ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3120/2023 от 10.10.2023 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело №а-3120/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания ФИО16, ФИО17, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Администрации <адрес>, Администрации Ленинского АО <адрес>, Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса ФИО2 <адрес>, Министерству транспорта и дорожного хозяйства ФИО2 <адрес>, Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства ФИО2 <адрес> о признании незаконным решения, о возложении обязанности,

Установил:

Истцы обратились в суд с административным иском к Администрации <адрес>, Администрации Ленинского АО <адрес>, Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса ФИО2 <адрес>, Министерству транспорта и дорожного хозяйства ФИО2 <адрес>, Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства ФИО2 <адрес> о признании незаконным решения комиссии Ленинского АО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности на ответчиков внести в ранжированный адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат включению в Программу в № по Ленинскому административному округу <адрес> под порядковым номером №, выделить финансирование на благоустройство придомовой территории многоквартирного <адрес> в <адрес> в соответствии с дизайн проектом дворовой территории и процентном соотношении от суммы локального сметного расчета, распределить судебные расходы в сумме 300 руб. В обоснование требований указано, что истцы подали заявку о включении дворовой территории в подпрограмму «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» в администрацию Ленинского АО <адрес>. Администрацией Ленинского АО <адрес> направлен ответ о рассмотрении заявки и включении ее в список под номером №. Так же в ответе указано, что финансирование будет распределено между номерами в списке от 1 до 15. Полагают, что необоснованно занижен порядковый номер заявки, что влияет на возможность благоустроить двор. Бездействием административного ответчика нарушаются права собственников помещений многоквартирного дома на участие в программе «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды». Минтранс ФИО2 <адрес> и Минэнерго ФИО2 <адрес> являются ответственными исполнителями программы, обязаны контролировать финансирование программы по благоустройству дворовой территории. Со ссылкой на Постановление Правительства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248-п, которым утверждена государственная программа ФИО2 <адрес> "Формирование комфортной городской среды", Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1099-п "Об утверждении муниципальной программы <адрес> "Формирование комфортной городской среды" (с учетом уточнений оснований иска л.д. 26-32 т.1) просят признать незаконным решение комиссии Администрации Ленинского АО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по отбору многоквартирных домов и дворовых территорий в целях благоустройства в ДД.ММ.ГГГГ году в части принятия решения о присвоении порядкового номера № заявке от ДД.ММ.ГГГГ. Просят обязать административных ответчиков не нарушать права собственников помещений многоквартирного <адрес>, в <адрес> на участие в подпрограмме «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды», внести в ранжированный список многоквартирных домов для включения в Адресный перечень под порядковым номером 10 и выделить финансирование на благоустройство придомовой территории многоквартирного <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО8 и представитель истца ФИО19, действующий по доверенности, требования поддержали по доводам иска. Дополнительно указали, что многоквартирный <адрес> в <адрес> ранее так же принимал участие в указанных программах, соответственно за каждый год участия полагается по 5 баллов. Земельный участок под многоквартирным домом сформирован в ДД.ММ.ГГГГ, что так же влияет на результат ранжированного списка (20 баллов). Полагают, что ответчиками не верно произведен расчет площади асфальта, подлежащей ремонту, что повлияло на итоговый результат ранжированного списка (л.д. 59,60 т.3).

Истцы ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО20 участия не принимали, уведомлены о рассмотрении надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации ЛАО <адрес>, действующая по доверенности ФИО21, в судебном заседании иск не признала, представлен отзыв на иск (л.д. 125-131 т.1). Указала, что дворовая территория многоквартирного <адрес> в <адрес>, подлежащая благоустройству в №, включена в ранжированный список под №, а затем в связи с вступлением в законную силу решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – под номером 49. Начисление баллов производилось следующим способом: 25 баллов - степень разрушения дворовой территории, 20 баллов - дворовая территория расположена на образованном земельном участке, 15 баллов - дворовые территории, в отношении которых имеются предложения, поступившие, но не реализованные в предыдущие годы – ДД.ММ.ГГГГ (+5 балла начислено в связи с решением суда), итого 60 баллов. При этом степень разрушения асфальтобетонного покрытия дворовой территории оценена комиссией как ДД.ММ.ГГГГ (183 кв.м., за исключением отмостки) от общей площади дворовой территории 920 кв.м. Степень разрушения определяется как соотношение суммарной площади разрушенных участков асфальтобетонного покрытия к общей площади асфальтобетонного покрытия дворовой территории многоквартирного дома. Исходя из выделенных денежных средств на территории Ленинского административного округа планируется выполнить благоустройство дворовых территории многоквартирных домов с 1 по 16 номера ранжированного списка. Так же пояснила, что результатам проведения инвентаризации дворовой территории в ДД.ММ.ГГГГ оформлялся паспорт благоустройства дворовой территории по установленной форме в отношении многоквартирного <адрес> в <адрес>.

Представитель ответчика Администрации <адрес>, действующая по доверенности ФИО22, иск не признала, представлен отзыв на иск, согласно которому полагала Администрацию <адрес> ненадлежащим ответчиком, поскольку реализация мероприятий по составлению ранжированного списка для включения в Адресный список осуществляется администрациями округов. (л.д. 93-95 т.1).

