Дело №а-301/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Туапсе 15 марта 2019 года
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:
Судьи Щербак Н.А.,
участием административного истца ФИО1
представителя административного истца ФИО1- Б.Т.В., действующей на основании доверенности от 01.12.2018г.,
представителя административного ответчика- ГБУ КК "КРАЙТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ-КРАЕВОЕ БТИ" И.Н.С., действующего на основании доверенности № от 21.12.2018г.
при секретаре Кузнецовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Туапсинскому отделу-ГБУ КК "КРАЙТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ-КРАЕВОЕ БТИ" о признании незаконным действия, выразившиеся в отказе предоставления для ознакомления материалов инвентарного дела, обязании предоставить инвентарное дело со всеми материалами для ознакомления,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Туапсинскому отделу-ГБУ КК "КРАЙТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ-КРАЕВОЕ БТИ" о признании незаконным действия, выразившиеся в отказе предоставления для ознакомления материалов инвентарного дела, обязании предоставить инвентарное дело со всеми материалами для ознакомления, мотивировав свои требования тем, что ФИО1 04.12.2018г. обратилась в письменной форме с заявлением об ознакомлении с инвентарным делом по объекту, расположенного по адресу <адрес> край, <адрес> ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Туапсинскому району по адресу <адрес>. К заявлению Административный истец приложила справку, выданную нотариусом Б.И.М. от 07.12.2007г. №, о том, что административный истец является единственным наследником и вступает в наследство. Административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ исх. письмом за № за подписью начальника отдела И.Н.С., отказал административному истцу в ознакомлении с инвентарным делом, ссылаясь в своем ответе, что в соответствии с п.2.1, ст. 45 ФЗ №221 от 24.07.2007г. - Технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются собственностью субъекта Российской Федерации. Хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) относится к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу п. 2.7. ст. 45 Порядок предоставления копий указанных в части настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. За предоставление копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений взимается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Максимальные размеры платы за предоставление копий указанных в части настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации. Внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем предусмотрено настоящей частью, при этом возврату подлежат денежные средства, размер которых превышает размер установленной платы. На основании Приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края (Приказ от 13.09.2016 г № 1658) «Об утверждении Положений о порядке постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, и порядке предоставления копий технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации и содержащихся в них сведений, и взимания (возврата) платы за предоставление их копий и содержащихся в них сведений, также ссылаясь на п.4.4, вышеназванного приказа, указал, что в целях обеспечения сохранности документы, указанные в п.3.1. настоящего порядка и находящиеся в организации, осуществляющей хранение архива, выдаются только работникам такой организации для выполнения работ (оказания услуг) и в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в виду чего предложил обратиться в Отдел ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Туапсинскому району для заключения договора оказания услуг по предоставлению сведений из архива, таким образом отказав в ознакомлении с инвентарным делом. Исходя из того, что административный истец обращалась с заявлением об ознакомлении с инвентарным делом, а должностное лицо административного ответчика в лице начальника отдела ФИО2 отказал в ознакомлении, пояснив в устной форме, что инвентарные дела не предоставляются, а выдаются только справки по объекту за плату, у административного истца возникло ряд трудностей с вступлением в наследство, и по настоящее время невозможно установить право собственности на объект. Таким образом начальник отдела ФИО2 ограничил конституционное право истца ознакомиться с документами, находящимися в инвентарном деле, по объекту в котором истец проживает с рождения и является единственным собственником в силу наследования по закону. Ознакомление с документами, находящимися в инвентарном деле необходимо в связи с вступлением в наследство, в которое истец с 2007 г. не может вступить с бесконечными отказами Росреестра из-за несоответствия в документах, данные которых были переданы работниками БТИ в Россреестр и введены базу ЕГРН и ЕГРП. В связи с невозможностью оформить право собственности и на основании Решения Росреестра № от указывающие на устранение ошибок, с целью их выявления, возникла потребность в ознакомлении с инвентарным делом, без ознакомления которого невозможно выявить и устранить технические ошибки. В связи с чем, просит признать незаконными действия начальника отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Туапсинскому району И.Н.С., выразившиеся в отказе предоставления для ознакомления с материалами инвентарного дела по объекту расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер объекта -№ и обязать ГБУ КК «Крайтехинвентаризадия - Краевое БТИ» по Туапсинскому району, предоставить - ФИО1 инвентарное дело со всеми материалами для ознакомления по объекту расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер объекта — №.
В судебном заседании административный истец и ее представитель по доверенности Б.Т.В. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства.
В судебном заседании представитель административного ответчика- ГБУ КК "КРАЙТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ-КРАЕВОЕ БТИ" И.Н.С. просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку Административному истцу не ограничено право на получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, а именно с учетом с п. 4.4 Приказа № 1658, которым предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности документы, указанные в п. 3.1 настоящего порядка и находящиеся в организации, осуществляющей хранение архива, выдаются только работникам такой организации для выполнения работ (оказания услуг) и в случаях, предусмотренных действующим законодательством. В остальных случаях в бумажном виде предоставляются: заверенные копии документов, входящих в состав инвентарных дел; справки, составленные на основании документов, находящихся в инвентарных делах. Таким образом, ФИО1 может обратиться в Отдел для заключения договора оказания услуг по предоставлению сведений из архива.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании действий (бездействия) заинтересованного лица, если установит наличие двух условий: оспариваемое действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя и не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При доказанности наступления указанных условий публично-правового спора- заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.4 КАС РФ, ч.1 ст.11, ст.12 ГК РФ любое заинтересованное лицо, вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права, охраняемого законом интереса, используя один или несколько способов защиты, предусмотренных ст.ст.12,13 ГК РФ.
