ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-313/20 от 23.11.2020 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

Дело а-313/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия 23 ноября 2020 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, поданное в его интересах ФИО2, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением, поданным в его интересах представителем ФИО2

Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО6, действующая в интересах ФИО3, обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером (далее - КН ), площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – садоводство. ДД.ММ.ГГГГ Министерством был дан ответ, который фактически содержал в себе отказ в удовлетворении заявления в предоставлении земельного участка в аренду, со ссылкой на нарушение требований, установленных земельным и водным законодательством. С данным решением административный истец не согласен, поскольку в соответствии с положениями подпункта 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ имеются основания для предоставления ему земельного участка в аренду без проведения торгов, а также потому, что нахождение земельного участка в переделах водоохранной зоны не означает, что он не может быть предоставлен в аренду.

На основании изложенного, ссылаясь на положения п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), истец просил суд признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.4-21, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление о предоставлении ФИО3 земельного участка в аренду, взыскать с Министерства судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании административный истец ФИО3, его представитель, действующий на основании доверенности ФИО2, извещенные надлежащим образом, отсутствовали.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении судебного заседания не направил.

В представленном письменном отзыве на административный иск привели основания аналогичные тем, которые изложены в оспариваемом отказе. Полагали заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представители заинтересованных лиц - администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Куркиекского сельского поселения; заинтересованные лица ФИО8 и ФИО9, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений и ходатайств не направили.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО7, действующая на основании доверенности в интересах ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, район <адрес>, площадью .м., с целью использования – садоводство, без проведения торгов.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с КН имеет вид разрешенного использования – садоводство и отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В своем решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. Министерство отказало ФИО3 в удовлетворении поданного его представителем заявления, по тем основаниям, что в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов в качестве основания указан подпункт 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, положениями которого предусмотрена возможность предоставления земельных участков в аренду без торгов «для ведения садоводства», тогда как предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду с видом разрешенного использования «садоводство» возможно только на торгах, проводимых в форме аукциона.

Кроме того, указали на то, что земельный участок полностью расположен в пределах границ зон с особыми условиями использования территории – водоохранной зоне и прибрежной защитной полосы озера Ихоярви, и что использование земельного участка с имеющимся видом разрешенного использования, предусматривающим осуществление сельскохозяйственной деятельности, повлечет нарушение требований, установленных Водным кодексом Российской Федерации.

ФИО3, не согласившись с принятым решением Министерства, обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015г. №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно положениям ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) утверждение схемы расположения земельного участка, 2) подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, 3) принятие решения о предварительном согласовании и т.д.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

Как следует из ответа Министерства, одним из оснований для отказа ФИО3 в предварительном согласовании предоставления земельного участка с КН в аренду без торгов явился тот факт, что в направленном в адрес Министерства заявлении целью использования земельного участка указано – «садоводство», тогда как положение подпункта 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, по мнению административного ответчика, предусматривает предоставление земельного участка без торгов - «для ведения садоводства». В обоснование указанного довода административным ответчиком в оспариваемом отказе было приведено описание видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее – Классификатор) – «садоводство» и «ведение садоводства».

С указанным основанием для отказа суд не может согласиться в связи со следующим.

В соответствии с п.п.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 ст. 39.18 ЗК РФ, граждане вправе обращаться за предоставлением земельного участка для ведения садоводства и дачного хозяйства в индивидуальном порядке.

В соответствии с пунктом 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».В пункте 7 ст. 27 ЗК РФ указано, что пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с описаниями видов разрешенного использования земельных участков, изложенных в Классификаторе, «садоводство» и «ведение садоводства» подразумевает под собой право граждан на осуществление на земельных участках сельскохозяйственного назначения такого вида сельскохозяйственной деятельности, как выращивание сельскохозяйственных культур, в том числе многолетних плодовых, ягодных культур, винограда, и иных.

Кроме того, законодатель, перечисляя условия, на основании которых гражданину может быть предоставлен земельный участок в аренду без торгов, в том числе «садоводство», определил его целевое назначение, а не конкретный вид разрешенного использования.

Таким образом, проанализировав вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу, что испрашиваемый административным истцом земельный участок может быть передан в аренду без проведения торгов в целях его использования для садоводства в соответствии с положениями подпункта 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Содержащееся в оспариваемом отказе основание, что земельный участок с КН полностью расположен в пределах границ зон с особыми условиями использования территории водоохранной зоны – прибрежной защитной полосы озера Ихоярви и его использование в испрашиваемых целях, которое может предусматривать осуществление гражданином сельскохозяйственной деятельности, повлечет нарушение требований водного законодательства, также не может быть принято судом, как основанное на законе.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельного участка и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии со статьями 77 и 78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения в связи с использованием их для целей, сельскохозяйственного производства могут быть заняты зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с положениями ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель (ч.13) В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч.16).

Земельный участок признается ограниченным в обороте по основаниям, предусмотренным п.5 ст.27 ЗК РФ.

Надлежащих доказательств в подтверждение факта нахождения испрашиваемого административным истцом земельного участка в пределах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы озера Ихоярви, административным ответчиком не представлено. Представленные в материалы дела скриншоты публичной кадастровой карты, а также фрагмента карты градостроительного зонирования территории Куркиекского сельского поселения, по убеждению суда, не могут являться доказательством его нахождении полностью либо частично в пределах водоохранной зоны упомянутого озера.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, по изложенным в нем основаниям, нельзя признать обоснованным и законным.

Таким образом, суд полагает, что оспариваемым решением права административного истца нарушены, что дает основания для удовлетворения исковых требований.

Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

Нарушенное право истца должно быть восстановлено путем возложения на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ вх. о предоставлении в аренду земельного участка с КН , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, для садоводства.

К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком. Суд в рамках административного судопроизводства не вправе предрешать рассмотрение вопроса по существу, входящего в полномочие другого органа.

Суд полагает, что при отсутствии иных оснований для отказа ФИО3 в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. Министерство должно заключить с ФИО3 договор аренды испрашиваемого земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО3 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , площадью .м., расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, для садоводства, незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ вх. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для садоводства.

По результатам рассмотрения заявления, при отсутствии иных оснований для отказа ФИО3 в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх., обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить договор аренды земельного с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для садоводства.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу ФИО3 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Сущевская

Мотивированное решение составлено 04.12.2020.