Представителем ответчика Минэнерго ФИО2 <адрес>, действующим по доверенности ФИО23, представлен отзыв на иск (л.д.82т.1), в котором полагал, что Минэнерго ФИО2 <адрес> в соответствии с утвержденной программой «Формирование комфортной городской среды» и порядком производился конкурсный отбор муниципальных образований для предоставления субсидий, а не дворовых территорий, подлежащих благоустройству. Субсидия предоставляется муниципальному образованию в целом, а не на конкретный перечень дворовых территорий многоквартирных домов. Полагает, что оснований для удовлетворения иска к Минэнерго ФИО2 <адрес> отсутствуют. В судебном заседании представитель указанного ответчика подержал доводы возражений на иск.

Представителем ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства ФИО2 <адрес>, действующим по доверенности ФИО24, представлен отзыв на иск (л.д. 235-236 т.2), согласно которому Министерство транспорта и дорожного хозяйства ФИО2 <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу.

Представителем ответчика Министерства строительства ФИО2 <адрес> (ранее Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства ФИО2 <адрес>), действующей по доверенности ФИО25, представлен отзыв на иск (л.д.191-194 т.2), в котором указано, что Министерство строительства ФИО2 <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель заинтересованного лица департамента городского хозяйства Администрации <адрес>, действующая по доверенности ФИО26, в судебном заседании поясняла, что департамент не участвует в оценке включения многоквартирных домов в Адресный перечень. Указала, что БУ <адрес> "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" выполнило работы по ремонту асфальтового покрытия проезда вдоль <адрес> в г <адрес>ю <данные изъяты> кв.м., что подтверждает актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35,36 т.3).

Представители заинтересованного лица общественной комиссии Администрации <адрес>, БУ <адрес> "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", ООО «Труд» в судебном заседании участия не принимал, уведомлены о рассмотрении дела.

Представитель заинтересованного лица ООО ЖКХ «Ленинское» ФИО27, действующий по доверенности, в судебном заседании при разрешении спора полагался на усмотрение суда.

Привлеченные к участию в дело в качестве заинтересованных лиц ФИО31, ФИО9, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО10, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО11, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО12, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО28, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ участия не принимали, уведомлены о рассмотрении дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 11 ст. 227 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 этой статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Указанной программой утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в составе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (приложение №).

Согласно п. 2 приложения № Правил субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях: софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства; предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.

Муниципальная программа должна предусматривать в том числе адресный перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ). Физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 11 Приложения №).

Постановлением Правительства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248-п утверждена государственная программа ФИО2 <адрес> "Формирование комфортной городской среды", в ее составе подпрограмма "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов" (приложение N 3 к государственной программе).

Ответственным исполнителем государственной программы является Минэнерго ФИО2 <адрес>. Соисполнителем государственной программы является Минтранс ФИО2 <адрес>.

Целью подпрограммы является создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды путем реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий (п. 5 р.3 приложения 3 подпрограммы).

Подпрограммой предусматривается определение порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований ФИО2 <адрес> из областного бюджета на благоустройство дворовых территорий. Субсидии предоставляются на реализацию следующих мероприятий:

Предоставление субсидий на реализацию мероприятия по благоустройству дворовых

территорий осуществляется Минэнерго ФИО2 <адрес>.

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований ФИО2 <адрес>, связанных с реализацией муниципальных программ, направленных на создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды путем реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий (п. 22 подпрограммы).

В п. 30 подпрограммы предусмотрено, что конкурсный отбор муниципальных образований ФИО2 <адрес> для предоставления субсидий осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока представления органами местного самоуправления ФИО2 <адрес> заявок на участие в отборе: в Минэнерго ФИО2 <адрес> - для предоставления субсидий на реализацию мероприятия по благоустройству дворовых территорий. Результаты отбора оформляются протоколом заседания комиссии.

По результатам отбора соответствующий главный распорядитель бюджетных средств в течение 10 рабочих дней со дня оформления протокола заседания комиссии принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидий. На основании решения о предоставлении субсидий главный распорядитель бюджетных средств в течение 10 рабочих дней со дня его принятия подготавливает проект постановления Правительства ФИО2 <адрес> о распределении субсидий и направляет его на согласование в соответствии с Регламентом Правительства ФИО2 <адрес>, утвержденным ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 34 (п. 33 подпрограммы).

Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом ФИО2 <адрес> об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период и (или) сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке главному распорядителю бюджетных средств на соответствующие цели (п. 34 подпрограммы).

Согласно распоряжению Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рп (л.д. 86-88 т.1) утвержден перечень муниципальных образований ФИО2 <адрес> по которым принято решение о предоставлении субсидии в ДД.ММ.ГГГГ по мероприятию «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов муниципальных образований ФИО2 <адрес>». Согласно указанному перечню городской округ <адрес> включен под №, размер субсидии 205 000 000 руб. на основании заявки Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 178,179 т.2), протокола вскрытия конвертов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 181-186 т.2), протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по подведению итогов конкурсного отбора муниципальных образований ФИО2 <адрес> для предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований ФИО2 <адрес> из областного бюджета, определенных в 2023 Минэнерго ФИО2 <адрес>, на реализацию мероприятия «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов муниципальных образований ФИО2 <адрес>» (л.д. 187-190 т.2).