Вместе с тем, в соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл.22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, а именно: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, а именно: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
То есть, административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений, действий (бездействия) и освобождается от представления доказательств в подтверждение этого обстоятельства. Вместе с тем он обязан не только указать в заявлении, но и доказать факт нарушения своих прав оспариваемым решением или действием.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, 04.12.2018г. ФИО1 обратилась в письменной форме с заявлением об ознакомлении с инвентарным делом по объекту, расположенного по адресу <адрес> край, <адрес> ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Туапсинскому району по адресу <адрес>.
Ответом начальника отдела ГБУ КК Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Туапсинскому району И.Н.С.ДД.ММ.ГГГГ исх. письмом за №.41-35/1138, административному истцу был разъяснен порядок доступа и выдачи информации из архивов бюро технической инвентаризации. А также то, что информация из инвентарных дел выдается в виде архивных справок и архивных копий документов.
Данный ответ, как отказ в выдаче подлинника инвентарного дела, ФИО1 оспаривает.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.84 КАС РФ суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в связи со следующим.
Согласно ч.ч.2.1, 2.6,2.7 ст.45 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются собственностью субъекта Российской Федерации. Хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) относится к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации.
Сведения, содержащиеся в указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортах, оценочной и иной документации (регистрационных книгах, реестрах, копиях правоустанавливающих документов и тому подобном), являются общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Копии указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного), содержащих общедоступные сведения, предоставляются по запросам любых лиц.
Порядок предоставления копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. За предоставление копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений взимается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Максимальные размеры платы за предоставление копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации. Внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем предусмотрено настоящей частью, при этом возврату подлежат денежные средства, размер которых превышает размер установленной платы.
Согласно п. 14. Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
В силу п.4.2,4.3,4.4 Приложения № 2 к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 13.09.2016 N 1658 сведения об объектах недвижимого имущества предоставляются физическим и юридическим лицам на основании их письменного обращения за плату, если иное не установлено действующим законодательством, в размере, установленном Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края - и не превышающем максимальных размеров платы, установленной Правительством Российской Федерации, на основании заключенного договора.
Сведения об объектах недвижимого имущества по устным обращениям не предоставляются.
В целях обеспечения сохранности, документы, указанные в п. 3.1 настоящего порядка (инвентарные дела, состоящие из технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации, копий правоустанавливающих документов об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, расположенных на территории Краснодарского края, а также инвентарные (регистрационные) книги, реестровые книги зданий и сооружений, жилых домов граждан, алфавитные картотеки и тому подобное, хранившиеся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации) и находящиеся в организации, осуществляющей хранение архива, выдаются только работникам такой организации для выполнения работ (оказания услуг) и в случаях, предусмотренных действующим законодательством. В остальных случаях в бумажном виде предоставляются:
заверенные копии документов, входящих в состав инвентарных дел;
справки, составленные на основании документов, находящихся в инвентарных делах.
В случаях, установленных настоящим Положением, копии документов и сведения могут предоставляться в электронном виде.
Порядок доступа и выдачи информации из архивов бюро технической инвентаризации Краснодарского края утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.08.2010г. № 710 "Об утверждении Порядка доступа и выдачи информации из архивов бюро технической инвентаризации Краснодарского края".
Согласно п.2.4 указанного постановления информация об объектах капитального строительства из архива БТИ предоставляется по заявлениям (запросам). Сведения (документы) об объектах капитального строительства предоставляются БТИ в течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу п.2.7 постановления подлинники учетно-технической и иной документации, хранящиеся в архивах БТИ, не выдаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возможность выдачи подлинника инвентарного дела гражданину для ознакомления действующим законодательством не предусмотрена.
Однако, ФИО1 вправе обратиться с заявлением о предоставлении ей конкретных сведений (документов) из инвентарного дела.
На что ей было указано в письме начальника отдела ГБУ КК Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Туапсинскому району И.Н.С.ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, отказ начальника отдела ГБУ КК Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Туапсинскому району И.Н.С. в ознакомлении ФИО1 с материалами инвентарного дела является правомерным.
Кроме того, административный истец, обосновывая нарушение своих прав данным отказом, ссылается на препятствие в связи с этим во вступлении в наследство на имущество, открывшееся в связи со смертью ее отца К.А.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ, однако наличие у нее свидетельства о праве наследство по закону от 20.12.2018г. опровергает данные доводы.
Соответственно, в удовлетворении административного иска следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Туапсинскому отделу-ГБУ КК "КРАЙТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ-КРАЕВОЕ БТИ" о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении для ознакомления материалов инвентарного дела, обязании предоставить инвентарное дело со всеми материалами для ознакомления -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца путем подачи жалобы через Туапсинский городской суд.
Судья Туапсинского городского суда (подпись) Н.А.Щербак
Копия верна.
Судья Туапсинского городского суда Н.А.Щербак