Кафе с гостевыми помещениями по адресу: <адрес>. Истец указывает на незаконность действий должностных лиц при проведении внеплановой проверки и незаконность предписания об устранении нарушений, исходя из следующего.
На основании служебной записки ДД.ММ.ГГГГ Врио начальника Службы Госстройнадзора Республики Крым Н.Р. Исаевым вынесен Приказ № ОД об отмене регистрации Декларации № РК 08217013270 зарегистрированной 24.04.2017г. о начале выполнения строительных работ «Кафе с гостевыми помещениями», расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Коктебель, г Феодосия, <адрес>. Согласно изложенному в Служебной записке должностного лица Горбунова Ю.Н., следует, что ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом проведен: рейдовые мероприятия, в том числе по обследованию объекта строительства, расположенного по адресу: <адрес> «Кафе с гостевыми помещениями». ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Службы Госстройнадзора вынесен Приказ № о проведении внеплановой выездной проверки объекта капитального строительства «Кафе с гостевыми помещениями».
ДД.ММ.ГГГГ административным органом истице направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о проведении с 09.11.2017г. по 15.11.2017г. проверки объекта капитального строительства «Кафе с гостевыми помещениями», по адресу: пгт. Коктебель, <адрес>. Также, истица уведомляется о прибытии 09.11.2017г, в 10 ч. 00 мин. по указанному адресу должностных лиц для проведения обследования объекта, в рамках проверки. Истец указывает, что, не смотря на ненадлежащее уведомление лица о проведении проверки и выезда на обследование объекта, должностными лицами проведено обследование объекта, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ в 15ч.00мин. составлен акт проверки о строительстве объекта капитального строительства. Данное выездное мероприятие и обследование объекта проведено без участия застройщика (либо уполномоченного лица), без присутствия свидетелей или понятых.
Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данная проверка проведена с предъявлением служебных удостоверений должностных лиц, копии Приказа о проведении проверки, копии документа о согласовании такой проверки Минэкономразвития РФ, однако сведений о лицах, имеющих полномочия на участие в проверке со стороны Евтягиной И.Н. в акте не имеется, сведений о согласовании оспариваемой внеплановой выездной проверки с Минэкономразвития РФ, материалы проверки, также не содержат. Фотофиксации строительства на дату обследования, в материалах проверки отсутствует. Объяснения Евтягиной И.Н., понятых, свидетелей материалы проверки также не содержат.
Истец указывает, что акт проверки от 09.11.2017г., направленный Евтягиной И.Н. по почте, ввиду незаконности действий должностных лиц, приступивших к обследованию объекта без надлежащего уведомление проверяемого лица, без ее присутствия на объекте строительства, во время проведения обследования, свидетельствует о незаконности документов, составленных по результатам такой проверки. Ввиду изложенного в акте проверки от 09.11.2017г., истице выдано предписание строительные работы прекратить немедленно, привести объект капитального строительства в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако в соответствие с какими именно законодательными нормами и какие мероприятия надо провести в предписании не указано. Данное предписание, по мнению истца, не отвечает содержанию Административного регламента, а именно абз.2 ч. 12. 12, поскольку в предписании ни вид нарушения, ни ссылки на технический регламент (нормы и правила), ни какие - либо нормативно - правовые акты, ни проектная документация, требования которых нарушены, ни меры по устранению нарушений не указаны, что дает основания полагать на полное несоответствие выданного предписания как Административному регламенту так и Порядку выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного совета Республики Крым от 11.04.2014г., ввиду чего данное предписание не соответствует закону, по мнению истца
Кроме того, истица приводит доводы незаконности Приказа № об отмене регистрации декларации (л.д. 4-14).
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административного соответчика привлечен Врио начальника Службы государственного и строительного надзора Исаев Н.Р.
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административного соответчика привлечен начальник Службы государственного и строительного надзора Сергеева М.В.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца – адвокат Люманова Л.А. поддержала административный иск, настаивала на его удовлетворении в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Службы государственного строительного надзора Республики Крым и начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Сергеевой Марины Викторовны – Гредина Н.В. возражала против удовлетворения искового заявления, просила суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В судебном заседании административный ответчик - консультант восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Третяк Виталий Васильевич просил суд отказать в удовлетворении иска.
Административные ответчики - главный специалист восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Бабкина Нелли Валентиновна, заведующий Восточным отделом строительного надзора Службы государственного и строительного надзора Республики Крым Горбунов Юрий Николаевич, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Административный ответчик – Врио начальника Службы государственного и строительного надзора Исаев Н.Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Согласно положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Явка лиц, участвующих в деле не признана судом обязательной. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.
