ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3039/2021 от 07.12.2021 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело а-3039/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2021 года г.Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Загитовой Л.В.

при секретаре Набиуллиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ о признании незаконным бездействие по вопросу изменения категории земельного участка,

Заинтересованные лица: Муниципальное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ, исполнительный комитет Молвинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ,

установил:

ОАО «РЖД» в лице Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» обратилось в суд с административным исковым заявлением к исполкому ЗМР РТ о признании незаконным бездействие по вопросу изменения категории земельного участка площадью 20 га, кадастровый номер , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, адрес: <адрес> на категорию «земли сельскохозяйственного назначения»; об обязании административного ответчика совершить действия, направленные на оформление изменения категории указанного земельного участка; о взыскании суммы государственной пошлины.

В обоснование административного иска указано, что ОАО «РЖД» на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 20 га, кадастровый номер , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, адрес: <адрес> (свидетельство от 05.10.2004 16 ТА ). На земельном участке находятся объекты недвижимого имущества: склад ГСМ площадью 16,9 кв.м и сарай-гараж площадью 64,6 кв.м, имеющие нулевую остаточную стоимость, в производственной деятельности ОАО «РЖД» не участвуют, включены в перечень непрофильного имущества, подлежащего отчуждению. Ранее земельный участок использовался в качестве питомника растений для их посадки-высадки вне полосы отвода Горьковской железной дороги, объекты промышленности и железнодорожного транспорта на участке отсутствуют. Согласно выписке из ЕГРН от 15.01.2018, кадастровая стоимость земельного участка составляет ... рублей, а, следовательно, подлежащий уплате земельный налог составляет ... рублей в год. При расчете рыночной стоимости земельного участка в качестве объектов-аналогов на данный момент могут быть использованы только земли промышленного назначения, что приводит к существенному завышению стоимости оцениваемого земельного участка и невозможности вовлечь его в гражданский оборот из-за отсутствия потенциальных покупателей. Согласно Генеральному плану МО «Молвинское сельское поселение», утвержденному решением Совета Молвинского сельского поселения ЗМР РТ от 16.08.2014 , указанный земельный участок расположен в зоне СХ1 – зона сельскохозяйственного использования. Кроме того, МБУ «Управление архитектуры и градостроительной политики ЗМР» подготовлен Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером от 23.03.2016 №, пунктом 2.1.1 которого определено назначение территорий, а именно – пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища (летние лагеря). Отнесение земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения соответствовало бы его территориальному планированию. Горьковской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД» в адрес исполкома ЗМР РТ направлено обращение от 24.01.2020 №исх.- с просьбой изменения категории земельного участка с кадастровым номером на категорию «земли сельскохозяйственного назначения». В ответ на обращение получено письмо от 20.08.2020 о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне СХ1 - зона сельскохозяйственного использования, но при этом указано о нецелесообразности изменения категории земель испрашиваемого земельного участка. На повторное обращение Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 05.11.2020 №исх к руководителю исполкома ЗМР РТ об изменении категории земельного участка с кадастровым номером ответ не получен. Уклонение органа власти от изменения категории земельного участка нарушает права ОАО «РЖД» на экономически обоснованное налогообложение, поскольку отнесение земельного участка к категории земель промышленности фактически приводит к исчислению земельного налога исходя из более высокой кадастровой стоимости земель промышленности по сравнению с кадастровой стоимостью земель сельскохозяйственного назначения, а также ограничивает права ОАО «РЖД» в возможности свободного распоряжения земельным участком – отчуждения его по экономически обоснованной рыночной стоимости, соответствующей стоимости земель сельскохозяйственного назначения. Учитывая наличие утвержденных документов (Генеральный и Градостроительный планы), определяющих территориальное планирование, у административного ответчика имеются все основания для принятия решения об изменении категории указанного земельного участка. До настоящего времени такого решения исполкомом ЗМР РТ не принято, что нарушает законные права собственника земельного участка ОАО «РЖД».

Протокольным определением от 12.10.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ (л.д.29-31).

Протокольным определением от 11.11.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен исполнительный комитет Молвинского сельского поселения ЗМР РТ (л.д.51-54).

Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на требованиях настаивал, пояснив, что в течение длительного времени исполнительным комитетом вопрос об изменении категории земельного участка не решается, хотя фактически земельный участок по категории земли промышленности не используется.