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1099-п "Об утверждении муниципальной программы <адрес> "Формирование комфортной городской среды" предусмотрена подпрограмма "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов". Задачей подпрограммы является повышение уровня благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов. В рамках решения данной задачи планируется организация выполнения работ по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов.

Решение задачи "Повышение уровня благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов" подпрограммы обеспечивается реализацией в том числе мероприятий: мероприятие "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в рамках реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды на территории ФИО2 <адрес>" включает в себя выполнение комплекса работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.

При этом под дворовой территорией понимается - совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам).

Реализация вышеуказанных мероприятий подпрограммы осуществляется в соответствии с дизайн-проектами, разработанными и утвержденными в соответствии с Порядком разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждения дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий <адрес>, приведенным в приложении N 3 к настоящей муниципальной программе.

Работы по повышению уровня благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов осуществляются в соответствии с минимальным и дополнительным перечнями видов работ по ремонту дворовых территорий, по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.

Минимальный перечень видов работ по ремонту дворовых территорий, благоустройству дворовых территорий включает следующие виды работ:

- ремонт дворовых проездов;

- обеспечение освещения дворовых территорий;

- установка скамеек;

- установка урн для мусора.

Минимальный перечень видов работ является исчерпывающим и не может быть расширен.

Указанные виды работ реализуются при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.

Дополнительный перечень видов работ (включает в себя оборудование автомобильных парковок) реализуется только при условии реализации работ, предусмотренных минимальным перечнем видов работ.

Указанные виды работ реализуются при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.

Адресный перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в период с 2018 по 2024 годы исходя из минимального перечня работ по благоустройству, приведен в приложении N 4 к настоящей муниципальной программе.

Адресный перечень дворовых территорий определен и может быть откорректирован по результатам инвентаризации, проведенной в соответствии с приложением 2 "Порядок проведения инвентаризации дворовой территории, общественной территории, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения" к государственной программе ФИО2 <адрес> "Формирование комфортной городской среды", утвержденной постановлением Правительства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248-п.

На основании Адресного перечня дворовых территорий в соответствии с Порядком представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в Адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в год подачи заявки, приведенном в приложении N 5 к настоящей муниципальной программе, ежегодно формируется Адресный перечень дворовых территорий, подлежащих благоустройству в текущем году.

Общий объем финансирования подпрограммы на 2018 - 2030 годы планируется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджета <адрес> и поступлений из внебюджетных источников и составляет 1293569307,14 руб.

Ответственным исполнителем подпрограммы является департамент городского хозяйства Администрации <адрес>. Участниками подпрограммы являются, в том числе администрация Ленинского административного округа <адрес>.

В приложении № указанного постановления предусмотрен Порядок разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждения дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий <адрес>, который регламентирует процедуру разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждения дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий <адрес> в рамках реализации муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды".

Разработка дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий <адрес> осуществляется в соответствии требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Решением ФИО2 городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории <адрес>", а также действующими строительными, санитарными и иными нормами и правилами.

Разработка дизайн-проекта благоустройства дворовой территории многоквартирного дома осуществляется с учетом минимального и дополнительного перечней работ по ремонту дворовых территорий, благоустройству дворовых территорий, утвержденных протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которое проводится в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации. (п. 2).

Разработка дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, осуществляется администрациями административных округов <адрес> с участием заинтересованных лиц (п. 3).

Согласно п. 5 указанного Порядка в целях обсуждения и утверждения дизайн-проекта благоустройства дворовой территории многоквартирного дома администрация соответствующего административного округа <адрес> уведомляет лицо, которое вправе действовать в интересах всех собственников помещений в многоквартирном доме, о готовности дизайн-проекта.

Уполномоченное лицо обеспечивает обсуждение и согласование дизайн-проекта с заинтересованными лицами в срок, не превышающий 3 рабочих дней. Согласованный дизайн-проект утверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (п. 6).

Обсуждение и утверждение дизайн-проекта благоустройства общественной территории <адрес> осуществляется общественной комиссией Администрации <адрес>, созданной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 270-п (п. 8). Указанная комиссия уполномочена на рассмотрение и утверждение сформированного ранжированного списка с выделением дворовых территорий в границах соответствующего административного округа <адрес> для включения в сводный Адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в год, на который подана заявка, в рамках реализации Программы на 2018 - 2030 годы.

Приложением № Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1099-п предусмотрен порядок представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в Адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в год, на который подана заявка.

Указанный порядок разработан в целях формирования Адресного перечня многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в год, на который подана заявка в рамках муниципальной программы <адрес> "Формирование комфортной городской среды", и определяет порядок представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в Адресный перечень, условия и порядок отбора дворовых территорий многоквартирных домов, подлежащих благоустройству, для включения в Адресный перечень.

Согласно п. 2 Приложения № Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1099-п, администрации административных округов <адрес> обеспечивают проведение информационно-разъяснительной работы о порядке представления, рассмотрения и оценки заявок заинтересованных лиц о включении дворовой территории в Адресный перечень и итогах отбора многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в период с 2018 по 2024 годы, прием и регистрацию, рассмотрение и оценку заявок о включении дворовой территории в Адресный перечень и прилагаемых к ним документов.