Заслушав пояснения представителя административного истца, возражения представителя административных ответчиков, административного ответчика, изучив доводы иска, возражения на исковое заявление, исследовав все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Согласно ст. 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Так, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Исаевым Н.Р. издан приказ № о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении Евтягиной Инны Николаевны (л.д. 19-20). Согласно данному приказу назначено лицами, уполномоченными на проведение проверки: Горбунова Юрия Николаевича, заведующего Службы государственного строительного надзора Республики Крым; Третяк Виталия Васильевича, консультанта Восточного отдела строительного надзора; Бабкину Нелли Валентиновну, главного специалиста Восточного отдела строительного надзора Службы государственного строительного надзора. Проверка проводилась в рамках государственной функции «Осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на территории Республики Крым», кроме того приказом установлено, что настоящая проверка проводится с целью проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве объекта капитального строительства: а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; б) наличия документов, подтверждающих право на выполнение строительных работ ( при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ – по объектам относящимся к I-III категории сложности либо при выдаче разрешения на выполнение строительных работ – по объектам, относящимся к IV и V категориям сложности); в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Предметом настоящей проверки являлось соблюдение обязательных требований. Правовыми основаниями проверки в приказе определены пп. «б» п. 2, ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, поручение Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№. Обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными актами, подлежащие проверке были определены ч. 1 ст. 51, ст. 52, ст. 53, ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.
Из уведомления о проведении проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства Службы государственного строительного надзора от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Исаева Н.Р. (л.д. 21) усматривается, что о проведении проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства по адресу: <адрес>. П. Коктебель, <адрес> настоящим уведомляется Евтягина Инна Николаевна о проведении проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предмет проверки законность выполнения строительных работ, соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных правовых актов и проектной документации, строительных норм и правил, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, Градостроительного кодекса РФ; прибытие ДД.ММ.ГГГГ в 10.00. Графа в данном уведомлении «Уведомление получил» не заполнена.
Данное уведомление, было отправлено Евтягиной И.Н. Службой государственного строительного надзора Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ и получено ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами и подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д. 109) и уведомлением о вручении (л.д. 108).
Актом о проверке при строительстве объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заведующего Восточным отделом строительного надзора Службы государственного строительного надзора Республики Крым Ю.Н. Горбуновым, консультантом Восточного отдела строительного надзора Службы государственного строительного надзора Республики Крым В.В. Третяк, главным специалистом Восточного отдела строительного надзора Службы государственного строительного надзора Республики Крым Н.В. Бабкиной установлено, что после отмены регистрации декларации № РК 08217013270 от ДД.ММ.ГГГГ о начале выполнения строительных работ по объекту капитального строительства «Кафе с гостевыми помещениями по адресу: <адрес>» приказом № «Од» от ДД.ММ.ГГГГ Службы государственного строительного надзора Республики Крым выполнены строительные работы по устройству монолитного железобетонного фундамента, ведутся строительные работы по устройству монолитных железобетонных несущих конструкций этажа ниже нулевой отметки без документа, дающего право застройщику осуществлять строительные работы по строительству объекта капитального строительства «Кафе с гостевыми помещениями по адресу: <адрес>. П. Коктебель, <адрес>», чем нарушены требования ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ (л.д. 23-24). При составлении данного акта застройщик – Евтягина Инна Николаевна (ее уполномоченный представитель) на объекте капитального строительства отсутствовали.
Согласно предписанию об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ Службы государственного строительного надзора Республики Крым, подписанного заведующим Восточным отделом строительного надзора Службы государственного строительного надзора Республики Крым Ю.Н. Горбуновым, консультантом Восточного отдела строительного надзора Службы государственного строительного надзора Республики Крым В.В. Третяк, главным специалистом Восточного отдела строительного надзора Службы государственного строительного надзора Республики Крым Н.В. Бабкиной, на имя Евтягиной Инны Николаевны в отношении строительства объекта капитального строительства «Кафе с гостевыми помещениями по адресу: <адрес> по результатам проведенной внеплановой проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого предписано принять меры по устранению выявленных нарушений: - выполнение строительных работ по строительству объекта капитального строительства «Кафе с гостевыми помещениями по адресу: <адрес>» без документа, дающих право застройщику на выполнение строительных работ по строительству указанного объекта капитального строительства (нарушение требований ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ) – прекратить немедленно. Привести объект капитального строительства «Кафе с гостевыми помещениями по адресу: <адрес>. П. Коктебельо, <адрес>» в соответствии с требованиями действующего законодательства; срок устранения указанных нарушений устанавливается – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
В соответствии с ч. 1 -3, 4 ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией;
(п. 1 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 368-ФЗ)
2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
(п. 2 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 315-ФЗ)
(часть 1 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 232-ФЗ)
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГN 261-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГN 243-ФЗ)
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.