Представитель административного ответчика исполком ЗМР РТ ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что какое конкретно бездействие обжалует административный истец непонятно. Все обращения ОАО «РЖД» рассмотрены, направлены соответствующие ответы, ни одно из писем в установленном порядке не обжаловано. Вынесению положительного решения препятствует, во-первых, наличие на земельном участке жилого дома со своей территорией, в связи с чем, усматривается спор о праве. Во-вторых, земельный участок имеет пересечение с землями двух сельских поселений, в связи с чем необходимо провести работы по размежеванию земельного участка. Кроме того, в судебном заседании 11.11.2021, указано на пропуск процессуальных сроков обращения с административным иском в суд (л.д.53).

Представитель заинтересованного лица МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (л.д.65).

Представитель заинтересованного лица исполнительного комитета Молвинского сельского поселения ЗМР РТ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (справочный лист по данному делу). В судебном заседании 02.12.2021 Глава исполнительного комитета Молвинского сельского поселения ЗМР РТ ФИО3, действующий на основании «Решения об избрании Главы Молвинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» №1 от 22.09.2020, требования не поддержал, пояснив, что в настоящее время Советом сельского поселения готовится проект нового Генерального плана, в соответствии с которым все земельные участки будут приводиться в соответствие. Спорный земельный участок использовался по назначению, там располагалось подсобное хозяйство ОАО «РЖД», склады, тракторы, 8-квартирный жилой дом, которому присвоен адрес Нурлатского сельского поселения.

Учитывая положения ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие административных ответчиков, заинтересованного лица.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Реализуя указанные конституционные предписания ч.1 ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании из материалов дела установлено следующее.

05.10.2004 на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» от 30.09.2003, утвержденного распоряжением Минимущества России, ФЭК России, МПС России, акта приема-передачи земельных участков по состоянию на 30.09.2003 (Приложение 1 к передаточному акту на имущество и обязательство организации федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД»), Постановления Главы администрации Зеленодольского района Республики Татарстан «О предоставлении открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» земельных участков в Зеленодольском районе и г. Зеленодольске от 23.09.2004г., за открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», зарегистрирован в собственность земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общая площадью 200000 кв. м, кадастровый номер , адрес объекта: <адрес>, номер объекта: , ограничений (обременения) права не зарегистрировано (л.д.9, 49, 96-97, 101-102).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15.01.2017 , 09.12.2014 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , которая по состоянию на 01.01.2018 составляла .... (л.д.10).

23.03.2016 руководителем МБУ «Управление архитектуры и градостроительной политики ЗМР» на основании заявления ОАО «Российские железные дороги» подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером (л.д.11-13), в котором указаны предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе площадь: кадастровый номер земельного участка согласно чертежу градостроительного плана , участок сложной конфигурации, охранная зона инженерных коммуникаций, площадь 200000 га. В качестве информации о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства указаны Правила землепользования и застройки Нурлатского сельского поселения, утвержденные Решением Совета Нурлатского сельского поселения от 29.01.2013 .

24.01.2020 исполняющий обязанности заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению) обратился к руководителю исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением (№исх.-), в котором указывается, что ОАО «Российские железные дороги» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, адрес: <адрес>). Фактически на данном земельном участке нет объектов промышленного назначения, использовался он в качестве питомника для выращивания защитных лесонасаждений. В связи с изложенным, просит уточнить категорию земель данного участка как земли сельскохозяйственного назначения (л.д.14,95,100).

В ответе, подготовленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан от 20.08.2020 (л.д.15, 98), исполнительным комитетом на письмо об уточнении категории земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности ОАО «Российские железные дороги» на земли «сельскохозяйственного назначения», сообщается следующее. В настоящее время в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и документах территориального планирования МО «Молвинское сельское поселение» имеются разночтения. Согласно Генеральному плану МО «Молвинское сельское поселение», утвержденному Решением Совета Молвинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 16.08.2014 , испрашиваемый земельный участок расположен в зоне СХ1 – зона сельскохозяйственного использования. Вместе с тем, фактическое использование земельного участка с кадастровым номером , эксплуатируется для размещения объектов железнодорожного транспорта. В связи с чем, считают внесение изменений в государственный кадастр недвижимости относительно смены категории испрашиваемого земельного участка на земли «сельскохозяйственного назначения» нецелесообразным.

Отправка данного ответа в адрес ОАО «РЖД» подтверждается реестром отправляемой корреспонденции по исполкому ЗМР и Совету ЗМР, согласно которому ответ направлен ФИО4 Казанский филиал ОАО «РЖД» по адресу ... (л.д.66-67, 99).