Дворовая территория, расположенная на территории муниципального образования <адрес>, подлежащая благоустройству, включается в Адресный перечень по итогам рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц (п. 3).

Заявка с прилагаемыми к ней документами подается в администрацию соответствующего административного округа <адрес> на бумажном носителе.

Прием заявок осуществляется в сроки, указанные в уведомлении, размещенном в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации <адрес> в сети "Интернет", но не позднее 1 мая года выполнения работ по благоустройству (п. 4).

Согласно п. 5 приложения № Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1099-п для включения дворовой территории в Адресный перечень заинтересованные лица представляют документы, определенные данным пунктом, в том числе заявку о включении многоквартирного дома в Адресный перечень по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

При этом, при формировании предложений по ремонту дворовой территории, благоустройству дворовой территории заинтересованные лица вправе осуществить выбор вида работ, входящих в минимальный перечень видов работ.

Перечень работ по ремонту дворовой территории, благоустройству дворовой территории, сформированный исходя из дополнительного перечня видов работ по ремонту дворовых территорий, благоустройству дворовых территорий, определенного постановлением Правительства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248-п "Об утверждении государственной программы ФИО2 <адрес> "Формирование комфортной городской среды", в случае принятия такого решения заинтересованными лицами.

К заявке прилагается дизайн-проект благоустройства дворовой территории с включением в него текстового и визуального описания проекта благоустройства, перечня (в том числе в виде соответствующих визуализированных изображений) элементов благоустройства, предполагаемых к размещению на соответствующей дворовой территории согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Для рассмотрения и оценки заявок о включении дворовой территории в Адресный перечень, представленных документов, составления ранжированного списка многоквартирных домов для включения в Адресный перечень создается комиссия администрации соответствующего административного округа <адрес> (п. 7 приложения № порядка представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в Адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в год, на который подана заявка).

В состав окружной комиссии включаются специалисты администрации соответствующего административного округа <адрес> в сфере архитектуры, благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, землепользования, департамента имущественных отношений Администрации <адрес>, а также по согласованию депутаты Законодательного Собрания ФИО2 <адрес>, депутаты ФИО2 городского Совета, представители общественных советов при органах исполнительной власти ФИО2 <адрес>, политических партий и движений, общественных организаций и объединений, территориального общественного самоуправления, управляющих организаций, бюджетного учреждения <адрес> "Управление дорожного хозяйства и благоустройства".

Согласно п. 8 приложения № к каждой заявке о включении дворовой территории в Адресный перечень администрацией соответствующего административного округа <адрес> прикладывается паспорт благоустройства дворовой территории по форме, установленной приложением 2 "Порядок проведения инвентаризации дворовой территории, общественной территории, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения" к государственной программе ФИО2 <адрес> "Формирование комфортной городской среды", утвержденной постановлением Правительства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248-п.

После завершения приема заявок о включении многоквартирных домов в Адресный перечень окружная комиссия в течение пяти рабочих дней проводит проверку и оценку представленных документов, по результатам которых составляет ранжированный список многоквартирных домов, предлагаемых для включения в Адресный перечень, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку (п. 9).

Многоквартирные дома, включенные в Адресный перечень предыдущего года, на дворовых территориях которых работы, предусмотренные заявкой, выполнены не в полном объеме, включаются в ранжированный список многоквартирных домов, предлагаемых для включения в Адресный перечень, в первоочередном порядке.

Распоряжением Администрации Ленинского административного округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создана комиссия Ленинского АО <адрес> по отбору многоквартирных домов, дворовые территории которого подлежат благоустройству в 2023г., утвержден порядок работы комиссии.

Указанная комиссия является совещательным органом администрации Ленинского АО <адрес>, созданного для рассмотрения и оценки заявок и формирования ранжированного адресного перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинского АО <адрес> для включения в подпрограмму «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы <адрес> «Формирование комфортной городской среды». Сформированный ранжированный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинского АО <адрес> для включения в подпрограмму «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы <адрес> «Формирование комфортной городской среды» направляется в департамент городского хозяйства Администрации <адрес>. (л.д. 148-151 т.1).

Судебным разбирательством установлено, что ФИО8 проживает и зарегистрирована по адресу <адрес>.

Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> при разрешении вопроса № повестки, собственниками многоквартирного дома принято решение обратиться в администрацию Ленинского АО <адрес> с предложением по включению дворовой территории многоквартирного <адрес> в подпрограмму «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» (л.д. 187-188 т.1).

По 4 вопросу указанного протокола был определен минимальный перечень видов работ по ремонту дворовой территории –капитальный ремонт дворового проезда и тротуара на дворовой территории, замена бордюра и поребрика, согласно локальному сметному расчету, установка уличного светильника (1 штука), урн (5 штук), скамеек (4 штуки).Работы по дополнительному перечню работ не выполнять.

Определена доля финансового участия собственников жилых помещений многоквартирного дома (п.5).

