ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-307/2022 от 14.01.2022 Тахтамукайского районного суда (Республика Адыгея)

Дело а-307/2022

УИД RS0-89

Резолютивная часть решения оглашена 11.01.2022

Решение в окончательной форме изготовлено 14.01.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2022 года

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи Горюновой М.С.,

при секретаре ФИО3,

с участием административного истца ФИО2 и его представителя ФИО10, представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» ФИО7, заинтересованного лица ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» о признании незаконным постановления.

В обоснование своих требований административный истец указал, что постановлением администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» о согласовании предоставления ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка площадью 1682+7-9 кв.м, с кадастровым номером 01:05:0100042:3425, по адресу: <адрес>, пгт.Энем, <адрес> дивизии, от ДД.ММ.ГГГГ согласовано предоставление ФИО1 разрешения на отклонение параметров разрешенного строительства земельного участка площадью 1682+/-9 кв.м. с кадастровым номером 01:05:0100042:3425 для возведения объекта капитального строительства на расстоянии до 1 метра со всех сторон. Административный истец полагает, что указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям. Так, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 являются собственниками жилого дома и земельного участка с кадастровым номером 01:05:0100062:880, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка с кадастровым номером 01:05:0100042:2910, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО1 В ходе эксплуатации своего земельного участка с кадастровым номером 01:05:0100062:880 обнаружено, что ФИО1 на земельном участке с кадастровым номером 01:05:0100042:2910 производит без соответствующих разрешительных документаций строительные работы, возвел объект, имеющий признаки капитального строения (железобетонные конструкции типа ангар) вблизи участка, нарушая требования отступа в 3 метра от границы, а также отсыпает щебень, нарушая нормы СанПиП и СНиП, что создает угрозу жизни и здоровью граждан ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО2, поскольку все сточные воды стекают на земельный участок с кадастровым номером 01:05:0100062:880. По указанным обстоятельствам ФИО2 обратился в администрацию муниципального образования «Энемское городское поселение», однако ответ до настоящего времени не получен. Вместе с тем, возведенный ФИО1 объект не соответствует действующим нормативно-техническим требованиям, поскольку не соблюдены требования в части соблюдения противопожарных расстояний, не выдержаны санитарно-бытовые требования по удаленности жилого дома от границы участка и отступа от межи на величину не менее 3 метров. Исследуемый свес кровли спорного объекта не оборудован снегозадерживающими устройствами, которые должны быть установлены на карнизном участке, которые между тем не исключают возможного схода снега с крыши. Распоряжением администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» р от ДД.ММ.ГГГГ7 года утверждена схема расположения границ земельного участка. Однако обжалуемое постановление» позволяет ФИО1 нарушить нормативно-технические требования, чем грубо нарушены права и законные интересы административного истца.

Просил признать постановление администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» о согласовании предоставления ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка площадью 1682+7- 9 кв.м. с кадастровым номером 01:05:0100042:3425, по адресу: <адрес>. пгт.Энем, <адрес> дивизии, от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить, обязать администрацию муниципального образования «Энемское городское поселение» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2, приостановить действие постановления администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ФИО1 прекратить все строительные работы по объекту, имеющему признаки капитального строения (железобетонные конструкции типа ангар) на земельном участке с кадастровым номером 01:05:0100042:2910 до принятия решения по делу.

Административный истец ФИО2 и его представитель ФИО10 в судебном заседании требования уточнили, просили в окончательной редакции признать постановление администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» о согласовании предоставления ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка площадью 1682+7- 9 кв.м. с кадастровым номером 01:05:0100042:3425, по адресу: <адрес>. пгт.Энем, <адрес> дивизии, от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить, обязать администрацию муниципального образования «Энемское городское поселение» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2 и сообщить об исполнении решения суда и административному истцу, восстановить ФИО2 срок на подачу административного искового заявления, приостановить действие постановления администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ФИО1 прекратить все строительные работы по объекту, имеющему признаки капитального строения (железобетонные конструкции типа ангар) на земельном участке до принятия решения по делу.

Представитель административного ответчика в судебное заседание администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» ФИО7 в судебном заседании заявленные требования не признала, указала, что при согласовании предоставления ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка площадью 1682+7- 9 кв.м. с кадастровым номером 01:05:0100042:3425, по адресу: <адрес>. пгт.Энем, <адрес> дивизии, органом местного самоуправления соблюдены требования градостроительного законодательства, разрешение предоставлено по результатам публичных слушаний, извещение о которых было опубликовано в средствах массовой информации. Просила в административном иске отказать.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен в качестве заинтересованного лица отдел архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации «Энемское городское поселение».

Представитель отдела архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации МО "<адрес>" ФИО8 в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в административном иске отказать, высказав мнение, аналогичное возражениям административного ответчика.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в административном иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Такая совокупность условий для удовлетворения административного иска по настоящему делу не установлена.

В соответствии с частями 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Предусмотренный Градостроительным кодексом РФ порядок предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ).

Данный принцип включает в себя, в том числе, необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.

При этом наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не является безусловным основанием для отказа в его предоставлении при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.

Предметом судебного разбирательства может быть только сама установленная законом процедура проведения публичных слушаний по вопросу об изменении разрешенного вида использования земельного участка.

Использование населением, в том числе, правообладателем смежного земельного участка относительно лица, испрашивающего разрешение, предоставленного им законом права на изъявление возражений относительно предоставления административному истцу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на принадлежащем ему земельном участке, не влечет нарушение прав истца и не препятствует их осуществлению как собственником земельного участка.

В судебном заседании установлено, что ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 являются собственниками жилого дома и земельного участка с кадастровым номером 01:05:0100062:880, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

ФИО1 является собственником смежного с земельным участком, принадлежащим административному истцу, земельного участка, расположенного по адресу: Республики Адыгея, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 01:05:0100042:3425.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Энемское городское поселение» вынесено постановление о проведении публичных слушаний по предоставлению ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по адресу: Республики Адыгея, <адрес>.

В газете «Согласие» от ДД.ММ.ГГГГ (9905-06) опубликована информация о постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол публичных слушаний (общественных обсуждений).

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ в результате проведения публичных слушаний принято решение направить на рассмотрение Главе МО «Энемское городское поселение» для утверждения или отклонения проект постановления об утверждении предоставления ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка с площадью 1682+/-9 кв.м. с кадастровыми номерами 01:05:0100042:3425, но адресу: <адрес>, пгт. Энем, <адрес> дивизии.

Постановлением Главы администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ согласовано предоставление ФИО1 разрешения на отклонение параметров разрешенного строительства земельного участка площадью 1682+/-9 кв.м, с кадастровым номером 01:05:0100042:3425, по адресу: <адрес>, пгт.Энем, <адрес> дивизии, для возведения объекта капитального строительства на расстоянии до 1 метра со всех сторон.

В обоснование возможности отклонения от предельных параметров разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 01:05:0100042:3489 от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что конфигурация земельного участка имеет 16 поворотных точек. Данный фактор значительно осложняет возможность размещения объекта капитального строительства в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Энемское городское поселение», которыми установлено минимальное расстояние от границ земельных участков - 3 м. Кроме того, на земельный участок накладывается охранная зона воздушной линии ВЛ 10кВ (площадь охранной зоны 495 м2) и охранная зона газопровода низкого давления, разделяющая земельный участок на две части, что подтверждается топосъемкой и градостроительным планом. Все эти неблагоприятные факторы не дают в полной мере застройщику реализовать право на строительство объекта на земельном участке в соответствии с установленными в градостроительных регламентах предельными параметрами разрешенного строительства. Следовательно, при соблюдении градостроительных, противопожарных, санитарно-гигиенических и иных нормативных требований предоставление ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного использования земельного участка было возможным.

Указанное обстоятельство соответствует требованиям ст. 40 Градостроительного Кодекса РФ, согласно которой правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. При этом предельные параметры такого отклонения в случае, предусмотренном ч.1 ст.40 Градостроительного Кодекса РФ, не установлены.

Из положений статьи 40 Градостроительного кодекса РФ не следует, что высказанные, в том числе участниками публичных слушаний, замечания и возражения, являются обязательными к удовлетворению и служат безусловным основанием для принятия главой местной администрации решения об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции.

Между тем, основанием для отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в силу положений статьи 40 Градостроительного кодекса РФ, является невозможность соблюдения технических регламентов при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, при этом в деле отсутствуют доказательства того, что при выполнении планируемой реконструкции с теми отклонениями от предельных параметров, за разрешением на которые обращался ФИО1 требования технических регламентов не будут соблюдены.

Таким образом, установив, что процедура принятия оспариваемого распоряжения (с проведением публичных слушаний) административным ответчиком была соблюдена, и что по существу препятствий для выдачи испрашиваемого разрешения у административного ответчика не имелось, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

На основании ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Оспариваемое административным истцом постановление администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» о согласовании предоставления ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка площадью 1682+7-9 кв.м., с кадастровым номером 01:05:0100042:3425, по адресу: <адрес>. пгт.Энем, <адрес> дивизии принято ДД.ММ.ГГГГ.

С настоящим административным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Как указал административный истец, об указанном постановлении ему стало известно в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного разбирательства по другому гражданскому делу.

Таким образом, срок для обжалования постановления административным истцом пропущен не был, в связи с чем не требует восстановления, а требования в этой части также не подлежат удовлетворению.

Административный истец также просил обязать ФИО1 прекратить все строительные работы по объекту, имеющему признаки капитального строения (железобетонные конструкции типа ангар) на земельном участке до принятия решения по делу, однако данное требование не может быть рассмотрено как отдельное в порядке, установленном КАС РФ.

Указанное требование административного истца фактически является заявлением о применении мер предварительной защиты по административному иску и рассмотрено судом в порядке, установленном ст.223 КАС РФ, с вынесением определения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» о признании постановления администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» о согласовании предоставления ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка площадью 1682+7-9 кв.м., с кадастровым номером 01:05:0100042:3425, по адресу: <адрес>, пгт.Энем, <адрес> дивизии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» устранить допущенные нарушения, восстановлении срока для обжалования решения органа местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.С. Горюнова