05.11.2020 административный истец обратился к руководителю исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением (№исх.-), в котором со ссылкой на Федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», сообщается, что в рассматриваемом случае земельный участок использовался в качестве питомника растений для их высадки в полосе отвода Горьковской железной дороги, объекты промышленности и железнодорожного транспорта на участке отсутствуют. Отнесение участка к землям сельскохозяйственного назначения будет соответствовать территориальному планированию. Также информирует, что в случае отказа в удовлетворении ходатайства ОАО «РЖД» вынуждено обжаловать данное решение в суд (л.д.16, 93-94).

В ответе, подготовленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан от 02.02.2021 исполнительным комитетом на письмо об уточнении категории земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности ОАО «Российские железные дороги» на земли «сельскохозяйственного назначения» (№исх.- от 05.11.2020), сообщается, что заявление ОАО «РЖД» рассмотрено, принято решение о вынесении вопроса на заседание Градостроительного совета при исполнительном комитете Зеленодольского муниципального района (л.д.64,91).

02.02.2021 материалы документа направлены по электронным адресам: ... (л.д.70).

26.05.2021 заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) обратился к Главе Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением (№исх.-), указав, что ОАО «РЖД» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, адрес: <адрес> Несмотря на установленную категорию земель, земельный участок фактически использовался в качестве питомника растений для их высадки-посадки вне границ земельного участка полосы отвода Горьковской железной дороги. Согласно Генеральному плану муниципального образования «Молвинское сельское поселение», утвержденному Решением Совета Молвинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 16.08.2014 , указанный земельный участок расположен в зоне СХ1 – зона сельскохозяйственного использования. Кроме того, МБУ «Управление архитектуры и градостроительной политики ЗМР» подготовлен Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером от 23.03.2016 №, пунктом 2.1.1 которого определено назначение территорий, а именно – пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища (летние лагеря). Считают, что отнесение указанного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения будет соответствовать территориальному планированию. Учитывая наличие утвержденных документов (генеральный и градостроительный планы), определяющих территориальное планирование, имеются все основания для изменения категории указанного земельного участка. На основании изложенного, ОАО «РЖД» просит принять решение об изменении категории земель – земельного участка площадью 20 га с кадастровым номером , земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, адрес: <адрес>), на категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения», и направить документы в Управление Росреестра по РТ для внесения соответствующих уточнений в Единый государственный кадастр недвижимости. Ответ просят предоставить в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006 №59-ФЗ (л.д.40,59).

В ответе, подготовленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан от 09.07.2021 (л.д.41,60,89), исполнительным комитетом ЗМР РТ на заявление ОАО «РЖД» о переводе категории земельного участка с кадастровым номером с «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» на «земли сельскохозяйственного назначения» сообщается следующее. Обращение ОАО «РЖД» рассмотрено на комиссии по землепользованию и застройке Зеленодольского муниципального района и г.Зеленодольска. По итогам рассмотрения принято решение о натурном обследовании указанного земельного участка.

09.07.2021 материалы документа посредством электронного документооборота направлены на электронный адрес: ... (л.д.69,90).

14.07.2021 заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) обратился к руководителю исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (№исх.-), указав, что решением комиссии по землепользованию и застройке Зеленодольского муниципального района и г.Зеленодольска по итогам рассмотрения обращения ОАО «РЖД» о переводе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» на «земли сельскохозяйственного назначения» было принято решение о натурном обследовании указанного земельного участка. ОАО «РЖД» считает необходимым обязательное участие в совместном обследовании земельного участка специалистами Компании с представителями исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, с целью предоставления дополнительной информации и ее разъяснения. Просят заблаговременно уведомить ОАО «РЖД» о дате, времени и месте сбора проведения натурного обследовании указанного земельного участка. (л.д.61, 88).

02.08.2021 исполнительным комитетом ЗМР РТ в ответ на №исх.- сообщается (исх.), что совместное обследование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, назначено на 05.08.2021 в 10.00 (л.д.62,86).

Согласно реестру отправляемой корреспонденции по исполкому ЗМР и Совету ЗМР, ответ направлен ФИО5 ОАО «РЖД» филиал «Горьковская железная дорога» Казанское отделение исполнитель ФИО1 по адресу: ... (л.д.87).