По 6 вопросу повестки дня общее собрание собственников определило лиц ФИО8, ФИО29, ФИО7, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на представление предложений, согласование дизайн-проекта ремонта дворовой территории, благоустройства дворовой территории, а также на участие в контроле за выполнением работ по ремонту дворовой территории, благоустройству дворовой территории, в том числе промежуточном, и их приемке, заключение договоров в целях обеспечения софинансирования, подписание документов в период проведения благоустройства дворовой территории, включая наделение их правом подписи от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме актов приемки выполненных работ формы КС-2 в рамках реализации подпрограммы «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы <адрес> «Формирование комфортной городской среды».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 в Администрацию <адрес> была подана заявка о включении дворовой территории многоквартирного дома по адресу <адрес>, <адрес> в адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2023 в рамках муниципальной программы <адрес> «Формирование комфортной городской среды» для благоустройства дворовой территории (л.д. 13, 174 том 1).

В заявке изложено, что благоустройство дворовой территории многоквартирного дома выполнено в 1986 году при сдаче дома в эксплуатацию. Необходимо выполнить ремонт тротуара 264 кв.м., дворовый асфальт 656 кв., итого общей площадью 920 кв.м., бордюрного камня 172 п.м., поребриков тротуара 125 п.м., урна 5 штук, лавочки 4 штуки, светильник уличный 1штука (л.д. 186 т.1).

Собственники помещений в многоквартирном доме готовы принять финансовое участие в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовой территории в объеме 1,18 %. Заявка имеет отметку о принятии администрацией Ленинского АО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в 16.42 час.

К указанной заявке были приложены: оригинал протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, реестр собственников помещений многоквартирного дома по адресу <адрес>, <адрес>; дизайн-проект благоустройства дворовой территории многоквартирного дома; локальный сметный расчет; фотоматериал; выписка из единого финансового лицевого счета; справка о собираемой плате за <данные изъяты>.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ комиссии Ленинского АО <адрес> по отбору многоквартирных домов, дворовые территории которого подлежат благоустройству в ДД.ММ.ГГГГ. следует, что проведено обследование дворовой территории многоквартирного <адрес>. Установлено, что фактически разрушено асфальтобетонное покрытие на площади 183 кв.м., за исключением отмостки, что в процентном соотношении составляет <данные изъяты>) (л.д. 157 т.1).

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ комиссия решила сформировать из 54 заявок ранжированный список многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинского АО <адрес> для включения в подпрограмму «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы <адрес> «Формирование комфортной городской среды», указанный список направить в департамент городского хозяйства Администрации <адрес> для включения в подпрограмму (л.д. 158-163, 171-173 т.1)

По итогам рассмотрения комиссией администрации Ленинского АО <адрес> заявки на благоустройство придомовой территории многоквартирного <адрес> заявителю дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14 т.1), согласно которому комиссией рассмотрено 128 заявок о включении в подпрограмму благоустройства дворовой территории. Заявка многоквартирного дома по <адрес> включена в ранжированный список многоквартирных домов под № по количеству набранных баллов (ранжированный список состоит из 54 заявок). В рамках выделенных ассигнований Администрацией <адрес> в <данные изъяты> на территории Ленинского административного округа <адрес> планируется выполнить благоустроительные работы на дворовых территориях многоквартирных домов, включенных в ранжированный список на текущий год и имеющих порядковые номера с 1 по 15.

В силу п. 10 приложения № вышеназванного Постановления окружная комиссия осуществляет рассмотрение и оценку заявок заинтересованных лиц на предмет соответствия заявки и прилагаемых к ней документов установленным настоящим Порядком требованиям, в том числе к составу и оформлению.

Согласно п. 13 оценка обращений о включении многоквартирных домов в Адресный перечень осуществляется с учетом их физического состояния по следующим критериям:

- дворовые территории, единые для нескольких многоквартирных домов (дополнительно 10 баллов);

- степень разрушения асфальтобетонного покрытия дворовой территории, которая определяется как отношение суммарной площади разрушенных участков асфальтобетонного покрытия к общей площади асфальтобетонного покрытия дворовой территории многоквартирного дома, за исключением отмостки многоквартирных домов (до 25 процентов - 25 баллов, от 25 до 50 процентов - 50 баллов, от 50 до 75 процентов - 75 баллов, свыше 75 процентов - 100 баллов);

- дворовые территории, в отношении которых имеются предложения по благоустройству (в том числе поданные представителями одного из многоквартирных домов, представляющих в текущем году заявку в отношении дворовой территории, единой для нескольких многоквартирных домов), соответствующие Порядку представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в подпрограмму "Формирование комфортной городской среды" муниципальной программы <адрес> "Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, благоустройство территории городского округа", утвержденному постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 269-п, и Порядку представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в Адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в год, на который подана заявка, муниципальной программы <адрес> "Формирование комфортной городской среды", утвержденной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1099-п, поступившие, но не реализованные в предыдущие годы (дополнительно 5 баллов за каждый год участия);

-дворовая территория расположена на образованных земельных участках, полностью или частично находящихся в частной собственности (дополнительно 20 баллов);

При равенстве вышеуказанного показателя преимущество имеет многоквартирный дом, по которому обращение о включении в Перечень с приложением всех документов, установленных настоящим Порядком, поступило ранее.

