ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3130/2022 от 14.06.2022 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело а-3130/2022

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

14 июня 2022 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Артемовой Е.Н.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Солнечногорскому отделу Управления Росреестра по МО об обязании произвести регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Солнечногорскому отделу Управления Росреестра по МО об обязании произвести регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в соответствии с решением Солнечногорского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу . ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик направил уведомление о возврате документов без рассмотрения. Основанием бездействия административного ответчика в регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество указано наличие записей о регистрации запретов в отношении заявленного объекта недвижимого имущества. ФИО2 считает решение Солнечногорского отдела Управления Росреестра по МО незаконным, в связи с чем, вынужден обратиться в суд с заявленным административным исковым заявлением.

Административный истец в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 551 ГК РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

В силу ст. 165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Согласно ст. 2 Закона о государственной регистрации недвижимости правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч.2 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с ч.1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).

Согласно ч.1 ст. 27 Закона о государственной регистрации недвижимости, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, решением Солнечногорского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу за ФИО2 признано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Бакеево, участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала , категория земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, для иных видов сельскохозяйственного использования, за ФИО2 признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Бакеево, участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала , кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в соответствии с решением Солнечногорского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик направил уведомление №КУВД- о возврате документов без рассмотрения, поскольку ЕГРН содержит записи о регистрации запретов в отношении заявленных к регистрации объектов на основании постановления Советского районного суда по делу , постановления СПИ Головинского РОСП.

Как указывает административный истец, содержание указанных актов (запретов) ему неизвестно, так как он не является стороной по делу , а также исполнительных производств Головинского РОСП.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из решения Солнечногорского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО4ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи спорного недвижимого имущества. ФИО2 свои обязательства по оплате цены договора исполнил в полном объеме, а продавец –ФИО4 уклонился от подачи заявления в Росреестр для регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости явившиеся предметом договора купли-продажи.

Решение Солнечногорского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, положения ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства, а также отсутствие в материалах дела ответов на судебные запросы из Советского районного суда и СПИ Головинского РОСП, а также учитывая процессуальные сроки рассмотрения и разрешения административных дел по данной категории спора согласно ч. ст. 141 КАС РФ составляют два месяца со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО2 к Солнечногорскому отделу Управления Росреестра по МО о признании незаконным бездействия органа государственной власти и обязании зарегистрировать переход права собственности на объекты недвижимого имущества.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 – удовлетворить.

Обязать Солнечногорский отдел Управления Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности объектов недвижимости на основании заявления КУВД- от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Артемова Е.Н.