05.08.2021 руководителем МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ ФИО6, заместителем руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ ФИО7, главным специалистом отдела контроля и услуг исполнительного комитета ЗМР РТ ФИО8, Главой Молвинского сельского поселения ЗМР РТ ФИО3, Главой Нурлатского сельского поселения ФИО9, представителем ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога Алексеевым Р.В. проведено обследование объекта земельных отношений: . Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), земельный участок площадью 200000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (эксплуатация сооружения – комплекса Албабинский мастерский участок Васильевская дистанция защитных лес), принадлежит на праве собственности ОАО «Российские железные дороги», ИНН: (собственность от 05.10.2004). Обследование объекта земельных отношений проведено путем фотосъемки, визуального осмотра с использованием данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре недвижимости. В результате обследования объекта земельных отношений установлено: на земельном участке расположены:

1) одноэтажный многоквартирный жилой дом (почтовый адрес: <адрес>; принадлежит на праве собственности Нурлатскому сельскому поселению Зеленодольского муниципального района РТ);

2) хозяйственные постройки жильцов многоквартирного жилого дома;

3) гараж (ОАО «Российские железные дороги»);

4) склад ГСМ (принадлежит на праве собственности ОАО «Российские железные дороги»).

Часть земельного участка используется для ведения личного подсобного хозяйства жильцами многоквартирного жилого дома (плодовые деревья (яблони) и посадка огорода). Земельный участок не огорожен, имеет свободный доступ, зарос сорной и древесной растительностью. По периметру участка лесопосадка. По результатам обследования объекта земельных отношений 05.08.2021 составлен акт (л.д.42,77).

Приложением к указанному акту является фототаблица на 4-х листах (л.д.43-46,78-81).

В ответе, подготовленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан от 09.09.2021 (л.д.47), исполкомом ЗМР РТ на заявление ОАО «РЖД» о переводе категории земельного участка с кадастровым номером с «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» на «земли сельскохозяйственного назначения» сообщается следующее. В ходе совместного обследования установлено, что границы земельного участка пересекают границы муниципальных образований Нурлатского и Молвинского сельских поселений Зеленодольского муниципального района, что противоречит нормам земельного законодательства. В связи с чем, необходимо провести работы по размежеванию земельного участка.

09.09.2021 материалы документа направлены по электронному адресу: ... (л.д.68).

В судебном заседании представитель административного истца утверждал, что ответы от 02.02.2021 , от 09.09.2021 , подготовленные исполнительным комитетом ЗМР РТ, в ОАО «РЖД» не поступали, в подтверждение представил книги учета входящей корреспонденции за период с 03.09.2019 по 05.08.2021 и с 06.08.2021 по текущий период, в которых отсутствует запись регистрации указанных ответов (л.д.71-72,73-75).

04.10.2021 заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) обратился к Главе Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (№исх.-) (л.д.48), указав, что Горьковская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» 08.11.2021 проводит аукцион №/21 по продаже принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности недвижимого имущества: лот №1 – единым лотом объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>: сарай-гараж станция Албаба, назначение: нежилое здание, количество этажей:1, общая площадь 64,6 кв. метров, кадастровый номер ; склад ГСМ станция Албаба, назначение: нежилое здание, количество этажей:1, общая площадь 16,9 кв. метров, кадастровый номер ; земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: эксплуатация сооружения-комплекса Албабинский мастерский участок Васильевская дистанция защитных лесонасаждений, площадь: 200000+/- 782,62 кв.м, кадастровый номер . Начальная цена продажи ...) рублей с учетом НДС. Предлагается рассмотреть возможность приобретения данного объекта. Информация об аукционе и аукционная документация размещены на сайте Недвижимость ОАО «РЖД» -.../ - (в разделе «...»). Аукцион проводится в электронной форме с использованием электронной торговой площадки (далее – ЭТП, сайт ЭТП .../). Дата и время окончания приема заявок: 25 октября 2021г. в 10 часов 00 минут по московскому времени.