Согласно п. 15 окружная комиссия направляет в департамент городского хозяйства Администрации <адрес> сформированный ранжированный список с выделением дворовых территорий в границах соответствующего административного округа <адрес> для включения в Адресный перечень.

В силу п. 17 департамент городского хозяйства Администрации <адрес> осуществляет подготовку рассмотрения сводного Адресного перечня общественной комиссией Администрации <адрес>, созданной в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 270-п "О создании общественной комиссии Администрации <адрес>".

В течение четырнадцати дней после рассмотрения общественной комиссией сводного Адресного перечня и определения дворовых территорий, подлежащих включению в Адресный перечень, заинтересованные лица обеспечивают проведение соответствующей экспертизы проектно-сметной документации на проведение работ по благоустройству дворовых территорий, подлежащих включению в Адресный перечень (п. 17-1).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание общественной комиссии Администрации <адрес> на котором был рассмотрен и утвержден сформированный ранжированный список для включения в сводный Адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, подлежащих благоустройству в рамках реализации вышеназванной муниципальной программы <адрес>. Окружным администрациям поручено после проверки локальных сметных расчетов направить перечни дворовых территорий (в объеме выделенного финансирования) в департамент городского хозяйства Администрации <адрес> (л.д. 95-96 т.3). В материалы дела так же представлен ранжированный список многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в рамках реализации вышеназванной муниципальной программы <адрес> в <данные изъяты> году, в котором спорный многоквартирный <адрес> включен под номером 54 (л.д. 97-109 т.3).

Из материалов дела следует, что по Ленинскому административному округу <адрес> определены дворовые территории (16 дворовых территорий) которые подлежат благоустройству в рамках реализации вышеназванной муниципальной программы <адрес> в <данные изъяты> году. В указанный перечень <адрес> не включен (л.д. 110-116 т.3).

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу на основании апелляционного решения судебной коллегии ФИО2 областного суда, по иску ФИО8, ФИО6 к администрации Ленинского административного округа о признании незаконными действий, решения, обязании совершить определенные действия, постановлено:

«Административное исковое заявление ФИО8, ФИО6 к администрации Ленинского АО <адрес> о признании незаконным действий, удовлетворено частично. Признать незаконным решение комиссии Ленинского АО <адрес> по отбору многоквартирных домов, дворовые территории которого подлежат благоустройству в <данные изъяты> в рамках реализации подпрограммы «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы <адрес> «Формирование комфортной городской среды», выраженное в протоколе № от <данные изъяты> приложением № к протоколу, в части возврата пакета документов, предоставленного к заявке о включении в программу многоквартирного дома по адресу <адрес>. На администрацию Ленинского АО <адрес> возложена обязанность рассмотреть заявку от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными документами» (л.д. 223-230 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ комиссия администрации Ленинского АО <адрес> рассмотрела вопрос о внесении изменений в протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии администрации Ленинского АО <адрес> по отбору многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в рамках реализации подпрограммы «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы <адрес> «Формирование комфортной городской среды», с учетом начисления баллов за годы участия в <данные изъяты> г. поступивших заявок от многоквартирного <адрес>, но не реализованных в предыдущие годы, количество начисленных баллов составит 15.

В материалы дела представлен ранжированный список Ленинского АО <адрес> (с учетом протокола от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому многоквартирный дом включен под № (л.д. 89-92 т.1). Набранные баллы: степень разрушения дворовой территории 25 баллов, дворовые территории в отношении которых имеются предложения 15 баллов, дворовая территория расположена на образованных земельных участках, полностью или частично находящихся в частной собственности 20 баллов, итого 60 баллов. Многоквартирные дома в списке с 1 по 48 набрали большее количество баллов, чем многоквартирный дом по <адрес>. Представители лиц, подавших заявки на участие в отборе, были привлечены к участию в дело в качестве заинтересованных лиц (л.д. 188-236 т.3).

Администрацией Ленинского АО <адрес> было направлено письмо в департамент городского хозяйства Администрации <адрес> об изменении в ранжированном списке порядкового номера многоквартирного <адрес> в <адрес> (л.д. 146 т.3).

Таким образом, согласно ранжированному списку многоквартирных домов (л.д. 214-216 т.1) номер заявки многоквартирного <адрес> изменен на № (л.д. 210-216 т.2).

Возражений простив порядка расчета и начисления баллов по спорному многоквартирному дому в отношении которого имелись предложения по благоустройству, но не реализованные в предыдущие годы (дополнительно 5 баллов за каждый год участия) и относительно того, что дворовая территория расположена на образованном земельном участке, полностью или частично находящегося в частной собственности (дополнительно 20 баллов) сторонами не представлено.

Материалами дела подтверждается, что ранее в отношении указанного многоквартирного дома принимались предложения по благоустройству, но не были реализованы в предыдущие годы (в расчете по указанной категории начислено 15 баллов) (т. 2 заявки).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> в <адрес> был расположен на земельном участке кадастровый №, в графе особые отметки имеется указание, что земельный участок, площадью 834 кв.м. снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42 т.1), по данным кадастровой карты на учет поставлен земельный участок кадастровый № площадью 3708 кв.м., расположенный под многоквартирным домом по <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании стороны так же указывали, что в <данные изъяты> под многоквартирным домом образован земельный участок. Против расчета начисленных баллов (20) в связи с образованием земельного участка стороны не возражали.

Оценивая доводы стороны ответчика Администрации Ленинского АО <адрес> о степени разрушения асфальтобетонного покрытия дворовой территории, которая определена комиссией как отношение суммарной площади разрушенных участков асфальтобетонного покрытия (183 кв.м.) к общей площади асфальтобетонного покрытия дворовой территории многоквартирного дома (920 кв.м.), за исключением отмостки многоквартирных домов, за что начислено 25 баллов (19,8%), суд с доводами не соглашается и исходит из следующего.

Согласно Постановлению Правительства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248-п в целях определения физического состояния дворовых территорий, общественных территорий муниципальных образований ФИО2 <адрес>, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, необходимо проведение мероприятий по инвентаризации данных территорий в соответствии с Порядком согласно приложению N 2 к государственной программе, при этом под инвентаризацией понимается - выявление в натуре, учет, картографирование, определение и оценка текущего состояния дворовых и общественных территорий, индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, а также потребности в работах по благоустройству указанных территорий и объектов; паспорт благоустройства дворовой территории - итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах, оценку текущего состояния и определение работ по благоустройству дворовой территории.

Порядок проведения инвентаризации дворовой территории, общественной территории, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения предусматривает в п.7, что инвентаризация проводится путем натурного обследования территории и расположенных на ней элементов благоустройства с учетом актуальных данных (в том числе о земельных участках многоквартирных домов, объектах благоустройства, гражданах, являющихся инвалидами и проживающих в многоквартирных домах) органов местного самоуправления муниципальных образований.

Оценка площади всех дворовых и общественных территорий должна производиться в соответствии с полученными в ходе инвентаризации контурами. Погрешность при определении площади должна составлять не более 10 процентов (п. 8).

В ходе проведения инвентаризации необходимо определить границы обследуемой территории. При определении границ территории учитываются границы сформированных, стоящих на кадастровом учете земельных участков, а также границы участков, предусмотренных проектами межевания территории (п. 9).

В п. 11 предусмотрено, что в ходе проведения инвентаризации необходимо описать все элементы благоустройства, расположенные в пределах инвентаризуемой территории.

Согласно п. 13 по результатам проведения инвентаризации в зависимости от обследуемой территории инвентаризационной комиссией оформляются в том числе: паспорт благоустройства дворовой территории по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Паспорт включает в себя в том числе: адрес местонахождения многоквартирного дома, кадастровый номер земельного участка (земельных участков) дворовой территории, общую площадь дворовой территории, перечень и описание элементов благоустройства (в том числе площадь и покрытие дворового проезда, тротуара).

В материалы дела представителем Администрации Ленинского АО <адрес> представлен паспорт благоустройства дворовой территории многоквартирного <адрес>, согласно которому общая площадь дворовой территории 3957,89 кв.м. Жилое строение имеет площадь 3059,1 кв.м. (что следует так же из технического паспорта многоквартирного дома л.д. 62,63 т.2), дворовый проезд - 560 кв.м., покрытие асфальт, количество парковочных мест 0, тротуар ширина 1,3м, длина 68,3 м. (1,3х68,3=88,79 кв.м.). Указанный паспорт, со слов представителя ответчика администрации Ленинского АО <адрес> составлен на март 2022.

Вместе с тем, указанные сведения не являются актуальными, поскольку по данным кадастрового учета после ДД.ММ.ГГГГ на учет поставлен земельный участок кадастровый № площадью 3708 кв.м.

Администрацией Ленинского АО <адрес> в расчет общей площади асфальтобетонного покрытия дворовой территории многоквартирного дома (705,56 кв.м. л.д. 14 т.3) включен автомобильный проезд между домами по <адрес> и <адрес> в <адрес> (99,75 кв.м., 36,4 кв.м., 10,5 кв.м.), что не является верным, поскольку приложением № Постановления Правительства ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248-п при определении границ территории учитываются границы сформированных, стоящих на кадастровом учете земельных участков. Согласно данным кадастровой карты земельный участок кадастровый № не содержит сведений об автомобильном проезде между домами по <адрес> и <адрес> в <адрес> (99,75 кв.м., 36,4 кв.м., 10,5 кв.м.), а так же о части участка площадью 95,2 кв.м. (7х13,6) из включенного в расчет участка площадью 278,8 кв.м., итого 241,85 кв.м. (99,75 + 36,4 + 10,5+95,2). Соответственно указанные площади подлежат исключению из расчета (463,71 = 705,56-241,85). Из материалов дела так же не следует, что к заявке о включении дворовой территории в Адресный перечень администрацией Ленинского АО <адрес> прикладывался паспорт благоустройства дворовой территории, актуальный на дат рассмотрения заявки.

Администрацией Ленинского АО <адрес> в расчет верно приняты разрушенные участки асфальтобетонного покрытия дворовой территории площадью 183 кв.м. (119,6 + 2,79 (тротуар со стороны подъезда №) + 22,5 (подход к подъезду №) + 38.11 (подход к подъезду № и тротуар), рисунок на л.д. 14 т.3), что соответствует п. 13 приложения № Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1099-п. В данной связи доводы стороны истца о том, что благоустройству подлежит не разрушенный участок асфальтобетонного покрытия дворовой территории, а вся дворовая территория, обозначенная в дизайн-проекте, не обоснован.

О выезде комиссии для осмотра дворовой территории и результатах осмотра в судебном заседании показала допрошенный свидетель ФИО30, специалист отдела ЖКХ администрации Ленинского АО <адрес>. ФИО30 указала, что разрушенным считается асфальт, поврежденный корнями деревьев, автомобилями, просевший и вздыбившийся.

Доводы стороны истца о том, что в предыдущие годы расчет и начисление баллов производилось иным способом, суд во внимание не принимает, поскольку расчет 2023 связан с внесением изменений в Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1099-п, и в связи с ремонтом дворового проезда БУ «УДХБ». Стороной истца не верно определен перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий (в части благоустройства парковки), поскольку минимальный перечень видов работ является исчерпывающим и не предусматривает благоустройство парковочного места.

Таким образом, расчет общей площади асфальтобетонного покрытия дворовой территории спорного многоквартирного дома состоит из площади тротуаров (90,44 кв.м.), подходов к подъездам (124 кв.м.= 5х6,2х4 подъезда), проезда 463,71 кв.м., итого 678,15 кв.м.

Ссылка истцов о том, что по иным земельным участкам многоквартирных домов администрацией ЛАО <адрес> принята степень разрушения асфальтобетонного покрытия дворовой территории как 100%, при наличии хорошего асфальтобетонного покрытия, судом во внимание не принимается, поскольку степень разрушения асфальтобетонного покрытия иных земельных участков под многоквартирными домами при рассмотрении настоящего дела не оценивалась.

С учетом степени разрушения асфальтобетонного покрытия дворовой территории (183 кв.м.) к общей площади асфальтобетонного покрытия дворовой территории многоквартирного дома (678,15 кв.м.), за исключением отмостки многоквартирных домов, сумма в процентном соотношении составляет 26,98% (183 : 678,15 х 100), что не соответствует расчету и начисленным администрацией округа 25 баллам за степень разрушения асфальтобетонного покрытия дворовой территории.

В данной связи суд полагает доводы стороны истца о незаконности решения комиссии Ленинского АО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по отбору многоквартирных домов и дворовых территорий в целях благоустройства в 2023 году в части принятия решения о присвоении порядкового номера 54 заявке от ДД.ММ.ГГГГ заслуживающими внимания и подлежащими удовлетворению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС Российской Федерации, часть 2 статьи 201 АПК Российской Федерации).

В абзаце 4 названного пункта постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС Российской Федерации, статья 16 АПК Российской Федерации).

Учитывая приведенные выше нормы права, суд отмечает, что суд не наделен полномочиями по включению многоквартирного дома в ранжированный список многоквартирных домов по Ленинскому административному округу под номером 10, в связи с этим требования в этой части и в части возложения обязанности на администрацию Ленинского АО <адрес> выделить финансирование на благоустройство придомовой территории многоквартирного <адрес> в <адрес> удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, на Администрацию Ленинского административного округа <адрес> следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявку от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными документами в установленный срок, предусмотренный п. 9 приложения № Порядка рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в Адресный перечень Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1099-п.

Относительно требований к Администрации <адрес>, Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса ФИО2 <адрес>, Министерству транспорта и дорожного хозяйства ФИО2 <адрес>, Министерству строительства ФИО2 <адрес> (ранее Министерство строительства ФИО2 <адрес> (ранее Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства ФИО2 <адрес>) суд исходит из следующего.

Поскольку субсидия предоставляется муниципальному образованию в целом, а не на конкретный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, то в удовлетворении иска к Минэнерго ФИО2 <адрес>, Администрации <адрес>, которые так же не выделяют в ранжированный список дворовые территории, подлежащие включению в Адресный перечень, следует отказать, права истцов не нарушены.

Предоставление субсидий на реализацию мероприятия по благоустройству дворовых территорий Министерством транспорта и дорожного хозяйства ФИО2 <адрес>,

Министерством строительства ФИО2 <адрес> не осуществляется. Указанные Министерства так же не выделяют в ранжированный список дворовые территории, подлежащие включению в Адресный перечень В данной связи в удовлетворении иска к указанным ответчикам следует отказать, права истцов не нарушены.

С учетом процессуального результата разрешения спора в пользу ФИО8 с Администрации Ленинского административного округа <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение комиссии Администрации Ленинского административного округа <адрес> по отбору многоквартирных домов, дворовые территорий которых подлежат благоустройству в 2023 в рамках реализации подпрограммы «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы <адрес> "Формирование комфортной городской среды" в части проверки и оценки представленных документов и выделения в ранжированной список по заявке от ДД.ММ.ГГГГ для включения дворовой территории многоквартирного <адрес> в <адрес> в подпрограмму «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы <адрес> "Формирование комфортной городской среды", выраженное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию Ленинского административного округа <адрес> повторно рассмотреть заявку от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными документами.

Взыскать с Администрации Ленинского административного округа <адрес> в пользу ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ рождения государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

В остальной части иска отказать.

Обязать Администрацию Ленинского административного округа <адрес> сообщить в течение одного месяца после истечения установленного срока в суд об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в ФИО2 областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Н. Ретуева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.