ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-300/2023 от 17.07.2023 Шатойского районного суда (Чеченская Республика)

а-300/2023

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес> 17 июля 2023 года

Шатойский районный суд Чеченской Республики

в составе председательствующего судьи ФИО2,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием в судебном заседании помощника Шатойского межрайонного прокурора ЧР ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, по административному исковому заявлению заместителя Шатойского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Тазбичинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района ЧР об оспаривании действий (бездействия) по исполнению требований законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Шатойского межрайонного прокурора ЧР обратился в Шатойский районный суд Чеченской Республики с административным исковым заявлением к администрации Тазбичинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района ЧР об оспаривании действий (бездействия) по исполнению требований законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства. В обоснование своих доводов заместитель прокурора указывает.

Шатойской межрайонной прокуратурой в апреле 2023 в соответствии с поручением прокуратуры республики проведен анализ исполнения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, в ходе которого в деятельности администрации Тазбичинского сельского поселения Итум-Калинского выявлены нарушения требующие принятия конкретных мер, направленных на их устранение и недопущение впредь.

Установлено, что постановлением главы администрации Тазбичинского сельского поселения создан координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства с одновременным утверждением Положения о его деятельности.

Вместе с тем, проведенный анализ показал, что участие созданного при администрации Тазбичинского сельского поселения координационного органа в области развития малого и среднего предпринимательства является формальным, передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется без участия указанного органа.

Кроме того, в нарушении п. 3 Положения координационный совет не принимает участие в выработке и реализации муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, а также не привлекает граждан, общественные объединения и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации прав граждан на предпринимательскую деятельность и выработке по данным вопросам рекомендаций.

На указанные нарушения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства Шатойской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ N 7-16-2022/798 вынесено представление об устранении выявленных нарушениях законодательства.

Акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен.

Вместе с тем, в ходе проведенной в апреле 2023 контрольной проверки установлено, что администрацией Тазбичинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района ЧР указанные в представлении требования фактически не исполнены.

Ненадлежащее исполнение требований названного законодательства является прямым препятствием для развития бизнеса, а также определения приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования.

Выявленные нарушения стали возможными по причине недобросовестного и формального отношения должностных лиц администрации к исполнению своих функциональных обязанностей, а также отсутствия должного контроля со стороны ее руководства.

В целях выправления сложившейся ситуации необходимо незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на безусловное исполнение законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также обеспечить надлежащий контроль за работой подчиненных сотрудников, задействованных в данной сфере правоотношений.

На основании изложенного заместитель прокурора просит суд признать бездействие администрации Тазбичинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства в части фактического участия в координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства с одновременным утверждением Положения о его деятельности, обязать администрацию Тазбичинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района ЧР провести мероприятий по привлечению граждан, общественные объединения и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации прав граждан на предпринимательскую деятельность.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 поддержал требования заместителя Шатойского межрайонного прокурора и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – глава администрации Тазбичинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района ЧР, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, однако в деле имеется письменное заявление, в котором глава администрации указал, что административные исковые требования признает в полном объеме, просит дело рассмотреть без его участия.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заместителя Шатойского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, ФИО1 социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-Ф3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 209-Ф3) нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 6 Федерального закона N° 209-Ф3 определено, что государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально - экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 209-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Требованиями ч. 3 и ч. 4 ст. 13 Федерального закона N 209-Ф3 регламентировано, что координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики B области развития малого и среднего предпринимательства; выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства; выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства; привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.

Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктом 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N° 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-Ф3), определено, что создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Тазбичинского сельского поселения, создан координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства с одновременным утверждением Положения о его деятельности. Вместе с тем, проведенный анализ показал, что участие созданного при администрации Тазбичинского сельского поселения координационного органа в области развития малого и среднего предпринимательства является формальным, передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется без участия указанного органа. Кроме того, в нарушении п. 3 Положения координационный совет не принимает участие в выработке и реализации муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, а также не привлекает граждан, общественные объединения и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации прав граждан на предпринимательскую деятельность и выработке по данным вопросам рекомендаций.

На указанные нарушения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства Шатойской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации вынесено представление об устранении выявленных нарушениях законодательства. Акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен.

Вместе с тем, в ходе проведенной в апреле 2023 контрольной проверки установлено, что администрацией Тазбичинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района ЧР указанные в представлении требования фактически не исполнены.

Ненадлежащее исполнение требований названного законодательства является прямым препятствием для развития бизнеса, а также определения приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования.

Выявленные нарушения стали возможными по причине недобросовестного и формального отношения должностных лиц администрации к исполнению своих функциональных обязанностей, а также отсутствия должного контроля со стороны ее руководства.

Таким образом, бездействие администрации Тазбичинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района ЧР в данной сфере правоотношений, а именно, непринятие мер по исполнению требований законодательства в части фактического участия в координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства с одновременным утверждением Положения о его деятельности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как, является прямым препятствием для развития бизнеса, а также определения приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования.

Доказательств опровергающих доводы административного искового заявления суду не представлено.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При вышеизложенных обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление заместителя Шатойского межрайонного прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

Административное исковое заявление заместителя Шатойского межрайонного прокурора - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Тазбичинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства в части фактического участия в координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства с одновременным утверждением Положения о его деятельности.

Обязать администрацию Тазбичинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района ЧР провести ряд мероприятий по привлечению граждан, общественные объединения и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации прав граждан на предпринимательскую деятельность.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, административному ответчику необходимо сообщить в суд и в Шатойскую межрайонную прокуратуру об исполнении данного решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда ЧР в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Шатойский районный суд ЧР.

Судья ФИО2

Копия верна

Судья ФИО2