(п. 3 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 372-ФЗ)
(часть 2 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 148-ФЗ)
Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Согласно части 6 ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ, по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2-4 "Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN 54 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", государственный строительный надзор осуществляется (далее по тексту Положение):
а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является модифицированной проектной документацией;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN 1159, от ДД.ММ.ГГГГN 205)
б) при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN 204, от ДД.ММ.ГГГГN 80)
Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN 204)
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN 318, от ДД.ММ.ГГГГN 80)
б) наличия разрешения на строительство;
в) выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 9 данного Положения определено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок, которые в соответствии с п. 11 Положения проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 14-15 Положения, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.
Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.
Административным регламентом Службы государственного строительного надзора Республики Крым исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на территории Республики Крым (далее по тексту Регламент) установлено, что Административный регламент содержит требования к порядку исполнения государственной функции и устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по исполнению государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, порядок и формы контроля исполнения государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции.
Согласно пункту 1.2.1. Регламента государственная функция по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее – государственная функция) исполняется Службой государственного строительного надзора Республики Крым (далее – Служба).
Пунктом 1.4.3. регламента определено, что предметом государственного надзора является проверка: - соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; - наличия документов подтверждающих право на выполнение строительных работ (при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ – по объектам, относящимся к I–III категории сложности либо при выдаче разрешения на выполнение строительных работ – по объектам относящимся к IV и V категориям сложности); - выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4.5. регламента, исполнение государственной функции осуществляется Службой посредством организации и проведения проверок в отношении физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности по строительству, реконструкции объектов капитального строительства обязательным требованиям (далее - проверка), а также организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
Пунктом 1.5.2. регламента предусмотрено, что должностные лица Службы, участвующие в реализации исполнения государственной функции, обязаны:
- соблюдать последовательность и сроки выполнения административных процедур, установленные действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Регламентом;
- соблюдать законодательство Российской Федерации, законодательство Республики Крым, права и законные интересы застройщиков, технических заказчиков и лиц, осуществляющих строительство;
- проводить проверку по основаниям, предусмотренным пунктами 12.1, 12.2 настоящего Регламента;
- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей;
- не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу, их уполномоченным представителям присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу, их уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
- знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо физическое лицо, их уполномоченного представителя с результатами проверки;
- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, застройщиков, технических заказчиков, лиц, осуществляющих строительство;
- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами (их должностными лицами), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- соблюдать сроки проведения проверки, указанные в уведомлении о проведении проверки;
- не требовать от застройщиков, технических заказчиков, лиц, осуществляющих строительство, документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации законодательством Республики Крым ;
- по обращениям застройщиков, технических заказчиков, лиц, осуществляющих строительство, информировать о порядке, ходе и результате исполнения государственной функции;
- предоставлять застройщикам, техническим заказчикам, лицам, осуществляющим строительство, по их обращениям информацию о порядке обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц Службы;
- соблюдать сроки проведения проверок
Согласно пункту 1.6.1. регламента, застройщики, технические заказчики, лица, осуществляющие строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, имеют право:
- получать от должностных лиц Службы, участвующих в реализации исполнения государственной функции, информацию о порядке исполнения государственной функции, о ходе и результате её исполнения, а также информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено действующим законодательством;
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Службы;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Службы, повлекшие за собой нарушение прав застройщиков, технических заказчиков, лиц, осуществляющих строительство, граждан при проведении проверки, в административном порядке, предусмотренном разделом V настоящего Регламента и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оспаривать решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации или решение об отказе в выдаче такого заключения в судебном порядке;
- оспаривать действия должностных лиц Службы в судебном порядке;
- для представления своих интересов застройщик, технический заказчик, лицо, осуществляющее строительство может назначить представителя, полномочия которого подтверждаются соответствующей доверенностью, оформленной в установленном порядке (далее - Представитель).
Согласно пункту 3.1.1. Регламента исполнение государственной функции включает следующие административные процедуры:
- подготовка и организация исполнения государственной функции;
- проведение проверок объекта капитального строительства при исполнении государственной функции;
- итоговая проверка, выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо отказ в выдаче такого заключения;
- организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
Пунктом 3.1.2. Регламента установлено, что исполнение государственной функции осуществляется путем проведения мероприятий.
Мероприятия проводятся в форме:
- проверок соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – Проверка);
- проверок исполнения предписаний об устранении нарушений, обнаруженных при проверке соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – Проверка).
Проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ, требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации:
- при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
- при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства
Согласно пункту 3.3.3. 3 Регламента перед началом Проверки, но не позднее, чем за двадцать четыре часа до ее проведения, должностное лицо Службы уведомляет застройщика или технического заказчика о проведении Проверки.
Уведомление составляется по образцу, приведенному в Приложении № к настоящему Регламенту. В уведомлении указываются сведения о сроке проведения Проверки, предмете Проверки, информация о привлечении к Проверке специалистов для проведения выборочного инструментального контроля монолитных конструкций и геодезических измерений, иные сведения, необходимые для проведения проверки.
Уведомление вручается представителю застройщика (технического заказчика) или направляется застройщику (техническому заказчику) посредством телефонной, факсимильной (с отметкой о ФИО и должности сотрудника принявшего уведомление) или электронной связи, по почте заказным письмом с уведомлением.
Однако, как установлено судебным разбирательством, в нарушение пункта 3.3.3. Регламента, Евтягина И.Н. не была извещена надлежащим образом о проведении обжалуемой проверки, поскольку проверка была проведена ДД.ММ.ГГГГ, а уведомление о ее проведении было получено истицей ДД.ММ.ГГГГ, как указано выше. В результате чего истица была лишена права - получать от должностных лиц Службы, участвующих в реализации исполнения государственной функции, информацию о порядке исполнения государственной функции, о ходе и результате её исполнения, а также информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено действующим законодательством; непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Службы.
Не надлежащее уведомление застройщика – Евтягиной И.Н. о предстоящей проверке, также свидетельствует о невыполнении должностными лицами обязанностей указанных в пункте 1.5.2. Регламента: соблюдать последовательность и сроки выполнения административных процедур, установленные действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Регламентом; соблюдать законодательство Российской Федерации, законодательство Республики Крым, права и законные интересы застройщиков, технических заказчиков и лиц, осуществляющих строительство.
Вышеуказанные нарушения Регламента, по мнению суда, свидетельствуют о грубом нарушением норм закона при проведении должностными лицами обжалуемой проверки и, как следствие, являются основанием для признания незаконными ее результатов, а потому исковые требования административного истца в части признания незаконными действий должностных лиц Службы Государственного строительного надзора Республики Крым – заведующего восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Горбунова Юрия Николаевича, консультанта восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Третяк Виталия Васильевича, главного специалиста восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Бабкиной Нелли Валентиновны, при проведении внеплановой проверки, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, объекта строительства кафе с гостевыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Коктебель, <адрес> и признания незаконным Предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства в отношении объекта капитального строительства кафе с гостевыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Коктебель, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Евтягиной Инне Николаевне – подлежат удовлетворению.
Что касается требований административного истца в части отмены Предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства в отношении объекта капитального строительства кафе с гостевыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Коктебель, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Евтягиной Инне Николаевне, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку пунктом 1 части 3 ст. 227 КАС Российской Федерации установлено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия.
Таким образом, решение о признании действий и предписания незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Что касается доводов истца о незаконности действий по изданию приказа об отмене декларации № ОД от ДД.ММ.ГГГГ, то данные доводы не могут быть приняты судом, поскольку они являются предметом отдельного судебного административного рассмотрения.
С учетом всего вышеизложенного в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Евтягиной И.Н.
Суд не находит оснований для взыскания с административных ответчиков в пользу административного истца судебных расходов, в виде государственной пошлины в размере 300 рублей, исходя из следующего.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, –
РЕШИЛ:
Административный иск Евтягиной Инны Николаевны - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия должностных лиц Службы Государственного строительного надзора Республики Крым – заведующего восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Горбунова Юрия Николаевича, консультанта восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Третяк Виталия Васильевича, главного специалиста восточного отдела строительного надзора государственного и строительного надзора Республики Крым Бабкиной Нелли Валентиновны, при проведении внеплановой проверки, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, объекта строительства кафе с гостевыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Коктебель, <адрес>.
Признать незаконным Предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства в отношении объекта капитального строительства кафе с гостевыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Коктебель, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Евтягиной Инне Николаевне.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через суд первой инстанции.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В. Домникова