В ответе, подготовленном в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан от 08.11.2021 (л.д.50,76), Глава Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан рассмотрев обращение о продаже недвижимого имущества (сарай-гараж станция Албаба, склад ГСМ, земельный участок с кадастровым номером ), принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности, сообщает. Учитывая, что на земельном участке, являющемся предметом аукциона, расположены не только объекты ОАО «РЖД», но и муниципальное имущество – многоквартирный жилой дом (ветхий) в муниципальной собственности Нурлатского сельского поселения, вышеуказанное имущество не может быть реализовано путем продажи с торгов. В доме квартира предоставлена по договору социального найма. По настоящее время в ней проживают люди. Границы земельного участка с кадастровым номером пересекают границы муниципальных образований – Нурлатского и Молвинского сельских поселений Зеленодольского муниципального района, что противоречит нормам земельного законодательства. В связи с чем, ранее в адрес ОАО «РЖД» направлялась информация (исх. от 09.09.2021) о необходимости проведения работ по размежеванию земельного участка и передачи части участка под многоквартирным жилым домом в муниципальную собственность Нурлатского сельского поселения Зеленодольского муниципального района. В связи с чем, просит принять меры по исключению вышеуказанных объектов из перечня имущества, выставленного на аукцион. В случае реализации данного имущества на торгах исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района будет подано исковое заявление в суд об отмене результатов аукциона. В качестве приложения указаны акт обследования от 05.08.2021; письмо от 09.09.2021.

09.11.2021 материалы документа направлены по электронному адресу (л.д.82).

Границы Нурлатского и Молвинского сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» установлены в соответствии с Законом Республики Татарстан от 31.01.2005 № 24-ЗРТ (ред. от 22.06.2017) «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе» (принят Государственным Советом Республики Татарстан 26.01.2005).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий – не соответствие оспариваемых решений, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение права, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При этом обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 КАС РФ) возлагается на лицо, обратившее в суд.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) и Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

В соответствии с п.8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ч.1 ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 1, пунктами 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.

Градостроительным кодексом РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37).

В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Согласно п.3 ст.4 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в частности, ввиду несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В силу п.4 ч. 1 ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Положениями статьи 9 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи (часть 1).

2. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

3. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок.

Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 3 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно части 4 которой по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.

Из содержания заявления от 24.01.2020 следует, что административный истец просит уточнить категорию земель земельного участка с кадастровым номером как земли сельскохозяйственного назначения. В заявлении от 05.11.2020 административный истец информирует, что в случае отказа в удовлетворении ходатайства ОАО «РЖД» вынуждено обжаловать данное решение в суд.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

С административным исковым заявлением ОАО «РЖД» обратилось в суд только 09.09.2021.

Таким образом, административным истцом пропущен срок подачи административного иска об оспаривании бездействия административного ответчика по рассмотрению заявлений от 24.01.2020, от 05.11.2020, какие-либо уважительные причины для его восстановления не приведены.

В заявлении от 26.05.2021 ОАО «РЖД» просит принять решение об изменении категории земель – земельного участка площадью 20 га с кадастровым номером и представить ответ в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006 №59-ФЗ.

В силу ч.1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2003 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее – Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан») обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» гражданин, при рассмотрении его обращения, имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

Судом установлено, что заявления ОАО «РЖД» рассмотрены административным ответчиком по существу поставленных в них вопросов, административному истцу рекомендовано провести работы по размежеванию земельного участка, поскольку при осуществлении совместной выездной проверки установлено, что его границы пересекают границы двух сельских поселений, возможно наличие реестровой ошибки, о наличии которой может сделать вывод только кадастровый инженер. Кроме того, на земельном участке расположен одноэтажный многоквартирный жилой дом, принадлежащий на праве собственности Нурлатскому сельскому поселению Зеленодольского муниципального района РТ.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Нарушение сроков при рассмотрении заявлений и направлении в адрес административного истца мотивированных ответов на заявления, административным истцом не оспаривается.

Несогласие с содержанием ответа не влечет признание незаконными действий (бездействия) исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ.

При таких обстоятельствах, поскольку надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемыми действиями административного ответчика прав и законных интересов административным истцом не приведено, совокупность условий для признания их незаконными отсутствует.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконным бездействие исполнительного комитета ЗМР РТ по вопросу изменения категории земельного участка и об обязании совершить действия, направленные на оформление изменения категории земельного участка, не подлежат удовлетворению. В административном иске необходимо отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180, 218, 226, 227, ч.1 ст. 298 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ о признании незаконным бездействие по вопросу изменения категории земельного участка площадью 20 га, кадастровый номер , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, адрес: <адрес>), на категорию «земли сельскохозяйственного назначения», возложении обязанности совершить действия, направленные на оформление изменения категории указанного земельного участка, взыскании суммы уплаченной госпошлины, отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 21.12.2021.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись