ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3089/2015 от 04.12.2015 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу а-3089/ 2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>

« 04 » декабря 2015 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе судьи С.П. Богдановича, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного производства) административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 и ФИО3 к Лазаревскому отделу <адрес> Росреестра по <адрес> об оспаривании решения органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 и ФИО3 в порядке главы 22 КАС РФ обратились в суд с административным исковым заявлением к Лазаревскому отделу <адрес> Росреестра по <адрес> (далее по тексту – Отдел), в котором просят обязать административного ответчика разделить земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:469, с переносом записи о праве его аренды на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:3491 площадью 901 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:3492 площадью 901 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика зарегистрировать за административными истцами право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:3491 площадью 901 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:3492 площадью 901 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеющие категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью).

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что они по праву аренды владеют земельным участком площадью 1801 кв.м +15 кв.м с кадастровым номером 23:49:0109028:469, расположенным по <адрес> в <адрес>. По их заказу в 2013 году кадастровым инженером ФИО4 произведены межевые работы, направленные на раздел этого земельного участка, образование в результате этого двух равных по площади земельных участков при том, что преобразуемый земельный участок сохранился в измененных границах. На основании подготовленного межевого плана ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> осуществлен кадастровый учет вновь образованных в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0109028:3491 и 23:49:0109028:3492 площадью 901 кв.м каждый. После этого административные истцы обратились в Отдел для государственной регистрации прекращения их права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:469 и государственной регистрации за ними права аренды на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0109028:3492 и 23:49:0109028:3491, в чем им было отказано оспариваемым решением, которое было ими получено в сентябре 2015 года. Административные истцы полагают, что при принятии Отделом решения неверно применены нормы материального права. Изложенное послужило поводом для обращения административных истцов в суд с рассматриваемыми требованиями.

Представитель административного ответчика Отдела по доверенности – ФИО5 представила возражение на административное исковое заявление, в котором указала, что административными истцами были поданы документы на государственную регистрацию ограничения (обременения) права – аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0109028:3491 и 23:49:0109028:3492, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:469, право аренды которого, в свою очередь, было зарегистрировано за ФИО2 и ФИО3 Однако при подаче документов заявителями не было представлено решение собственника на образование земельных участков, а также вновь образованные участки имеют вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью), а земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:469 имеет вид разрешенного использования «для строительства и эксплуатации гостиничного культурно-развлекательного комплекса». Также представитель Отдела указала, что заявителями пропущен срок обжалования решения, поскольку таковое вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

На основании п. 2 ст. 291 КАС РФ настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.

Как следует из материалов дела, ФИО2 и ФИО3 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка приобретено право аренды земельного участка площадью 1801 кв.м с кадастровым номером 23:49:0109028:469, являющегося муниципальной собственностью. Названный договор прошел государственную регистрацию в установленном порядке (запись о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ).

В целях раздела указанного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:469 по заказу административных истцов в 2013 году кадастровым инженером ФИО4 произведены межевые работы, в результате которых образованы два равных по площади земельных участка, при том, что преобразуемый земельный участок сохранился в измененных границах.

В последующем вновь образованные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров 23:49:0109028:3491 и 23:49:0109028:3492.

По данным государственного кадастра недвижимости эти земельные участки предназначены для индивидуального жилищного строительства, относятся к землям населенных пунктов, имеют общую площадь 901 кв.м каждый, что соответствует площади преобразованного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:469, и расположены по <адрес> в <адрес>.

После административными истцами поданы документы в Росреестр для государственной регистрации прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:469 и регистрации права аренды на образованные из него в результате раздела земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0109028:3491 и 23:49:0109028:3492.

Сообщением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, 684 в государственной регистрации было отказано. В обоснование принятого решения Росреестром указано, что с заявлением о государственной регистрации разделенного земельного участка вправе обратиться лишь его собственник, а также сообщено о несоответствии вида разрешенного использования преобразованного земельного участка и образованных в результате его раздела земельных участков. Будучи не согласными с данным решением, административные истцы обратились в суд с заявленными требованиями.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.

Исходя из положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа государственной власти, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа местного самоуправления, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.

В свою очередь пунктами 1-4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа государственной власти суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.

В свою очередь на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.

Частью 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа государственной власти судом принимается одно из следующих решений:

- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что административные истцы являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:469, и их право зарегистрировано соответствующим образом. Этот участок разделен по данным государственного кадастра недвижимости и является частью участка большей площади, деление которого разрешено собственником участка арендатору по его усмотрению. В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка и указано, что он предназначен именно для индивидуального жилищного строительства. Данные сведения не оспорены и недействительными не признаны.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 6 ЗК РФ установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Из п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 той же статьи ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, из которых при разделе образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

На основании п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

В соответствии с ч. 2 ст. 22.2 Закона государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации или в отношении которых принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Из материалов дела следует, что земельный участок, арендуемый административными истцами, ранее был образован в результате разделения земельного участка площадью 80 000 кв.м, предоставленного в аренду ООО «Сочи-Бизнес-Консалтинг» Департаментом имущественных отношений <адрес> по договору от ДД.ММ.ГГГГ. В то же время по условиям дополнительного соглашения арендодателя и арендатора от ДД.ММ.ГГГГ, последний вправе разделять арендуемые земельные участки на мелкие земельные участки в соответствии с установленными правилами без изменения внешних границ участков с присвоением вновь образуемым участкам отдельных кадастровых номеров. Исходя из условий этого соглашения, арендатор при разделе участка ограничен лишь требованиями действующего законодательства. Это право по договору от ДД.ММ.ГГГГ перешло от ООО «Сочи-Бизнес-Консалтинг» к административным истцам.

При изложенных обстоятельствах суд полагает неверным решение Росреестра об отказе в регистрации за административными истцами права на образованные в результате раздела земельные участки меньшей площадью, так как оно принято без учета фактических обстоятельств и правоотношений сторон. Согласно представленным суду доказательствам арендодатель наделил арендаторов правом делить арендуемый земельный участок без изменения его внешних границ по своему усмотрению. При таких обстоятельствах административные истца, разделив участки, действовали правомерно, так как совершили действия по изменению границ части земельного участка площадью 80 000 кв.м, деление которого оставлено арендодателем на усмотрение арендатора.

Также не состоятельными являются доводы Росреестра о несоответствии вида разрешенного использования преобразованного земельного участка и образованных в результате его раздела земельных участков.

Как установлено п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно данным выписки из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:469 (преобразованный участок) относится к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью). Аналогичное разрешенное использование установлено в отношении вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0109028:3492 и 23:49:0109028:3491.

Также несостоятельными являются доводы административного ответчика о пропуске административными истцами срока на обжалование решения Росреестра, принятого ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ч. 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, а не со дня принятия оспариваемого решения.

Из доводов административного иска следует, что оспариваемое решение ФИО2 и ФИО3 получили в сентябре 2015 года, и доказательств обратному административным ответчиком не предоставлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что срок на подачу административного искового заявления ими не пропущен.

При таких обстоятельствах, требования административного искового заявления являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления ФИО2 и ФИО3 к Лазаревскому отделу <адрес> Росреестра по <адрес> об оспаривании решения органа государственной власти в порядке упрощенного (письменного) производства – удовлетворить.

Обязать Лазаревский отдел <адрес> Росреестра по <адрес> разделить земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:469, с переносом записи о праве его аренды на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:3491 площадью 901 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:3492 площадью 901 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать Лазаревский отдел <адрес> Росреестра по <адрес> зарегистрировать за ФИО2 и ФИО3 право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:3491 площадью 901 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028:3492 площадью 901 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: С.П.Богданович

Копия верна:

Заместитель председателя

Лазаревского районного суда <адрес> С.П.Богданович